В. Высоцкий. Горная лирическая. Комментарий
(Горная лирическая)
Ну вот, исчезла дрожь в руках,
Теперь - наверх!
Ну вот, сорвался в пропасть страх -
Навек, навек.
Для остановки нет причин -
Иду, скользя,
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.
Среди нехоженых путей
Один - пусть мой.
Среди невзятых рубежей
Один - за мной.
А имена тех, кто здесь лег,
Снега таят.
Среди непройденных дорог
Одна - моя.
Здесь голубым сияньем льдов
Весь склон облит,
И тайну чьих-нибудь следов
Гранит хранит,
И я гляжу в свою мечту
Поверх голов
И свято верю в чистоту
Снегов и слов.
И пусть пройдет немалый срок -
Мне не забыть,
Как здесь сомнения я смог
В себе убить.
В тот день шептала мне вода:
"Удач всегда..."
А день... какой был день тогда?
Ах да - среда!..
1969
Музыка и слова: В. Высоцкий
(Горная лирическая)
Ну вот, исчезла дрожь в руках,
Теперь - наверх!
Ну вот, сорвался в пропасть страх -
Навек, навек.
Для остановки нет причин -
Иду, скользя,
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.
Автор идёт к вершине, перебарывает страх, по скользкой дороге, он идёт наверх, к высокой цели, переборов дрожь в руках.
Путь вверх к вершине – это духовный путь, на этом пути тот, кто вручает себя Богу избавляется от страха. Это скользкий путь, на нём можно поскользнуться, оступиться, упанишады говорят, что духовный путь подобен лезвию бритвы, нельзя останавливаться на этом пути, остановка – это духовное падение, остановка – это деградация. В мире нет таких вершин, которые недостижимы, если человек, душа, стремится к Богу искренне, то Господь берёт на Себя заботу о нём и вразумляет его, помогает ему. Б.Г.(10.10.)
Среди нехоженых путей
Один - пусть мой.
Среди невзятых рубежей
Один - за мной.
А имена тех, кто здесь лег,
Снега таят.
Среди непройденных дорог
Одна - моя.
Нехоженный путь, автор выбирает его, он выбирает невзятый рубеж, на этом пути уже многие легли, погибли, казалось бы, с материальной точки зрения, их имена таят снега, непройденная дорога, одна – его.
У каждого человека своя индивидуальная судьба, свой личный путь к Богу, свой невзятый рубеж, каждому приходится преодолевать свои препятствия. Это можно сопоставить с термином сва дхарма в Бхагавад Гите (3.35), где Кришна говорит, что каждый должен следовать своей дхарме, своей карме, своим предписанным обязанностям, своему долгу пред Богом, ибо следовать по чужому пути опасно. Многие легли на этом пути, не пройдя его до конца, но их усилия не пропадают даром Б.Г. (2.40.), они продолжат духовный путь в следующей жизни.Б.Г.6. (37-45). Снега таят их имена, Бог знает, тех, кто искренне к Нему стремится и не оставит их без Своей поддержки в следующей жизни. У автора своя индивидуальная дорога к Богу, по которой ему предстоит идти.
Здесь голубым сияньем льдов
Весь склон облит,
И тайну чьих-нибудь следов
Гранит хранит,
И я гляжу в свою мечту
Поверх голов
И свято верю в чистоту
Снегов и слов.
Весь склон облит голубым голубым сияньем льдов, гранит хранит тайну чьих-нибудь следов, автор глядит поверх голов на свою мечту и свято верит в чистоту снегов и льдов. Б.Г. (4.38), (9.2). Нет в мире ничего выше, чем духовное знание о Боге, это знание тайна всех тайн, и постижение его приносит счастье. Автор смотрит на красоту снегов поверх голов, когда человек вступает на духовный путь он сталкивается с препятствиями, люди не понимают его, могут оскорблять его и даже стать врагами, но человек должен с решимостью идти к духовной цели. Б.Г. (2.14,40-41, 69), (3.29)
Образное сравнение духовной цели человека с горной вершиной в сиянии снегов и льдов, искренняя вера человека в чистоту духовной цели, подобную чистоте горных снегов. И также тайна чьих-нибудь следов, которую хранит гранит – это следы предыдущих искателей истины, по их проторенным следам должен идти человек, идущий к вершине. Б.Г. (4.10,15)
И пусть пройдет немалый срок -
Мне не забыть,
Как здесь сомнения я смог
В себе убить.
В тот день шептала мне вода:
"Удач всегда..."
А день... какой был день тогда?
Ах да - среда!..
1969
Здесь автор смог убить в себе свои сомнения, этого не забыть и через немалый срок. В тот день вода шептала ему: «Удач всегда…»
Для достижения духовного совершенства йог (человек, идущий по духовному пути) должен убить в себе все сомнения Б.Г. (4.42), и тогда полностью предавшись Господу, всей душой вручив себя Ему, он получает благословение Бога – «Удач всегда…»
Поэтому, срубив оружием знания атмана это сомнение, рождённое из неведения, пребывающее в сердце, обратись к йоге, встань, о Бхарата. Б.Г. (4.42)
Поэтому (тасмАт), срубив (чхиттва) оружием знания атмана (джнйАна асина Атмана) это сомнение (энам самщайам), рождённое из неведения (аджнйАнасамбхУтам), пребывающее в сердце (хритстхам), обратись к йоге (йогамАттиштха), встань (уттиштха), о Бхарата (бхАрата).
Свидетельство о публикации №225020801211