Бензопила
(рассказ - размышление)
Сначала традиционная "заставка" рассказа моего старшего собрата по перу, друга (его предки выходцы из Греции и, что, возможно два Алкамана, античный и современный, родственники. Как Алкмеон, Алкмена. Он мой земляк):
"ТРАЕКТОРИЯ
Миниатюра
Любой элемент азбуки графическое изображение отдельно взятой фонемы, которая, в свою очередь, является прямой производной природы. Звуки, исходящие от окружающей среды,.безусловно, послужили спусковым механизмом для возникновения речи.
Значительно позже назрела важная настоятельная потребность в их письменных фиксациях...
А — древнеегипетский бог Апис, символ силы и плодородия, в переводе означает " бык";
Б — буксир ;
В — волна под определенным углом восприятия;
Г — нечто гнутое;
Д — дом ( на фундаменте);
Ж — очертание жука;
З — змея( в изгибе);
И — траектория, описываемая мячом, подскакивающим от земли во время игры;
К —вставший на задние конечности конь( вздыбленный);
Л — лента, подброшенная вверх;
М — сперва характерное очертание верхней губы, а уж потом соответствующая графема;
Н — носилки ;
О — рот при удивленном возгласе ;
Р — ружье( стволом вниз);
С — серп ;
Т — трон;
Э- напоминает Землю с экватором;
Я — прежде всего , ассоциируется с разумным двуногим существом, то бишь человеком.
Алфавит потому не охвачен полностью, что, к большому сожалению, на текущий момент я не нашел признака привязок к внешним обстоятельствам
прочих символов .
Мурат АЛКАМАН,
31 января 2025 года"
Предисловие
Не писать пишущему человеку нельзя. Не получается. Надо писать. Высказываться. Размышлять. Фантазировать. Комбинировать всё это в своих рассказах. А в стихах - выплёскивать свои эмоции. Опять же стихи - это как свежий ветер для хулигана. Там столько можно "зашифровать", нафантазировать. В стихах можно себе позволить "шалить" и "дурачить" читателя как хочешь. Чем часто и занимались великие поэты. Казуистику одного из таких, я пытался осмыслить двадцать лет. Потом плюнул на это. Поняв, что он просто "дурачит" читателя, играя словами, мыслями, тавтологией. Иногда поэту есть что сказать, а чаще - нечего. Тогда мы получаем "заумные" стихи - ни о чём.
Я стараюсь не писать на грустные темы: война, криминал, политика, фантастика, фэнтези... Хотя больше половины моего творчества именно об этом. Просто этого много в жизни. Всё лежит на поверхности. Поэтому берёшь "избитую", "задрипанную", всем надоевшую скучную тему и пытаешься её оживить для читателя. Сделать более удобоваримой, доступной и понятной.
Собственно рассказ: "Бензопила"
Я уже "пожилой" человек. Мне шестьдесят пять. Хотя знаю, иной пятиклассник, на самом деле, "старше" меня в своих жизненных понятиях и взглядах. Такова сейчас жизнь с её интернетом, гаджетами, технологиями и я бы сказал жёсткой "собачьей" современной жизнью.
А вот люди поболее меня по годам - действительно "дети", на мой взгляд и понимание. Зная, что я пишу, они останавливают меня, мы присаживаемся на скамейку. И они мне начинают рассказывать "за свою жизнь". Это иногда даёт мне темы моих лучших рассказов-миниатюр: "Вагон смерти", "Граната" и другие.
Но ещё больше сюжетов для моих будущих рассказов "сидит" у меня в голове и ждут своего часа. Они там, непонятно как, формируются, синтезируются, оттачиваются. А потом в готовом виде "стучат мне по башке", дескать, пора "батенька": "Садись и пиши. А то мы тебя разорвём изнутри. Сведём тебя с ума. От нас не отвяжешься".
Вот и сейчас пять утра. Спасть бы, да спать "тихой мышкой". Но нет, приходит изнутри "приказ": "Пиши".
И вот я, как могу оттягиваю этот момент, чтобы в голове сформировалась полная картина рассказа. Ан нет. Мысли идут дозированно, по частям. И я не знаю, что мои руки наберут на клавиатуре через мгновение, два.
...
"Бензопила" - это тема моего нового рассказа. Все знают что это такое, а многие даже держали её в руках и "пилили". Эффектно, если у бензопилы наточенная цепь. И с огромными мучениями, если цепь "тупая".
Мой рассказ о моём тёзке Владимире. Он до сих пор в "рабочем" состоянии. То есть, на "глубокой" пенсии он продолжает работать и приносить пользу людям. Подрабатывает он в большой стоматологической клинике города, обслуживая там всю медицинскую технику. Есть подработка у него и в других больницах. Мед-техника есть везде, а значит нужны специалисты для её обслуживания. Вот Владимир, в свои восемьдесят девять лет, и есть такой специалист.
Причём доходит до смешного. Как настоящий мужик, Владимир имеет "золотые" работящие руки. И когда навалит в клинике снег, он берёт лопату и чистит его, хотя об этом его никто не просит. Или ремонтирует двери, окна и всё, что попадётся под руку в клинике.
Владимир живёт в соседнем доме. И как-то идя из клиники, он остановился около меня. "Сверстников не осталось поговорить", - начал он. "А что, так?" - поддержал я разговор. "Да вот восемьдесят девять лет мне. Ушли все мои "дружки" из жизни. Заждались меня там наверно. А я здесь похоже надолго задержался. И наверное не скоро к ним "приду", - продолжил Владимир. Я внимательно посмотрел на него. Действительно, более семидесяти лет я бы ему не дал. "Да и зубы у него все свои и целые!", - вдруг отметил я для себя невольно.
Но запомнил я его по его воспоминаниям о бензопиле. Обыкновенной. Дело в том, что все градообразующие предприятия города у нас, как по мановению волшебной палочки, в начале девяностых годов прошлого века вдруг "встали". Сотня тысяч их работников осталось не у дел. Началось повальное пьянство в городе. Люди умирали как мухи от суррогатов спиртного ("палёнки"). Не обошла эта участь и моего собеседника Владимира. Он, как и сотня тысяч других горожан остался без работы. Вот тогда и спасла его бензопила, которую, он когда-то получил на работе в счёт зарплаты. Было такое время в девяностых годах. Зарплату выдавали в основном водкой, реже - вещами. Вот Владимир и успел "отхватить" бензопилу в счёт зарплаты, под конец своей работы на градообразующем предприятии.
И стал он ездить на своём старом "Москвиче" по деревням, пилить дрова, строить погреба. Денег у сельчан тоже не было. Расплачивались обедами. С собой давали самогон, сало, картошку и другие овощи. Так и пробивался с десяток лет Владимир. Пока потихоньку не стала развиваться местная, альтернативная прежним гигантам индустрии, мелкая и средняя промышленность. И Владимир опять вернулся к своей привычной работе - обслуживанию сложной производственной техники.
Много ещё чем "загрузил" (рассказал) меня Владимир. Но у него замёрзли ноги, а у меня спина. На том мы и расстались. Надеюсь не навсегда.
Послесловие
Владимир зашёл к себе в подъезд. И тут же из него вышел бывший пожарный, восьмидесяти пяти лет. Огромного роста и крепкого телосложения. Которого я тоже немного знал, по бывшим нашим посиделкам на лавочке и распитие спиртных напитков. Познакомились мы с ним случайно в местном магазинчике. Он и я брали спиртное. Рассчитываясь у кассы, перебросились пара-фраз. А выйдя из магазина, присели на скамейку. Открыли купленное спиртное и цедя водку из "горла" - разговорились. Больше говорил бывший пожарный. Интересно и увлекательно. В Карибский кризис 1959 года, он был военнослужащим на Кубе. Но это уже совсем другая история - мой дорогой читатель.
А вот Леонида, героя моего рассказа "Заговорённый", я уже не вижу. Как и Илью, тоже, героя рассказа "Последний патрон". Что ж - они достойно прожили долгую жизнь, далеко за девяносто лет, оставив яркие воспоминания о себе в моих рассказах-зарисовках.
PS: Цензор: "Товарищ автор, работать надо над языком изложения, убирать излишнее, не к месту употребление просторечных выражений, а также не рвать предложения".
8 февраля 2025
* Алкаман — древнегреческий лирический поэт VII века до н. э., один из первых представителей хоровой лирики. Он родился в Лидии, но большую часть жизни провёл в Спарте, где служил при дворе и сочинял стихи для исполнения хором. Его творчество включает гимны, парфении (песни для девушек) и различные лирические композиции.
Алкаман известен своей любовью к природе и ярким, живописным языком. Он часто описывал природные явления, обращал внимание на смену времен года, звуки и цвета окружающего мира, что выделяло его среди поэтов той эпохи. Хотя до нас дошли лишь фрагменты его произведений, их стиль и лиричность оставили значительный след в античной литературе.
Свидетельство о публикации №225020800109