Энерго- информационный метаболизм

Начну с объяснения непонятного термина, так как считаю что именно с  профессиональной терминологии начинаются недопонимания в обществе.

Адди;кция является английским словом "addiction", которая в переводе на русский язык означает "зависимость".

Понимается как любая пагубная привычка человека или привыкание других людей к этой привычке.

Термин «аддикция» был введен в 1960 году  экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тогда он обозначал привыкание к алкоголю, наркотикам и лекарственным средствам.

В связи с ростом популярности психологии мимо этой темы не прошла и я.

Имея диплом социального работника, практического опыта работы было очень мало, т.к. занимала другую должность.

Но не смотря на это был огромный опыт житейский и личные наблюдения за детскими страданиями в кругу соседей.

В этой статье решила поделиться накопленными знаниями, обобщив понимание существующей проблемы всего общества.


Так как под названием "дисфункциональная семья" в современном понимании это любая  семья, в которой практикуются манипуляции друг другом, традиции с азартными играми, разной степени алкоголизм, наркомания,
 эмоциональное или физическое насилие, с унижением и оскорблением.

Начну с небольшого уточнения касательно психики, несмотря на то что  "всё создано по образу и подобию" - чувствительность у всех разная.

К тому же если ребенок наблюдает образец поведения своих родителей и воспринимает его как правило, то сами понимаете откуда берется выражение:

"раненые - ранят, оскорблённые - оскорбляют, униженные - унижают и т.д."

Человек словно "застревает"  в определенном жизненном периоде, где произошел травмирующий психику опыт.

Исследования возрастной психологии показали что до автономии и психологической зрелости взрослому  человеку не позволяет дорасти его детская травма.

Взрослые Дети Аддиктов или "ВДА" это обширная категория людей, которая в современном обществе так или иначе касается каждого из нас.

Этой темой занимались известные специалисты:

1. Жан Вильям Фриц Пиаже;
(1896 – 1980) швейцарский психолог и философ, доказал, что дети в процессе взросления социализируются под влиянием более старших и авторитетных товарищей.

2. Зигмунд Шломо Фрейд (1856 -1939) австрийский невролог,  "отец современной психологии" основоположник психоанализа, его теории помогли сформировать современные взгляды на сновидения, детство, личность, память, сексуальность, терапию и культуру в целом.

3.Эрик Хомбургер Эриксон (1902 — 1994) немецко-американский психолог и психотерапевт, исследовал понятие «Эго» и развивал теорию развития личности.

В конце статьи я поделюсь его мудрыми  правилами для жизни.

 4. Л.С. Выготского и продолжают заниматься современные психологи и психотерапевты.

Американский психолог и исследователь Джанет Герингер Войтиц (1938г.)   в 1983 году привлекла внимание общественности своей книгой "Взрослые дети алкоголиков", позже создала фонд для организации «Взрослые дети алкоголиков» и основала Институт консультирования и обучения, где квалифицированную помощь  могли получить люди, которые выросли в семьях, где один или оба родителя страдали алкоголизмом.

Думаю что эта книга достойна прочтения, так как она касается большинства людей нашей огромной Родины.

В первую очередь потому, что практически любое застолье не обходится без спиртного, а человек который его не употребляет становится изгоем любого коллектива.

Несмотря на то, что я женщина противостоять давлению 10 человек стоит не малых усилий.

Едкие подколы в стиле:

" ты нас не уважаешь?"

"решила выделиться из толпы?"

"ты болеешь?" и т.д.

и далее пройти несколько этапов

"ах, ну да ты ведь у нас святая..." и.д.

Вполне очевидно что эта история стара как всё наше общество и связана с тем что в этой ситуации неуютно себя чувствуют все -
те кто предлагает и те кому предлагают.

"Свобода" выбора всегда начинается с делемы:

"ты с нами или против нас".

"кто не участвует - тот работает"...

С годами практики  приходит новые варианты решения - брать отпуск.

Первый мой брак мама называла
"отметкой в паспорте", по молодости никто не обращал внимание на семейные традиции.

Если в семье все работают, живут безбедно, прилично одеваются, имеют жильё и машину, значит "достойные люди".

Несмотря на препятствия родителей я всё равно вышла замуж "назло", чтобы показать свою самостоятельность в 19 лет.

Когда я узнала что беременна, его
 забрали в армию, а когда вернулся ребенок уже топал ножками самостоятельно.

Радость от возвращения праздновалась несколько месяцев, каждый друг или родственник усаживался за стол и этот сценарий повторялся с практически с одним и тем же текстом каждую пятницу.

Чтобы потом успеть отойти от алкогольной нагрузки за выходные дни.

В этой среде я чувствовала себя "черной" вороной, потому что проговаривала своё недовольство, все остальные были сплошь "белыми и пушистыми".

Упрёки начинались с того что я сижу дома с ребёнком, а они имеют право расслабиться.

Когда масса терпения достигла своего пика "я взорвалась", забрала ребенка и ушла к родителям "успокоиться" и больше не вернулась.

Узнала о его гибели в СВО пару лет назад, ощущая внутри благодарность за его выбор.

Несмотря на то что семейная жизнь у нас не сложилась, он смог реализовать себя защитником Родины, за что хоть и посмертно получить уважение и признание окружающих.

Думаю что  тема подобных расставаний знакома многим, только вот проговаривать её не принято из-за кажущегося "клейма"

- "не сумела сохранить брак"
- "сбежала после первой трудности".

Отсюда бессознательное желание
" исправить или переиграть" ситуацию "с подобным" партнёром.

Психика возвращает  в подобные события, что бы человек перепрожил  неприятные эмоции, извлёк урок и шел дальше, однако повторяющийся сценарий не всегда легко распознаётся.

Препятствием в отношениях как ни странно всегда был "алкоголь", который не позволял дойти к результату даже спустя 18 лет брака.

Культурные традиции расслабляться под алкоголь и встречать им любое событие от рождения до смерти в конечном итоге дали свои плоды.

Его запах снова и снова возвращал меня в прошлое и я погружалась на дно безысходности.

Тогда впервые я начала изучать учение о  "карме", мне нужна была причина неприятного сценария и я её нашла в родовой системе.

"кто ищет тот всегда найдёт".

Сработал "эмоциональный багаж",   феномен переноса прошлого негативного жизненного опыта.

В 40 лет я решила пополнить пробелы в знаниях и приобрести высшее образование.

Выбор направления был связан с моей официальной работой по среднему медицинскому образованию, хотя  и зависел от более глубоких индивидуальных целей.

Папа был человеком старой формации, поэтому всегда хотел чтобы у меня был диплом государственного образца, т.к. все остальные для него были "бумажками".

Этот пример явно демонстрирует родительское влияние на наше мышление и на выборы в уже взрослом возрасте.

Поэтому важность родительского воспитания и личного примера никто не отменял даже при наличии современных технологий обучения.

Однако не всё так просто с алкоголем, как может показаться на первый взгляд.

Мировым сообществом считается, что алкоголь выполняет не только культурную традицию и социальную функцию, но и служит  катализатором в деловой и политической жизни, помогая сглаживать противоречия и искать компромиссы.

Например,

в Японии широко распространена практика пить по пятницам алкоголь с коллегами после рабочего дня, эта традиция «номикаи» вписана в перечень трудовых обязанностей.

Поэтому отказ  выпивать с коллегами воспринимается как открытое оскорбление всего коллектива и даже самой компании.

Противостоять  добровольно - принудительным «вечеринкам» рассматривается как «саботаж» в «управлении человеческими ресурсами».

В современном обществе существует название этого важного процесса сплочения коллектива -
"тимбилдинг".

Однако, почему то забывается про право свободного выбора, применяя  давление дискриминацией, когда человек вынужденно  ощущает себя "не таким", каким от него требует большинство.

В переводе с латинского языка слово "discriminatio" означает "различение".

Вспомнилась  теория типов информационного метаболизма, которой интересовалась паралельно с психологией и астрологией в студенческие годы в качестве дополнительной информации.

Польский психиатр, психолог, философ Антон Кемпинский (1918-1972) разработал теорию энергетического-информационного метаболизма, считая, что человеческая психика "питается информацией" и ее здоровье напрямую зависит от качества и количества этой информации.

Он был одним из первых исследователей, которого заинтересовали психологические проблемы бывших узников нацистских лагерей смерти.

Это люди, ставшие невольными свидетелями и одновременно участниками страшных событий.

Травматичность от  внешнего реального события, которое человек ощущает внутри себя тесно связана с ощущением собственной беспомощности из-за невозможности эффективно действовать в опасной ситуации.

Отсюда название "узники смерти", те самые "жертвы" о которых "трубят с каждого утюга" современные психологи, предлагая поверить в то что человек сам создал эту ситуацию, сам виноват в происходящем, поэтому при желании может легко
"выйти из этого состояния" ...

Возможно все случаи разные, а возможно специалисты до конца не понимают всей глубины происходящего с человеком - не мне судить, это лишь моё субъективное мнение.

В 1950-х годах Кемпинский был одним из первых учёных, которые начали изучать посттравматическое стрессовое расстройство.

Симптомы ПТСР: воспоминания о пережитых событиях, кошмарные сны,  крайняя тревога, отсутствие доверия и агрессия, периодически направленная на себя или других.

В таких состояниях присоединяется депрессия и панические атаки.

Запускают такие воспоминания и состояния всевозможные сюжеты, которые человек может наблюдать в реальной жизни или по телевизору, так как для психики как для ребёнка - всё реально.

Теория Кемпинского о энерго-информационном метаболизме как раз вписывается в современную идею "о вирусах сознания", когда мы черпаем из  социума в виде чужих идей и убеждений, а потом они "прилипают" к нашей памяти как "слова - паразиты" из современных топовых песен:

"истеричка", "алкоголичка" и т.д.

Что касается сути метаболизма то, в его основе лежат  2 взаимодополняющих процесса: один разрушительный – имеет название катаболизм, другой созидательный – анаболизм.

Любое питательное вещество, попадающее в организм, не может сразу усвоиться.

Поэтому поступающая новая информация всегда будет разрушать наши представления и ввергать в шок наше восприятие.

Хорошо если в результате информация принесёт человеку позитивный настрой и вдохновит  на созидание.

Вернее даже сказать, если у человека имеется навык преобразования информации его мышление найдет способы её усвоить.

Если мы говорим о привычном
 метаболизме, то он  зависит от: гендера, возраста, хронических заболеваний, генетических мутаций
гормонального фона и т.д.

Отсюда, возникает понимание  информационного метаболизма.

Далеко не каждый человек способен переварить и усвоить тяжёлую информацию, поэтому размышления напрягают, их избегают : "не напрягай".

В таком раскладе имеет смысл научиться выбирать для себя личные ценности и качество:
- музыку
- новостные ленты
- фильмы и т.д.

И возможно научиться опираться на себя, с готовностью идти по жизни одному.

Как ни странно но именно наша личная система ценностей является ключевым моментом для определения нашего выбора.

Вполне вероятно что это должно интересовать в первую очередь самого человека, если он заботится о своем здоровье.

Специалисты давно выяснили что пережить любую травму человеку помогает социальная поддержка.

Та благоприятная среда и атмосфера, которая способна поддерживать и исцелять практически любые ментальные проблемы, когда человек их проговаривает.

Однако с учётом вышеописанных традиций везёт не многим.

Как и обещала пишу  "правила жизни", рекомендованные Эриком Эриксоном, которые помогут преодолеть возникающие сложности в развитии личности:

1. Отказ "принимать чужие оскорбления" даёт возможность защищать свои права и границы.

2. Жизнь не заканчивается на неудачном опыте до тех пор пока мы живы.

3. Страх жизни как и страх смерти передается по наследству, поэтому полезным навыком является выработать  здоровое  отношение к естественным процессам с пониманием неизбежности.

Это поможет наслаждаться каждым днём жизни и искать способы выхода из сложных ситуаций.

4. Чем больше человек знает и понимает себя, тем больше у него принятия к другим людям.

5. Сотрудничество и взаимная поддержка является основой для существования человечества.

6. Наши ценности и интересы являются являются частью того, чем являемся мы сами.

7. Неизбежные проблемы являются частью нашей жизни.

Это понимание освобождает от иллюзий того что "всё легко, просто и быстро", одновременно являясь необходимым условием для нашего роста и развития.

8. Ребенок в семье является частью психологической зрелости и становления личности.

Ответственность возлагаемая на родителей становится порой тяжким испытанием, с которым справится не всем под силу.

Зачастую "слабыми" сторонами являются мужчины, оставляя женщину с особенным ребенком.

9. Принятие своих слабых и сильных сторон является одним из вариантов прощения себя за ошибки.

Это понимание освобождает нас от мысли преследовать "идеальный образ" в другом человеке, а также возвышаться на другими.

Такой подход обеспечивает объективный взгляд на человека, который в одном случае может быть "хорошим", а в другом "плохим".

10. Дискомфорт является благоприятным условием для быстрого роста и развития.

Либо ты научишься адаптироваться к неблагоприятным факторам внешней среды, либо найдёшь способ покинуть место дискомфорта.

11. Конфликт указывает на истинную сущность человека, который отражает его ценности и убеждения.

12. Необходимость соблюдения внутреннего  баланса между  крайними эмоциональными состояниями.

На мой взгляд этот навык помогает человеку преодолеть социальное неприятие, а также свободно проявлять благотворительность, т.е. без обязательств и напрягающих долженствований.


Рецензии