Бронетехника итальянских партизан-антифашистов
Оригинальной статье предшествует подробное вступление, рассказывающее о создании антифашистского партизанского движения в Италии в годы Второй мировой войны, боевых действиях и основных организациях итальянских партизан, которое можно прочитать на сайте.
От переводчика: итальянские партизаны, сражавшиеся против местных фашистов и немецких войск, появились только после заключения перемирия между Италией и Союзниками 3 сентября 1943 г. и гитлеровской оккупации большей части Италии. Однако в 1944 г. они стали силой, игравшей значительную роль в боевых действиях на Апеннинском п-ве. Самой боеспособной и многочисленной частью вооруженного Сопротивления были Бригады Гарибальди (Brigate Garibaldi), созданные коммунистами и их союзниками по Комитету национального освобождения (CLN) - более половины из примерно 100 тыс. действовавших на начало 1945 г. партизан. В составе отрядов гарибальдийцев ХХ века сражались около 6 500 советских граждан, бывших военнопленных и угнанных гитлеровцами гражданских, совершивших побеги из плена. То есть каждый пятнадцатый итальянский партизан - советский человек! Вообще, антифашисты в Италии были очень многонациональны: "И будут биться со мною рядом мои друзья из разных стран" ("Белла чао", знаменитая партизанская песня). Имелись даже отдельные советские партизанские отряды, масштабами до батальона. Пятеро советских воинов удостоены за подвиги в рядах партизан высшей итальянское воинской награды Medaglia d'oro al valor militare - ст. лейтенант Даниил Авдеев, старшина Христофор Мосулишвили, сержант Федор Полетаев, красноармеец Геворк Колозян и подпольщик Николай Буянов (все посмертно).
Воевали итальянские партизаны очень жестоко, явно подражая боевому стилю своих товарищей с Балкан, но гораздо менее успешно. Их потери вплоть до последнего месяца войны превосходили успехи; считается, что в борьбе погиб каждый седьмой партизан.
Использование бронетехники и проблемы логистики.
Бронетехника была полезна партизанам во время быстрых засад на немецко-фашистские колонны или при штурме изолированных гарнизонов. Однако тайное хранение танка или бронемашины и поддержание их в нормальном техническом состоянии было в Италии делом довольно сложным. Большинство партизанских отрядов скрывались в небольших деревнях или изолированных домах в высокогорных районах, куда фашистским карательным отрядам было трудно добраться. Большинство партизаны действовали в пешем порядке, провезти бронетехнику на их базы было невозможно.
До начала 1945 года немецко-фашистские войска контролировали большинство основных дорог и важнейших городов, а это означало, что даже крупные соединения движения Сопротивления не могли пользоваться регулярными путями сообщения для быстрой переброски бронетехники на поддержку других партизанских бригад.
Партизанским умельцам было действительно трудно находить запасные части, боеприпасы и топливо для бронетехники. Эти расходные материалы партизаны обычно захватывали в немецко-фашистских гарнизонах или втайне получали от антифашистски настроенных рабочих, которые выносили их со своих заводов. Обычно оборудование и материалы поступали в крайне ограниченном количестве, едва достаточном для ремонта и эксплуатации гражданских автомобилей и военных грузовиков.
Подпольные вооруженные силы не могли атаковать более крупные объекты или склады стран Оси в Италии, чтобы получить достаточные ресурсы для обслуживания своей бронетехники. Более того, для проведения любого вида ремонта своей техники партизаны редко могли добраться до гражданской мастерской, не будучи замечены карателями. Организовать собственные мастерские на партизанских территориях было невозможно из-за отсутствия обученных механиков, адекватной инфраструктуры и оборудования.
Эти проблемы привели к тому, что бронетехника у итальянских партизан встречалась только в редких случаях. В течение 20 месяцев гражданской войны между фашистскими войсками, поддержанными немцами, и итальянскими партизанами, боевые отряды антифашистов в основном использовали трофейные боевые машины только вскоре после их захвата. После нескольких рейдов они обычно бросали или уничтожали бронетехнику из-за отсутствия топлива и боеприпасов.
Несмотря на это, по крайней мере в нескольких случаях партизаны включали бронетехнику в состав своих отрядов на более постоянной основе. Самым известным был итальянский средний танк, угнанный пьемонтскими партизанами. Он многократно применялся в боях против изолированных гарнизонов противника, но в то же время его техническое обслуживание вынуждало партизан проводить десятки рискованных операций для захвата достаточного количества топлива, боеприпасов и запасных частей. Другой очевидной проблемой являлись колеи, которые гусеничная боевая машина оставляла на земле. Эту проблему бойцы решали, в прямом смысле слова заметая следы или проводя танк по руслам ручьев и рек, чтобы фашисты не обнаружили их укрытие. Хотя и чернорубашечники, и немцы многократно пытались выследить партизанский танк, они так не смогли его обнаружить.
В последние месяцы войны партизаны прекратили уничтожать захваченную бронетехнику. В начале 1945 года они начали активно применять ее для освобождения городов северной Италии.
Уже в середине апреля 1945 года многие подразделения немцев и их союзников в Италии начали движение на север, чтобы перейти границу и убраться восвояси, либо надеясь интернироваться в Швейцарии. Многие из этих колонн, обычно представлявших собою тяжелые транспортные средства, набитые солдатами, вооружением и снаряжением, были заблокированы партизанами. В ряде случаев не было необходимости даже начинать перестрелку, чтобы заставить деморализованную немчуру последнего года войны сдаться.
В то время, в последние дни войны на итальянской земле, партизанам удалось развернуть большое количество бронетехники немецкого, итальянского и союзного производства, однако об этом сохранилось немного документальных свидетельств. Среди этих боевых машин было несколько броневиков серии AB, которые применялись против их бывших владельцев.
Бронеавтомобили, использовавшиеся партизанами.
Бронеавтомобили широко применялись в антипартизанской борьбе немецкими частями и фашистскими формированиями так называемой "Итальянской социальной республики" (Repubblica Sociale Italiana), что делало их желанной мишенью для партизанских сил, которые могли в случае их захвата существенно увеличить свою боевую и огневую мощь. Однако партизанам удалось захватили лишь несколько бронеавтомобилей, в основном во время апрельского партизанского восстания 1945 г., когда многие немецко-фашистские части сдавались без боя, не уничтожив своего вооружения. Это позволило партизанам активнее использовать бронеавтомобили для атак на вражеские колонны.
Захваченные бронеавтомобили в основном представляли собой итальянские «Autoblinda AB41» и «Autoblinda AB43» (англ. AB41 and AB43 Armored Cars), которые в 1943-45 гг. состояли на вооружении как войск "Итальянской социальной республики", так и немецких оккупантов.
26 апреля 1945 года 81-я бригада гарибальдийцев Volante 'Silvio Loss' (81-я летучая бригада Гарибальди) вступила в Новару (Пьемонт) и получила от рабочих заводов Manifattura Rotondi шесть бронемашин Autoblinde AB43 и разведывательный бронеавтомобиль Lancia Lince. Затем моторизованная колонна партизан двинулась в сторону Вевери, где находились немецкие части, которые вскоре сдались. 28 апреля моторизованная колонна гарибальдийцев достигла Милана.
Еще несколько бронемашин были захвачены 79-й бригадой Гарибальди (79th Garibaldi Brigade) в Комо (Ломбардия), а в Турине в казармах Caserma 'Alessandro La Marmora' на улице Via Asti (улица Асти) один Autoblinda AB41 был захвачен неизвестным партизанским отрядом. Наконец, один Autoblinda AB43 был захвачен партизанами в Сан-Мартино-ин-Рио в провинции Реджо-Эмилия.
Импровизированная партизанская бронетехника.
Во время гражданской войны в Италии итальянские партизаны периодически применяли импровизированную бронетехнику.
В Пьемонте 19-я бригада Гарибальди ‘Eusebio Giambone’ использовала несколько бронированных грузовиков. Они получили защиту кабины несколькими бронелистами, а в кузовах партизанские умельцы смонтировали 12,7-мм пулеметы Breda-SAFAT, захваченные на аэродроме Венария-Реале. С помощью этих импровизированных средств поддержки партизаны предприняли несколько атак против немецко-фашистских сил.
В Фриули-Венеция-Джулия, недалеко от Барчисы, 8 августа (другие источники указывают 10 августа) 1944 года, после того как партизаны батальона ‘Cellina’ 5-й бригады Osoppo и батальона Гарибальди ‘Mazzini 2’ завладели немецким танком — вероятно, это был применявшийся "вермахтом" итальянский танк серии М — они сняли с него 47-мм башенное орудие с 78-ю снарядами и установили его на самодельном лафете на автомобиле Fiat 508 «Balilla». Судьба этой "машины боевой" неизвестна.
Партизаны также использовали импровизированные бронированные автомобили фашистской "Итальянской социальной республики", захваченные во время всеобщего восстания, такие как бронированная машина Lancia 3Ro Blindato (Lancia 3Ro бронированная) XXXVI бригады Nera «Natale Piacentini» (36-я бригада чернорубашечников), 27 апреля 1945 года захваченная близ Муссо партизанами 52 бригады Garibaldi «Luigi Clerici», и другие "шушпанцеры", взятые в крупных городах Северной Италии.
Еще одним самодельным броневиком итальянского Сопротивления стал бронированный трактор, принадлежавший партизанской Banda Autonoma (отдельной группе) "Marmore", действовавшей в Валле-д'Аоста (Северная Италия). Этот причудливый бронеобъект был построен летом 1944 года, но так и не принял участия в боях и был захвачен фашистскими карателями в октябре того же года во время антипартизанской операции.
Литература:
Riccardo Affinati, 1943-1945 Partigiani Italiani, Chillemi, 2009;
Crippa P., Manes L., Carri Armati Partigiani, Soldiershop Publishing.
Свидетельство о публикации №225020801412