ХРАМ

    Стоит "пугая"членов немногочисленных экскурсий, развалины в центре исторического, старинного "города", а теперь посёлка городского типа: ОДОЕВ. Пишу с большой буквы из-за уважения к своим предкам. Но вернёмся к развалинам. Редко кто может рассказать об этих развалинах что-нибудь или скажет - это развалины церкви. Да! Действительно, но с поправкой, что это ХРАМ русской православной церкви развален здесь,а церковь строит и восстанавливает храмы, которые разрушены врагами церкви православной, которая в своих храмах призывала к любви к отечеству и государству и к русской, политой кровью её жителей, Родины, но это не развалины "церкви", слава Богу церковь жива православная и продолжает работать с народом через свои храмы. А где ещё можно донести до народа "Слово Божье? И так это храм! Хочу вернутся к этому разрушенному храму и его истории, а история у него начинается с момента освещения храма в 1794 году, то есть в прошлом году ему исполнилось ровно 230 лет. А что было до него? Сохранившиеся исторические данные говорят нам, что до 1794 года храм был  деревянным и стоял в старом центре города Одоева между Преображенским храмом и зданием Уездного казначейства, то есть в сегодняшнее время за Братской могилой строго на восток в 10-ти метрах от первой могилы к дороге ведущей к Соборной горе. Преображенского храма уже нет, а его останки были убраны в 1954-1956 годах, хотя это был великолепный храм с часами на колокольной башне и один из самых почитаемых жителями. Деревянный храм имел имя "Богоявленский Сергиевский" в память Сергия Радонежского, который благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву в 1380 году.Сколько ему было на то время не известно. Когда переносили храм на новое место, то оставили в память каменный столб с чугунным крестом. Храм отсутствовал  на конфирмованном (утверждённым) плане города Одоева в 1779 году и сильно обветшал, поэтому Преосвящённым Амвросием, епископом Крутицким было решено храм упразднить, а вместо него приходским храмом  сделать Воскресенский собор, где в настоящее время высится шпиль на Соборной горе. Этим были недовольны прихожане обеих храмов, которые обратились  к АМвросию  с просьбой оставить всё без изменений Просьба была удовлетворена и всё осталось по прежнему.
   В 1790 году новый Преосвящённый Афанасий распорядился  ветхий Богоявленский храм снести, а утварь и материал вместе с причтом передать в Преображенский храм. Прихожане просили разрешить им построить вместо снесённого храма новый храм, но получили отказ. Вместо этого им разрешили устроить при Спасском(Кладбищенском) храме на Соборной горе придел во имя Сергия Радонежского - чудотворца, бывший ранее при Богоявленском храме.Спасского храма давно нет.
   Не смотря на это, одоевский купец и церковный староста Кирилл Скоробогатов в 1792 году обратился в Одоевский городской магистрат и главе от Тульского Наместнического правления с просьбой  ходатайствовать перед Преосвященным о разрешении вместо ветхого Богоявленского храма построить каменную на Хлебной площади под тем же названием  и прежними пределами во имя Сергия Радонежского Чудотворца и святых бессребреников Казьмы и Демиана.Это ходатайства поддержал и тульский губернатор Андрей Иванович Лопухин.
   После долгих согласований и повторных ходатайств разрешение  было получено. Местные власти отвели  землю под храм и дома священно-церковнослужителей. После получения храмозданной грамоты на Хлебной площади города Одоева началось строительство храма. Самое деятельное участие  в строительстве принимал одоевский купец Алексей Иванович Серебренников.
   В 1804 - м были готовы только два придела, которые были освящены в том же году Преображенским священником Михаилом Ивановичем Щепетевым. Священником в новый храм был назначен Александр Тимофеев(1740г.р.), который служил там до 1818 года. Жил он собственном доме на Градской земле с сыновьями. После отставки в 78 лет числился при храме.
   В 1819 году храм был полностью построен, но без колокольни. В 1847 году при храме была построена каменная колокольня. На ней имелось 7 колоколов, самый большой из них весом 230 пудов был пожертвован одоевским купцом Михаилом Алексеевичем Толстиковым. В 1884 году, стараниями церковного старосты купеческого сына Сергея Ивановича Серебренникова было произведено переустройство трапезной, церковных пределов, устройства новых иконостасов. В результате храм был приведён в такое цветущее состояние, что считался одним из лучших храмов города Одоева.
   Вот такие перипетии произошли с этим теперь" полуразрушенным" храмом. Храм жил своей жизнью и проводил церковную политику. Через нео проша война 1812 года, многие генералы, герои этой войны не раз были в этом храме, а в Одоевском уезде их было около 50, которые знали Суворова, Кутузова, участвовали в Кавказских войнах в Крымских и в войнах освобождения Болгарии, а также в первой мировой войне. Много родная Одоевская земля дала стране героев: так 223 Одоевский полк имел в своём строю 275 Георгиевских кавалеров рядовых и более двадцати офицеров- георгиевских кавалеров.
   И в этом была заслуга Богоявленско-Сергиевского храма, который благословлял воинов на защиту Отечества и даже в годы Великой Отечественной войны многие бойцы носили крест крещения на груди. Так воевала Одоевская земля, которая дала 9 героев Советского Союза, а одного дважды героя !
   Прошли годы и вот уже начиная с  1925 года, храм перестал влиять на судьбы людей. Нет там службы,священник храма по навету был арестован и расстрелян.Храм отдали под сушильный завод, а ныне остались только безобразные следы от консервного завода, бедность и безразличие власти к историческому сооружению,через который прошли сотни тысяч верующих города Одоев и который посещали Епископ ЕВЛОГИЙ- экзархат западно- европейской церкви, Епископ ВИТАЛИЙ-ректор духовной академии в Санкт - Петербурге и так далее, но это уже другая жизнь и другие события, но они связаны с этим храмом, как и Л.Н.Толстой и И.С.Тургенев и многие знаменитые люди России, разных времен, но их всех видел храм и видел бесчинства  фашистов в Одоеве. Он всё это пережил и вроде бы своей службой заслужил уважения потомков, но потомки этого не видят, а если и видят, то быстро забывают о своём долге перед Отечеством и святой истории нашего Одоевского края.            


Рецензии