Длинная рука дядюшки Джо

Представление современников о военных летчиках Великой Отечественной у наших современников, как правило, связано с фильмом  «В бой идут одни старики» и с образом командира эскадрильи «Маэстро» в исполнении Василия Быкова (здесь нелишне вспомнить, что в фильме молодые лейтенанты прибыли в эскадрилью из Оренбургского летного училища!). При этом мы часто забываем, что основную часть военной авиации Красной Армии составляли вовсе не истребители, а трудяги-бомбардировщики, день и ночь в любую непогоду «доставлявшие» бомбы на головы нацистов, мосты и военные заводы фашистской Германии. При этом жизненно важными членами экипажа были скромные стрелки-радисты.

Защита верхней полусферы

Дмитрий Кузьмич Сысоев был призван Александровским военкоматом в декабре 1943 года. Полное среднее образование в то время предполагало, что призывнику предложат воинскую специальность, требующую либо особой подготовки, либо учебы в военном училище с присвоением по окончании его офицерского звания. Так и произошло: его направили в Бузулук, где Дмитрий целых десять месяцев осваивал специальность стрелка-радиста в 44 УАПО. В октябре 1944 года, став уже сержантом, он попал в в/ч 40416 (дальняя бомбардировочная авиация). Наши войска тогда находились на территории Польши, откуда советские бомбардировщики регулярно наносили удары по военным и промышленным целям Германии.
Надо сказать, что советская дальняя бомбардировочная авиация не имела таких летающих монстров, как американские Б-17 («летающая крепость») и Б-29 («супер крепость») или  английские «ланкастеры»: военная концепция Красной Армии не включала в себя массированных бомбовых ударов за тысячи километров от линии фронта. В начале войны на вооружении советских войск находилось только несколько десятков дальних бомбардировщиков Пе-8 и ДБ-3 (вскоре оснащенный более мощными моторами и получивший обозначение ИЛ-4), на последнем из которых и пришлось служить Д.Сысоеву. На долю четырех моторных Пе-8, выпала честь нанести первый «удар возмездия» по Берлину уже 8 августа 1941 года, а двухмоторный ИЛ-4 оставался основным советским тяжелым бомбардировщиком вплоть до конца войны. Экипажи Ил-4 старались бомбить с высоты семи с половиной тысяч метров, где немецкие истребители теряли свои преимущества. Помимо бомбардировок, этот самолет использовался для оперативной и стратегической разведки, снабжения партизанских отрядов и заброски в тыл врага разведывательно-диверсионных групп.
Главными целями дальней авиации в те годы были резервы противника, размещавшиеся вдали от линии фронта. Это, прежде всего, склады, арсеналы, эшелоны военной техники. Большое значение имели удары по заводам и фабрикам, выпускавшим технику и боеприпасы. 
Союзники России во Второй мировой войне - американцы и англичане - с уважением относились к нашей скромной, но достаточно эффективной дальней авиации:  ювелирная точность бомбардировки компенсировала численность самолетов! Они называли ее «длинная рука дядюшки Джо» (имея в виду И.В.Сталина). Однако, имея множество неоспоримых преимуществ,  имел и ряд недостатков, в числе которых было ограниченное оснащение оборонительным вооружением. В результате экипаж с трудом мог отбиться от истребителей. Попытки усилить вооружение для самообороны неоднократно предпринимались. В результате ИЛ-4 пришлось оснастить тремя огневыми точками: пулеметами, расположенными у башенного стрелка, в подфюзеляжной турели и в носовой части.
Защитником «верхней полусферы» своей машины и стал выпускник Бузулукского авиационного училища, башенный стрелок-радист Дмитрий Сысоев.
Его служба на тяжелом бомбардировщике была не из легких: запертый в тесной кабине, при появлении атакующих «мессершмиттов»  он оставался  как бы один на один со стреляющим по самолету  врагом! Однако, за все время службы, несмотря на множество воздушных боев, в одном из которых он был ранен в грудную клетку, ему так и не пришлось «аварийно» покидать самолет-бомбардировщик, успешно благодаря ему отбивавший атаки немецких истребителей.
Смертельный фейерверк
Попавшему в состав полка 16-й бомбардировочной армии 1-го Белорусского фронта восемнадцатилетнему Дмитрию Сысоеву пришлось сразу включиться в опасную работу. Надо иметь в виду, что 1-й Белорусский фронт - это главное направление удара на Берлин, а значит и максимального сопротивления вермахта! С 14 января по 3 февраля 1945 года он участвует в Висло-Одерской стратегической операции и освобождении центральной части Польши с Варшавой, захвате на левом берегу реки Одер плацдарма севернее и южнее г.Кюстрина. 10 февраля-4 апреля войска правого крыла фронта, участвуя в Восточно-Померанской стратегической операции, освободили северную часть Польши. Особую сложность для бомбардировщиков, где служил юный стрелок- радист составляли удары по немецким городам Виттенбегу и Пренцлау, где сосредотачивались танкостроительные заводы Германии, эвакуированные из Рура после интенсивных англо-американских бомбардировок. Район их расположения был так напичкан зенитками, что ночное небо вокруг самолетов казалось сплошным фейерверком!
16 апреля-8 мая 1945 года авиация фронта участвовала в проведении Берлинской стратегической операции, в ходе которой войска во взаимодействии с 1-м Украинским и при содействии 2-го Белорусского фронта штурмом овладели столицей Германии - Берлином.
После войны Дмитрий Сысоев еще четыре года прослужил в своей части, расквартированной вначале в Польше, затем в г.Альтенбурге в Германии.
В полной мере полученное в воздушном бою ранение сказалось намного позже: вернувшись со службы в родную Александровку, он вынужден был проводить немало времени на реабилитации в госпиталях. С одной из таких реабилитаций в 1953 году он так и не вернулся, и его в то время годовалой дочери - Наталье Сысоевой - так и не довелось запомнить отца, которого она знает теперь только по рассказам матери, всю жизнь оплакивавшей потерю любимого супруга….


Рецензии