Энерго- информационный метаболизм
Адди;кция является английским словом "addiction", которая в переводе на русский язык означает "зависимость".
Понимается как любая пагубная привычка человека или привыкание других людей к этой привычке.
Термин «аддикция» был введен в 1960 году экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тогда он обозначал привыкание к алкоголю, наркотикам и лекарственным средствам.
В связи с ростом популярности психологии мимо этой темы не прошла и я.
Имея диплом социального работника, практического опыта работы было очень мало, т.к. занимала другую должность.
Но не смотря на это был огромный опыт житейский и личные наблюдения за детскими страданиями в кругу соседей.
В этой статье решила поделиться накопленными знаниями, обобщив понимание существующей проблемы всего общества.
Так как под названием "дисфункциональная семья" в современном понимании это любая семья, в которой практикуются манипуляции друг другом, традиции с азартными играми, разной степени алкоголизм, наркомания,
эмоциональное или физическое насилие, с унижением и оскорблением.
Начну с небольшого уточнения касательно психики, несмотря на то что "всё создано по образу и подобию" - чувствительность у всех разная.
К тому же если ребенок наблюдает образец поведения своих родителей и воспринимает его как правило, то сами понимаете откуда берется выражение:
"раненые - ранят, оскорблённые - оскорбляют, униженные - унижают и т.д."
Человек словно "застревает" в определенном жизненном периоде, где произошел травмирующий психику опыт.
Исследования возрастной психологии показали что до автономии и психологической зрелости взрослому человеку не позволяет дорасти его детская травма.
Взрослые Дети Аддиктов или "ВДА" это обширная категория людей, которая в современном обществе так или иначе касается каждого из нас.
Этой темой занимались известные специалисты:
1. Жан Вильям Фриц Пиаже;
(1896 – 1980) швейцарский психолог и философ, доказал, что дети в процессе взросления социализируются под влиянием более старших и авторитетных товарищей.
2. Зигмунд Шломо Фрейд (1856 -1939) австрийский невролог, "отец современной психологии" основоположник психоанализа, его теории помогли сформировать современные взгляды на сновидения, детство, личность, память, сексуальность, терапию и культуру в целом.
3.Эрик Хомбургер Эриксон (1902 — 1994) немецко-американский психолог и психотерапевт, исследовал понятие «Эго» и развивал теорию развития личности.
В конце статьи я поделюсь его мудрыми правилами для жизни.
4. Л.С. Выготского и продолжают заниматься современные психологи и психотерапевты.
Американский психолог и исследователь Джанет Герингер Войтиц (1938г.) в 1983 году привлекла внимание общественности своей книгой "Взрослые дети алкоголиков", позже создала фонд для организации «Взрослые дети алкоголиков» и основала Институт консультирования и обучения, где квалифицированную помощь могли получить люди, которые выросли в семьях, где один или оба родителя страдали алкоголизмом.
Думаю что эта книга достойна прочтения, так как она касается большинства людей нашей огромной Родины.
В первую очередь потому, что практически любое застолье не обходится без спиртного, а человек который его не употребляет становится изгоем любого коллектива.
Несмотря на то, что я женщина противостоять давлению 10 человек стоит не малых усилий.
Едкие подколы в стиле:
" ты нас не уважаешь?"
"решила выделиться из толпы?"
"ты болеешь?" и т.д.
и далее пройти несколько этапов
"ах, ну да ты ведь у нас святая..." и.д.
Вполне очевидно что эта история стара как всё наше общество и связана с тем что в этой ситуации неуютно себя чувствуют все -
те кто предлагает и те кому предлагают.
"Свобода" выбора всегда начинается с делемы:
"ты с нами или против нас".
"кто не участвует - тот работает"...
С годами практики приходит новые варианты решения - брать отпуск.
Первый мой брак мама называла
"отметкой в паспорте", по молодости никто не обращал внимание на семейные традиции.
Если в семье все работают, живут безбедно, прилично одеваются, имеют жильё и машину, значит "достойные люди".
Несмотря на препятствия родителей я всё равно вышла замуж "назло", чтобы показать свою самостоятельность в 19 лет.
Когда я узнала что беременна, его
забрали в армию, а когда вернулся ребенок уже топал ножками самостоятельно.
Радость от возвращения праздновалась несколько месяцев, каждый друг или родственник усаживался за стол и этот сценарий повторялся с практически с одним и тем же текстом каждую пятницу.
Чтобы потом успеть отойти от алкогольной нагрузки за выходные дни.
В этой среде я чувствовала себя "черной" вороной, потому что проговаривала своё недовольство, все остальные были сплошь "белыми и пушистыми".
Упрёки начинались с того что я сижу дома с ребёнком, а они имеют право расслабиться.
Когда масса терпения достигла своего пика "я взорвалась", забрала ребенка и ушла к родителям "успокоиться" и больше не вернулась.
Узнала о его гибели в СВО пару лет назад, ощущая внутри благодарность за его выбор.
Несмотря на то что семейная жизнь у нас не сложилась, он смог реализовать себя защитником Родины, за что хоть и посмертно получить уважение и признание окружающих.
Думаю что тема подобных расставаний знакома многим, только вот проговаривать её не принято из-за кажущегося "клейма"
- "не сумела сохранить брак"
- "сбежала после первой трудности".
Отсюда бессознательное желание
" исправить или переиграть" ситуацию "с подобным" партнёром.
Психика возвращает в подобные события, что бы человек перепрожил неприятные эмоции, извлёк урок и шел дальше, однако повторяющийся сценарий не всегда легко распознаётся.
Препятствием в отношениях как ни странно всегда был "алкоголь", который не позволял дойти к результату даже спустя 18 лет брака.
Культурные традиции расслабляться под алкоголь и встречать им любое событие от рождения до смерти в конечном итоге дали свои плоды.
Его запах снова и снова возвращал меня в прошлое и я погружалась на дно безысходности.
Тогда впервые я начала изучать учение о "карме", мне нужна была причина неприятного сценария и я её нашла в родовой системе.
"кто ищет тот всегда найдёт".
Сработал "эмоциональный багаж", феномен переноса прошлого негативного жизненного опыта.
В 40 лет я решила пополнить пробелы в знаниях и приобрести высшее образование.
Выбор направления был связан с моей официальной работой по среднему медицинскому образованию, хотя и зависел от более глубоких индивидуальных целей.
Папа был человеком старой формации, поэтому всегда хотел чтобы у меня был диплом государственного образца, т.к. все остальные для него были "бумажками".
Этот пример явно демонстрирует родительское влияние на наше мышление и на выборы в уже взрослом возрасте.
Поэтому важность родительского воспитания и личного примера никто не отменял даже при наличии современных технологий обучения.
Однако не всё так просто с алкоголем, как может показаться на первый взгляд.
Мировым сообществом считается, что алкоголь выполняет не только культурную традицию и социальную функцию, но и служит катализатором в деловой и политической жизни, помогая сглаживать противоречия и искать компромиссы.
Например,
в Японии широко распространена практика пить по пятницам алкоголь с коллегами после рабочего дня, эта традиция «номикаи» вписана в перечень трудовых обязанностей.
Поэтому отказ выпивать с коллегами воспринимается как открытое оскорбление всего коллектива и даже самой компании.
Противостоять добровольно - принудительным «вечеринкам» рассматривается как «саботаж» в «управлении человеческими ресурсами».
В современном обществе существует название этого важного процесса сплочения коллектива -
"тимбилдинг".
Однако, почему то забывается про право свободного выбора, применяя давление дискриминацией, когда человек вынужденно ощущает себя "не таким", каким от него требует большинство.
В переводе с латинского языка слово "discriminatio" означает "различение".
Вспомнилась теория типов информационного метаболизма, которой интересовалась паралельно с психологией и астрологией в студенческие годы в качестве дополнительной информации.
Польский психиатр, психолог, философ Антон Кемпинский (1918-1972) разработал теорию энергетического-информационного метаболизма, считая, что человеческая психика "питается информацией" и ее здоровье напрямую зависит от качества и количества этой информации.
Он был одним из первых исследователей, которого заинтересовали психологические проблемы бывших узников нацистских лагерей смерти.
Это люди, ставшие невольными свидетелями и одновременно участниками страшных событий.
Травматичность от внешнего реального события, которое человек ощущает внутри себя тесно связана с ощущением собственной беспомощности из-за невозможности эффективно действовать в опасной ситуации.
Отсюда название "узники смерти", те самые "жертвы" о которых "трубят с каждого утюга" современные психологи, предлагая поверить в то что человек сам создал эту ситуацию, сам виноват в происходящем, поэтому при желании может легко
"выйти из этого состояния" ...
Возможно все случаи разные, а возможно специалисты до конца не понимают всей глубины происходящего с человеком - не мне судить, это лишь моё субъективное мнение.
В 1950-х годах Кемпинский был одним из первых учёных, которые начали изучать посттравматическое стрессовое расстройство.
Симптомы ПТСР: воспоминания о пережитых событиях, кошмарные сны, крайняя тревога, отсутствие доверия и агрессия, периодически направленная на себя или других.
В таких состояниях присоединяется депрессия и панические атаки.
Запускают такие воспоминания и состояния всевозможные сюжеты, которые человек может наблюдать в реальной жизни или по телевизору, так как для психики как для ребёнка - всё реально.
Теория Кемпинского о энерго-информационном метаболизме как раз вписывается в современную идею "о вирусах сознания", когда мы черпаем из социума в виде чужих идей и убеждений, а потом они "прилипают" к нашей памяти как "слова - паразиты" из современных топовых песен:
"истеричка", "алкоголичка" и т.д.
Что касается сути метаболизма то, в его основе лежат 2 взаимодополняющих процесса: один разрушительный – имеет название катаболизм, другой созидательный – анаболизм.
Любое питательное вещество, попадающее в организм, не может сразу усвоиться.
Поэтому поступающая новая информация всегда будет разрушать наши представления и ввергать в шок наше восприятие.
Хорошо если в результате информация принесёт человеку позитивный настрой и вдохновит на созидание.
Вернее даже сказать, если у человека имеется навык преобразования информации его мышление найдет способы её усвоить.
Если мы говорим о привычном
метаболизме, то он зависит от: гендера, возраста, хронических заболеваний, генетических мутаций
гормонального фона и т.д.
Отсюда, возникает понимание информационного метаболизма.
Далеко не каждый человек способен переварить и усвоить тяжёлую информацию, поэтому размышления напрягают, их избегают : "не напрягай".
В таком раскладе имеет смысл научиться выбирать для себя личные ценности и качество:
- музыку
- новостные ленты
- фильмы и т.д.
И возможно научиться опираться на себя, с готовностью идти по жизни одному.
Как ни странно но именно наша личная система ценностей является ключевым моментом для определения нашего выбора.
Вполне вероятно что это должно интересовать в первую очередь самого человека, если он заботится о своем здоровье.
Специалисты давно выяснили что пережить любую травму человеку помогает социальная поддержка.
Та благоприятная среда и атмосфера, которая способна поддерживать и исцелять практически любые ментальные проблемы, когда человек их проговаривает.
Однако с учётом вышеописанных традиций везёт не многим.
Как и обещала пишу "правила жизни", рекомендованные Эриком Эриксоном, которые помогут преодолеть возникающие сложности в развитии личности:
1. Отказ "принимать чужие оскорбления" даёт возможность защищать свои права и границы.
2. Жизнь не заканчивается на неудачном опыте до тех пор пока мы живы.
3. Страх жизни как и страх смерти передается по наследству, поэтому полезным навыком является выработать здоровое отношение к естественным процессам с пониманием неизбежности.
Это поможет наслаждаться каждым днём жизни и искать способы выхода из сложных ситуаций.
4. Чем больше человек знает и понимает себя, тем больше у него принятия к другим людям.
5. Сотрудничество и взаимная поддержка является основой для существования человечества.
6. Наши ценности и интересы являются являются частью того, чем являемся мы сами.
7. Неизбежные проблемы являются частью нашей жизни.
Это понимание освобождает от иллюзий того что "всё легко, просто и быстро", одновременно являясь необходимым условием для нашего роста и развития.
8. Ребенок в семье является частью психологической зрелости и становления личности.
Ответственность возлагаемая на родителей становится порой тяжким испытанием, с которым справится не всем под силу.
Зачастую "слабыми" сторонами являются мужчины, оставляя женщину с особенным ребенком.
9. Принятие своих слабых и сильных сторон является одним из вариантов прощения себя за ошибки.
Это понимание освобождает нас от мысли преследовать "идеальный образ" в другом человеке, а также возвышаться на другими.
Такой подход обеспечивает объективный взгляд на человека, который в одном случае может быть "хорошим", а в другом "плохим".
10. Дискомфорт является благоприятным условием для быстрого роста и развития.
Либо ты научишься адаптироваться к неблагоприятным факторам внешней среды, либо найдёшь способ покинуть место дискомфорта.
11. Конфликт указывает на истинную сущность человека, который отражает его ценности и убеждения.
12. Необходимость соблюдения внутреннего баланса между крайними эмоциональными состояниями.
На мой взгляд этот навык помогает человеку преодолеть социальное неприятие, а также свободно проявлять благотворительность, т.е. без обязательств и напрягающих долженствований.
Свидетельство о публикации №225020700870