Пытки в древнем Риме

Изначально пытки в Древнем Риме применялись только при допросе рабов, привлечённых в качестве обвиняемых или свидетелей (да, свидетелей тоже пытали, дабы они подтвердили показания под пыткой).

Однако лишь для того, чтобы получить от них показания против других рабов (обвиняемых). Однако если рассматривалось дело о кощунстве (религиозном преступлении) или о преступлении государственном, то показания рабов, полученные под пыткой (а только такие свидетельства рабов считались действительными), могли быть использованы и против их владельцев.

В качестве своего рода компенсации морального и физического ущерба, после допроса под пыткой рабы отпускались на свободу.

Со времён императора Тиберия (середина I века до н.э.) пыткам стали подвергать римских граждан и свободных лиц, а при доминате (т.е., во времена Диоклетиана) пытки сделались обычным явлением.

Официально они производились вне судебного заседания, под наблюдением особого чиновника (judex questi;nis), который допрашивал обвиняемого и заносил его показания в протокол. По иронии заплечных дел мастеров в городе Риме официальным местом допросов и пыток был избран храм Свободы.

Вопреки распространённому заблуждению, в судебно-следственной системе древнего Рима применялись всего четыре вида пыток: розги (или плети); горизонтальная дыба, страппадо и раскалённые либо угли, либо специальные медные пластинки. Последними прижигали голое тело допрашиваемого (пытали нагишом), подвешенного на дыбе. Все остальные пытки – фейк галимый.

Опять же вопреки распространённому заблуждению, в судебно-следственной системе древнего Рима работали профессионалы, которые понимали, что толку от пыток не особо много – от боли объект такого наговорит, что потом месяц базар будешь фильтровать.

Поэтому можно вполне уверенно предположить, что – как и в инквизиционных трибуналах Средневековья, пытки применялись не так уж часто – где-то в каждом пятом случае (допросы рабов – это отдельная история).

Христиан пытали лишь тогда, когда нужно было получить от них либо информацию, либо (чаще) церковные книги, ценные предметы или церковную кассу. Тогда могли действовать крайне жёстко – даже детей на глазах у матери до смерти замучить (жуткая история Веры-Надежды-Любви и Софии).


Рецензии