Из новой записной книги

Я думаю, России все-таки нужна национальная идеология. И национальная идея могла бы быть её центральной частью. Национальная идея, на мой взгляд, могла бы заключаться в единстве многонационального государства России, общества. Мы - россияне, русские. Эта идея была высказана еще 800 лет назад в "Слове о полку Игореве...". В этом произведении постулировалась идея единства русского народа, Руси, которую следовало защищать, несмотря на все политические разногласия и неурядицы. Собственно, эта идея обнажилась в эпоху Смутного времени и народных ополчений, когда уже не сами князья, верховные правители выступали бы гарантом единства Руси, а более низшие слои.

********
В СССР, несмотря на неурядицы, проблемы (да и где нет проблем?!) жили великие, идейные люди. Они просто жили и хотели хорошо делать свою работу. И эти люди делали великой свою страну, Советский Союз. Печально, что в последние десятилетия пытаются залить грязью и уничтожить память о великой стране и о великих людях. У американцев есть деньги, а у нас - люди. И еще мы можем сражаться в тени, несмотря ни на какие санкции.

********
Новый мир куется не в условной смене фигуры американского президента. Новый мир и новая эпоха возникает независимо от желания Америки. Новое творится Россией, Китаем и Индией. Где Россия - локомотив. Она предлагает идеи, инициативы, выступает в качестве организатора.

********
У стариков есть старая привычка жаловаться по различным инстанциям, добиваться справедливости. При "коммунизме" можно было жаловаться в различные инстанции - профсоюз, комсомол, партийную ячейку и т.д. Сейчас при капитализме, как показывает еще опыт Запада, возможность поиска правды, справедливости резко ограничены. Русский человек привык к свободе и справедливости, и думает, что при капитализме будет все так же, как и при социализме. А капитализм - это власть олигархии, олигархи решают что можно, а что нельзя. Мнение простого рабочего, даже через посредство профсоюзов, теперь не имеет значения. Демократия в каком-то плане была при социализме, при капитализме демократии в принципе быть не может. Д.Н. Валеев в книге "Три лика" (М.: "Мысль", 1990) приводит случай с милиционером Н. Абзаловым, на которого начальство отдела написало донос за то, что подчиненный вскрывал пороки местного отделения милиции (1965 год), потом и всей системы МВД в целом. Все-таки, капитану милиции Абзалову удалось за 9 месяцев сломить систему, за это время его выгнали с работы, осудили. Но именно через партийные структуры к нему прислушались, видимо, за его упорство. В РСФСР слабы были родственные связи, поэтому партийные структуры, хоть и тесно переплетались с государственными, но каждая по отдельности имела свое влияние, свои влиятельные фигуры, поэтому через партийные структуры можно было в обход местным властям выйти на более высший уровень власти (на областной или какой-нибудь министерский уровень). А если подключатся профсоюзы, всякие комиссии, "волонтеры", партийцы, то решать проблемы становилось легче. Другое дело было в кавказских и среднеазиатских республиках, где жили еще родо-племенными отношениями, где местный князек тащил своих многочисленных родственников, даже полуграмотных, на различные посты и даже в высшую школу образования (отчасти это объясняет, почему там оказался такой низкий уровень науки, мало реальных своих научных кадров, инженеров).


Рецензии