В чем Смысл жизни?
Карл Юнг, Би-би-си, “Лицом к лицу” (1959)
Мир - ужасное место, и страдания неизбежны. Нам нужен смысл, чтобы выжить, чтобы жить правильно, - и мы готовы страдать и жертвовать собой, чтобы сохранить этот смысл.
«Тот, у кого есть ради чего жить, может смириться почти с любым как».
Ницше, «Сумерки идолов», «Афоризмы и стрелы», §12.
Человек, у которого есть смысл жизни, может преодолеть жизненные трудности и противостоять им, а человек без смысла жизни обречён на падение в пустоту.
Юнг, однако, считает, что мы должны искать в самых тёмных местах, потому что в самых тёмных местах можно найти то, что сияет, а если что-то сияет во тьме, значит, это настоящий свет. Он пишет:
«Заполнение сознательного разума идеальными представлениями - характерная черта западной теософии, но не противостояние тени и миру тьмы. Человек становится просветлённым не воображая фигуры света, а делая тьму осознанной. Однако последняя процедура неприятна и поэтому непопулярна».
Карл Юнг, Собрание сочинений 13: Алхимические исследования
В западной теософии (в том виде, в каком Запад подражал восточным традициям) слишком много внимания уделяется только светлым образам. Чтобы найти смысл в жизни, Юнг говорит нам, что мы должны осознать свою тьму, и это настоящая работа по индивидуализации. Интеграция нашей тени - это то, что даёт человеку целостность личности. Достичь глубокого смысла в жизни - значит пройти через тёмные места и выйти к свету в конце.
«Говорят, что ни одно дерево не может вырасти до небес, если его корни не достигают ада».
Карл Юнг, «Эон: исследования феноменологии личности», глава 5
Запад и Восток по-разному смотрят на смысл жизни, пишет Юнг:
«Для западного человека бессмысленность статичной вселенной невыносима. Он должен предположить, что она имеет смысл. Восточные люди не делают такого предположения; скорее, они сами воплощают его. В то время как западный человек чувствует необходимость дополнить смысл мира, восточный человек стремится к воплощению смысла в человеке, отделяя мир и существование от себя (Будда). Я бы сказал, что правы и те, и другие. Западный человек кажется преимущественно экстравертом, восточный - преимущественно интровертом. Первый проецирует смысл и считает, что он существует в объектах; второй ощущает смысл внутри себя. Но смысл есть и внутри, и снаружи».
Карл Юнг: воспоминания, мечты, размышления. Глава XI: о жизни после смерти
В чем Смысл жизни?
Итак, в чём смысл жизни? Этот вопрос может ввести в заблуждение. Мы не должны думать о нём как о статичном отношении, которое можно реализовать с помощью более простого ответа.
Трудно представить себе какое-то одно предложение, которое могло бы мгновенно наполнить вашу жизнь смыслом. Однако можно более осмысленно стремиться к своим целям. Поиск смысла - это динамичный процесс, который постоянно формирует вас, погружает вас в реальность и погружает реальность в вас.
Хотя термин «осмысленная жизнь» широко используется, у него нет чёткого определения. Однако мы можем переформулировать вопрос так: «При каких условиях человек будет считать свою жизнь осмысленной?»
Когда человек говорит, что ищет смысл в своей жизни, он положительно относится к какой-либо концепции смысла жизни. Эта концепция смысла жизни даёт ему некую основу или цель, с которой он смотрит на свою жизнь, и он полон решимости реализовать эту концепцию жизни. Это воплощение переживается как чувство целостности, причастности или значимости.
Смысловая жизнь может быть определена как позитивное отношение к жизни, то есть вера человека в то, что он реализует жизненную концепцию или жизненную цель, которая даёт ему высоко ценимое понимание своей жизни.
Мы рассмотрим различные подходы к развитию позитивного отношения к жизни.
Развитие позитивного отношения к жизни (Осмысленная Жизнь)
Первый подход - это философская модель, в которой позитивное отношение к жизни развивается только благодаря приверженности и реализации внутреннего смысла жизни. Этот смысл может быть связан с Богом (религиозные модели), с Бытием (экзистенциальные модели), с человеком (гуманистические модели) или с жизнью (трансцендентные модели). Все они предполагают, что существует только один истинный смысл жизни.
Однако не совсем ясно, так ли это на самом деле. Вполне может быть несколько смыслов жизни, и это второй подход: релятивистская модель, которая утверждает, что приверженность любой системе убеждений может служить основой для развития позитивного отношения к жизни. Таким образом, эта модель смещает акцент с природы системы убеждений человека на его приверженность ей.
Философские модели предполагают, что содержание убеждений является определяющим фактором позитивного отношения к жизни, в то время как релятивистская модель предполагает, что процесс убеждения сам по себе является определяющим фактором позитивного отношения к жизни. Хотя большинство философов, вероятно, отрицали бы существование единого смысла жизни, если бы их об этом спросили, они, тем не менее, подходят к проблеме смысла, пытаясь объяснить какую-то единую концептуальную структуру, с помощью которой можно понять смысл жизни.
Таким образом, релятивистская точка зрения имеет ряд преимуществ перед философской. Широкое разнообразие систем верований, в рамках которых люди находят смысл жизни (даосизм, христианство, экзистенциализм и т. д.), не сводится к одной фундаментальной системе. Релятивистская точка зрения способствует терпимости ко всем системам верований и, таким образом, включает в себя все философские модели, она не поощряет абстрактные философские дискуссии о том, какая система верований «в конечном счёте» лучше, и подчёркивает ответственность каждого человека за поиск собственных убеждений.
Третий способ развить позитивное отношение к жизни - это психологический подход. Большинство современных психологических теорий объясняют индивидуальное развитие как функцию удовлетворения врождённых потребностей или этапов развития в процессе взаимодействия человека с его социальным окружением. Например, иерархия потребностей Маслоу, согласно которой определённые потребности должны быть удовлетворены, прежде чем человек сможет принять «потребности роста» и испытать «подтверждение жизни» и «пиковые переживания» в процессе «самоактуализации».
Самооценка, восприятие человеком себя как ценной личности, — это субъективное убеждение, необходимое для позитивного отношения к жизни. Она связана с образом себя (тем, как мы воспринимаем себя физически, наши социальные роли и черты характера) и с представлением о том, что мы движемся к идеальному «я». Всё это составляет самоконцепцию, представление о том, кто мы есть.
В младенчестве мы озабочены своим образом «я» (который формируется в отношениях с родителями), а когда становимся старше и вступаем в подростковый возраст, мы также начинаем беспокоиться о своей самооценке. Таким образом, поиск смысла жизни, по-видимому, является более поздним этапом развития - его высмеивают как постоянную проблему студентов, подчёркивая, что это важный вопрос для людей среднего и старшего возраста.
Прежде чем человек сможет сформировать позитивное отношение к жизни, он должен успешно пройти этап, связанный с самооценкой. Самооценка считается необходимым, но недостаточным условием для формирования позитивного отношения к жизни.
Однако позитивное отношение к жизни, по-видимому, не является социально обусловленным, а гораздо теснее связано с индивидуальной оценкой человеком своих жизненных целей.
Таким образом, существует высокая корреляция между самооценкой и социальными явлениями (к которым относятся комфорт в общении с людьми, поиск партнёра, сексуальная активность и т. д.), в то время как позитивное отношение к жизни тесно связано с явлениями, ориентированными на жизненные цели (удовлетворённость выбором профессии, карьерный рост и т. д.).
Четвёртый способ поиска смысла - это транзакционная модель, которая рассматривает человека как совокупность потребностей или целей, которые он пытается удовлетворить с помощью социальных ролей (моделей поведения, ожидаемых от людей, занимающих определённое социальное положение).
Развитие позитивного отношения к жизни должно быть связано с соответствием между ценностями, целями, потребностями и ролями человека и ценностями, целями, потребностями и ролями социальной структуры, в которой он живёт, включая субкультуры или более широкие общественные движения.
Пятый и последний способ - это феноменологический подход. Феноменология - это изучение природы и структуры сознания. В то время как предыдущие модели объясняли, что определяет цели человека и скорость продвижения к этим целям, феноменологическая модель рассматривается как описание структуры, с помощью которой оценивается скорость продвижения.
Человек может сравнить своё текущее положение относительно конечной цели своей жизни, и степень его положительного отношения к жизни будет зависеть от темпа его прогресса и от сравнения его нынешнего положения с прошлым.
В этом смысле не существует «истинного» или «предельного» смысла жизни. Чтобы позитивно относиться к жизни, мы увидели, что:
Релятивистская модель делает акцент на поиске смысла как на убеждении человека, а не на содержании его убеждений, и позволяет нам сравнивать несколько философских точек зрения вместо того, чтобы предполагать, что существует один истинный смысл жизни. Психологическая точка зрения делает акцент на самооценке как необходимом предварительном условии, транзакционная модель предполагает необходимость гармонии между ценностями, целями, потребностями и ролями человека и общества, а феноменологический подход позволяет нам описать структуру, с помощью которой оценивается степень прогресса на пути к осмысленной жизни.
Чтобы помочь себе сориентироваться и направить свою жизнь в более осмысленное русло, вы можете оценить следующие утверждения из Индекса жизненной ориентации: по шкале от 1 до 5 (1 - самая низкая оценка, 5 - самая высокая):
Рамочные пункты (Положительные)
У меня есть несколько целей и задач, которые лично мне принесли бы большое удовлетворение, если бы я смог их достичь.
У меня есть жизненная философия, которая действительно придает моей жизни значимость.
Элементы структуры (Отрицательные)
Я просто не знаю, чем на самом деле хочу заниматься в жизни.
На самом деле у меня нет особой цели в жизни, даже для себя.
Пункты выполнения (Положительные)
Я чувствую, что живу полноценно.
Я чувствую, что действительно добьюсь в жизни того, чего хочу.
Пункты выполнения (Отрицательные)
Большую часть времени я трачу на то, что на самом деле не так уж важно для меня.
Я на самом деле не ценю то, что я делаю.
Поиск смысла в несовершенном Мире
В книге «В поисках смысла в несовершенном мире» Иддо Ландау обнаружил, что многие из тех, кто не нашёл смысла в своей жизни, были слишком требовательны к себе. Они считают, что только великие люди и великие достижения делают жизнь осмысленной.
Они равняются на людей, которыми восхищаются, что помогает сформировать их идеальное «я», которое используется для развития реального «я». Однако многие не верят, что у них есть идеальное «я», или думают, что никогда не смогут его достичь, поэтому их реальное «я» превращается в презираемое «я», и человек погрязает в собственных негативных эмоциях, считая себя никчёмным. Из-за этого застоя продвижение к любой цели становится невозможной и нелепой задачей.
У людей слишком высокие стандарты. Писатель может думать, что он не Шекспир, и поэтому впадать в отчаяние, что его жизнь бессмысленна, потому что он не может достичь таких художественных высот. Ландау подчёркивает, что не нужно стремиться к совершенству.
Чтобы жить осмысленной жизнью, он пишет, что:
“Человек должен обладать достаточным количеством аспектов, представляющих достаточную ценность”.
Иддо Ландау, Поиск смысла в несовершенном мире
Смысл жизни в основном заключается в ценности. Однако может быть и отрицательная ценность - например, причинение боли другим, нарушение закона, манипулирование и т. д. Хотя в этом можно найти ценность, это не способствует осмысленной жизни, а скорее ведёт к бессмысленной жизни.
Мы можем находить смысл бесчисленными способами: в поиске удовольствий, в отношениях, в работе и так далее. Однако во многих случаях существует противоречие между тем, что нам нравится, и тем, что имеет смысл. Нам может нравиться веселиться, играть, становиться богаче и так далее, и таким образом мы можем быть счастливы. Но когда привыкаешь к такому образу жизни, он в конце концов надоедает, и от однообразия становится скучно. Нам может нравиться многое, но в итоге мы всё равно чувствуем пустоту в своей жизни.
Это происходит потому, что многие вещи, которые мы делаем и о которых думаем, на самом деле не приносят нам пользы для развития, а скорее кратковременное эфемерное удовольствие.
Мы видим, как богатые и знаменитые люди совершают самоубийства, даже если они удовлетворили свои базовые потребности в деньгах и социальном статусе. Однако у них тоже есть психологические потребности и потребности в развитии, такие как любовь и самореализация. Их отсутствие может привести к экзистенциальному отчаянию, поскольку они необходимы для роста и развития человека.
В «Исповеди» Лев Толстой писал о своей борьбе с экзистенциальным кризисом среднего возраста. Толстой был одним из самых известных писателей своего времени, но он чувствовал, что это не привносит в его жизнь достаточной ценности, и писал:
«Если Бога не существует, а смерть неизбежна, в чём смысл жизни?»
Лев Толстой, Исповедь
Сосредоточенность на том, что придаёт нашей жизни смысл и ценность, обычно бросает вызов нашему существованию, делая его более глубоким. Но это требует жертв и болезненно.
Ницше пишет:
«Только сильная боль является окончательным освободителем духа… Я сомневаюсь, что такая боль делает нас «лучше», но я знаю, что она делает нас более глубокими».
Ницше, "Веселая наука", Предисловие, §3
Ницше утверждает, что человеческое величие - это то, что делает нашу жизнь осмысленной, и оно более желанно, чем человеческое счастье. А что делает человека великим, так это способность преодолевать присущие нам страдания.
Мы можем находить глубокий смысл в работе, творчестве, достижениях, отношениях, щедрости и так далее. Чем больше вещей, в которых мы можем находить смысл, тем лучше.
Бессмысленная жизнь: Опасности нигилизма
Если человек не может найти смысл в жизни, он рискует впасть в экзистенциальный нигилизм - убеждённость в том, что всё, что мы делаем, не имеет никакой ценности, что мы незначительны и вряд ли что-то изменим в своей жизни, что у нас нет высшей цели, к которой мы могли бы стремиться. Поскольку человек не может найти смысл, он сдаётся и называет жизнь бессмысленной.
Но любой, кто считает, что жизнь может быть бессмысленной, также признаёт важность ценности. Поэтому, когда люди говорят, что «жизнь бессмысленна», они на самом деле хотят сказать, что их жалкое существование не имеет глубокого смысла.
Более уместным было бы сказать: «Я пытаюсь найти смысл в своей жизни» или «То, что было для меня важным, теперь не имеет значения, как мне найти новый смысл в своей жизни?». Это реальные проблемы, с которыми люди глубоко переживают. Многие так называемые нигилисты действительно в отчаянии, пытаясь найти глубокий смысл в своей жизни.
Бессмысленность также возникает, когда мы переживаем экзистенциальный кризис. Мы начинаем пересматривать свою жизнь в контексте смерти и размышлять о смысле, цели или ценности того, что мы сделали в своей жизни, и задаёмся вопросом, есть ли в этом смысл.
Некоторые даже считают, что жизнь бессмысленна, если задуматься о космосе в целом и увидеть незначительность человечества и его деяний. Для нас важны вещи в человеческом масштабе, но мы просто не имеем значения в космосе.
Однако ожидать, что мы окажемся в центре космоса, крайне нереалистично - это человеческая, слишком человеческая потребность в антропоцентризме. Однако мы можем установить связь с высшим существом посредством самопревосхождения, что придаст нам «космическую значимость».
Другие считают, что жизнь бессмысленна, потому что мы постоянно подвергаемся угрозе со стороны случайных небесных явлений, которые могут привести к массовому вымиранию, что Земля в конце концов будет поглощена Солнцем, что нынешнее использование технологий или последствия изменения климата представляют большую угрозу для нашего вымирания и что всё, что когда-либо было создано человечеством, исчезнет: история, религия, философия, язык - всё это канет в пустоту, если к тому времени человечество не создаст межпланетный вид.
Хотя это могут быть факты или возможности, если рассматривать все наихудшие сценарии, можно сойти с ума, потому что их бесконечное множество. Они не способствуют нашему благополучию, а скорее дают нам мрачное представление о жизни.
Жизнеутверждение и Смысл, заложенные в Жизни
Стоики дали бы нам следующий совет: остановитесь на мгновение и сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать, а не на том, что вы не можете контролировать. Если что-то находится вне нашего контроля, не стоит биться головой о стену. Вместо того, чтобы стремиться к тому, чтобы всё происходило так, как вы хотите, вы должны желать, чтобы всё происходило так, как оно происходит на самом деле, - тогда ваша жизнь будет протекать гладко. Это amor fati, любовь к судьбе.
Ницше разделяет ту же идею:
«Я не хочу обвинять; я даже не хочу обвинять тех, кто обвиняет. Отворачиваться - вот моё единственное отрицание. И в целом, в общем: когда-нибудь я хочу быть только тем, кто говорит «да».
Ницше, Наука геев, §276
Тогда нам следует не размышлять о том, что непредсказуемо и неподвластно нам, а сосредоточиться на том, как сделать нашу жизнь максимально значимой.
Мартин Хайдеггер придерживается иного взгляда на смысл жизни. Он говорит нам, что существа постижимы только как имеющие смысл, где смысл порождается в соответствии с нашим обычным повседневным существованием. Мы попадаем в мир в определённый период времени, в определённой культуре, в определённой семье и ведём себя как существа, находящиеся в мире. Мы всегда изначально связаны с миром.
Смысл - это не дополнение к существованию, мы погружены в смысл, и нет выхода из жизни, наполненной значимыми существами. Мы всегда обращаемся к какому-то существу и постоянно заняты выполнением задач, которые нас волнуют. Суть человеческого бытия, или то, что он называет Dasein («бытие-там»), - это его существование. Изначально и по большей части мы погружены в структуры повседневной жизни, которые определяют наш фоновый смысл и понятность.
Виктор Франкл: Воля к Смыслу
Виктор Франкл написал «Человек в поисках смысла» в 1946 году, после освобождения из концентрационных лагерей, в которых он провёл три года. Успех и внимание, которые привлекла его книга, символизировали «массовый невроз современности». Он назвал её «неслышным криком о смысле».
Заключённые, которые стремились найти смысл жизни, с большей вероятностью выживали - они были ориентированы на будущее, ждали встречи со своими семьями или помогали другим заключённым выжить. Даже в таких ужасных условиях, когда они испытывали душевные и физические страдания, многие сохраняли остатки духовной свободы.
Он пишет:
«Смысл жизни различается у разных людей, изо дня в день и из часа в час. Поэтому важно не то, в чём заключается смысл жизни в целом, а конкретный смысл жизни человека в данный момент. Сформулировать вопрос в общих чертах было бы равносильно тому, чтобы спросить чемпиона по шахматам: «Скажите, мастер, какой ход в мире является лучшим?»
Виктор Франкл, Человек в поисках смысла
Франкл основал школу логотерапии, в которой поиск смысла жизни является самой фундаментальной и основной заботой человека.
В качестве примера, объясняющего основные принципы логотерапии, можно привести встречу Франкла с пожилым врачом общей практики, который пытался преодолеть тяжёлую депрессию после смерти жены. Франкл помог пожилому мужчине осознать, что его целью было избавить жену от боли, которую она испытала бы, потеряв его.
«В каком-то смысле страдание перестаёт быть страданием в тот момент, когда оно обретает смысл, например, смысл жертвы».
Виктор Франкл, Поиск человеком смысла
Чтобы быть психически здоровым, человек должен постоянно бороться и стремиться к достойной цели. Люди, испытывающие чувство бессмысленности, находятся в том, что он называет «экзистенциальным вакуумом».
Франкл называет три переживания, которые часто приводят к экзистенциальному кризису, известному как трагическая триада: вина, страдание или смерть. Он считает, что все люди в какой-то момент своей жизни сталкиваются с трагической триадой.
Однако в его время многие считали это психическим заболеванием, и врачи лечили экзистенциальное отчаяние своих пациентов транквилизаторами. Однако Франкл подчёркивал, что беспокойство человека о том, стоит ли жить, - это экзистенциальный кризис, который отличается от психического заболевания.
Человеку, у которого ужасная и бессмысленная жизнь, вряд ли помогут лекарства. С другой стороны, человеку, у которого, казалось бы, хорошая жизнь, но он несчастен, лекарства могут помочь.
В отличие от животных, человек не просто следует своим инстинктам - он может пожертвовать голодом ради других целей, таких как социальные реформы. В отличие от человека прежних времён, сегодня традиции и общечеловеческие ценности не диктуют ему, что он должен делать. В результате многие люди не знают, что делать со своей жизнью, поэтому они впадают в конформизм (делают то, что делают другие) или тоталитаризм (делают то, что им говорят делать другие).
Франкл предлагает нам три способа найти смысл в жизни: создавая произведение или совершая поступок (что даёт нам ощущение достижения), испытывая что-то (например, искусство, музыку или культуру) и встречая кого-то (в основном через любовь, которая включает в себя не только секс, но и восприятие человека в его уникальности), а также через отношение к неизбежным страданиям.
Человек не должен спрашивать, в чём смысл его жизни, но он должен признать, что это его спрашивают. Ответственность - это сама суть человеческого существования:
«Живите так, как будто вы живёте уже во второй раз и как будто в первый раз вы поступили так же неправильно, как собираетесь поступить сейчас!»
Виктор Франкл, Поиск человеком смысла
Свидетельство о публикации №225020801537