Ольга Ильницкая. Ты посмотри на эти горы...

ИСКУССТВО ИНТЕГРАЛЬНОГО СТИХА

(новое краткое вступление
к Антологии современного Интегрального стиха)


Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: простой пример - музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями, с уходами от ожиданий, не по кругу, но по спирали развития - это и есть один из главных природных факторов здорового существования человека.

И тут один шаг до рифмы, которая основана на звуковом повторе.

Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - так писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.

Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.

Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…

И вот тогда, когда в стихах исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами ровного метра, рифмы на конце строки, чёткой строфы других достаточно строгих компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности… Слабые рифмы становятся более значимыми, внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.

Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, с которыми поэт часто работает на уровне интуиции, - приобретают особую силу воздействия. Инструментарий поэта расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздействие, их совместная работа, их интеграция. На этом во многом и основано искусство Интегрального стиха.

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии,
февраль 2025.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Ольга ИЛЬНИЦКАЯ


***

Ты посмотри на эти горы,
на эти леса, океаны, моря…
Они же абсолютно к нам равнодушны,
им же совершенно всё равно…

Они есть -
со своими штормами,
со своими штилями…

А мы во всём этом ощущаем,
какие мы маленькие,
мы часть всего этого,
и только сосуществуем с ними…

А они
не заморачиваются…

2018



***

Я смотрю никуда.
Ниоткуда ты отвечаешь.
Любовь вокруг.

О, Ангелы белые -
завьюжили,
приспав, согрели.
А там
и весна поспела.
Облизнула сосульку
и раззвенелась капелью.

Быстро стаяла
твёрдость.
Недостало
весне любви.

Лишь бремя прорастающее,
сквозное,
земляное -
на Божий Свет.

И - небо раздвинулось,
приняло младенца
не по дням растущего,
созревающего для жатвы.

И с тобой - так.
И тебя - Свет примет.

2001


ИЛЬНИЦКАЯ Ольга Сергеевна
Поэт и прозаик. Родилась в Одессе в 1951 году. Окончила исторический факультет Одесского государственного университета И.И. Мечникова. В советское время публиковалась в самиздате Подмосковья и Ленинграда. Первая публикация в Одессе состоялась в коллективном поэтическом альманахе «Вольный город» (1991). Автор книг «Жизнь тому вперёд» (1995), «Дебют на прощанье» (2002), «Семь встреч с Богом» (2004), «Божий человек. Книга про все хорошее» (2007), «Идёт по улице война» (2014), "Сгущение жизни - моё ремесло" (2020) и др., в т.ч. в переводе - напр., "Чрезвычайное положение", перевод на англ. Элизабет Шарп, К., "Альтерпресс", 2000). Публикации в периодике России, Венгрии, Германии, Израиля, США, Франции, Украины, в частности в журналах «Арион», «Артикль» (Тель-Авив), «Белый ворон», «Гостиная» (Филадельфия), «Знамя», «Кольцо А», «Крещатик», «Ликбез», «Литературный Иерусалим», «Нева», «Окно», «Октябрь», «Юность», «Черновик» (Нью-Йорк), в альманахах «Дерибасовская-Ришельевская» (Одесса), «Золотое руно», «Меценат и Мир», «Соты» (Киев) и т.д. Живёт в Москве.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Ильницкая О.С., стихи, 2001, 2018.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2025.


Рецензии