Синопсис сценария фильма Настоящий Евгений Онегин
Синопсис сценария. Основан на материалах научных статей
Татьяна символизирует Россию, Онегин – коллективную Европу, в первую очередь, - Францию; Ленский – единственное творческое начало, князь N – носитель традиций. Предполагается много красивых природных сцен, фольклёрных зарисовок.
Бурная молодость воспитанного во французском духе, очень своенравного, горделивого и неуживчивого героя войны 1812 года дворянина Онегина была полна дуэлей и любовных побед. Он вышел в отставку по ранению, но в гражданской жизни себя не нашёл: с людьми сходился тяжело и кроме военных талантов других не обнаружил. Или не захотел. Пытался помогать отцу, но безрезультатно: отец «понять его не мог и земли отдавал в залог». Жизнь при дворе подразумевала большие траты. А поскольку отец служил честно, - в результате разорился. После его смерти Евгений решает отказаться от наследства что бы не выплачивать долги. В России его ничего не держит, и он едет развеяться за границу. Особенно ему понравилась Франция с её замками и духом свободы. Когда деньги подходили к концу, его весьма кстати нашло письмо о том, что его очень богатый дядя при смерти. Для того, чтобы вступить в наследство, он возвращается в опротивевшую ему Россию. Он озлоблен и недоволен всем светом.
В деревне, в обществе пустяковых и буяновых его недовольство перерастает в ненависть. Он прячется от всех, но поневоле сходится с выпускником Гёттингена Владимиром Ленским. Они сближаются от скуки, поневоле. С остальными помещиками отношения были натянутыми, они считали его опасным: вроде бы просто чужак и сумасброд, но что-то в нём они видели такое, что мешало им как прежде вести полуживотный образ жизни. Он для них был как бельмо в глазу. Между разговорами про дождь, про лён, про скотный двор они злословили на него и распускали сплетни.
По соседству жила психически больная дочь помещицы Лариной, которая сторожила окна, с трудом изъяснялась на русском, жила в параллельной реальности сентиментальных французских романов и бродяжничала. Она воображалась крайне бестолковыми и деструктивными романическими героинями, которые, например, могли, уверяя, что никогда не согласятся, тут же согласиться. К этому привыкли и не искали её даже когда она шлялась по ночам. Услышав кривотолки о предполагаемом сватовстве к ней Онегина, которого она даже не видела до этого, она «собрала» его образ из романических слабаков и самоубийц и переписала ему наизусть известное ей письмо героини сентиментального романа, что по тем временам было чудовищно неприлично. В сцене письма Таня сидит с высунутым языком и тремором в руках. В фильме у неё дрожь и припадки.
Получив неподписанное письмо, Евгений показал его Ленскому, который безошибочно указал психически больного адресата и очень просил успокоить больную девушку что бы она не наложила на себя рук. При появлении Евгения Таня ожидала было услышать его ответные признания, но тут её внезапно замкнуло на беспорядочную активность. Петляя, она мигом пробежала по усадьбе, а потом ещё и переломала кусты сирени (тут сцена из фильма ужасов). Напуганный её видом до смерти, Онегин понёс вздор про то, что недостоин такой прелестной девушки. Разумеется, Таня ничего не поняла из его слов.
Новизна дружбы быстро себя исчерпала, и Евгений потерял прежнюю учтивость с Владимиром, который был юн, но более образован. Ненависть на Россию стала распространяться и на Ленского. Воспользовавшись поводом, Онегин чудовищно оскорбляет пылкого юношу, за этим предсказуемо следует вызов на дуэль. Поостыв, столичный офранцуженный чудак справедливо рассудил, что перегнул палку и, презирая местное общество, решил демонстративно сорвать дуэль. Он в веселом расположении духа опоздал на 2 часа и явился без секунданта. Но когда обнаружил, что его до сих пор ждут, его, как Таню, замкнуло и он методично и хладнокровно совершил ритуальное убийство единственного из округи творчески одарённого юноши Ленского. И затем уехал из страны. После того, как Таня Ларина узнала, что её повезут в столицу на «ярмонку» невест, она в течение 9 месяцев, вплоть до отъезда ходит, просит прощения у природы. Возможно, ей снятся в кошмарах переломанные ею кусты сирени.
Когда через два года скитаний деньги у Онегина опять подошли к концу, ему поневоле пришлось вернуться в Россию. На балу он случайно встречает своего престарелого дальнего родственника князя N и выясняет, что у того нет наследников, а это означает возможность со временем разбогатеть. Женой князя оказывается та самая психически нездоровая Татьяна из деревни. Онегин решает ускорить отход родственника в мир иной и для исполнения этой цели решает действовать через его жену. Он старательно и настойчиво ухаживает за ней, открыто пишет любовные письма. На которые ни князь, ни княгиня не реагируют. Между тем деньги у незадачливого нигилиста совершенно закончились и он решает пойти вабанк.
Взбешённый холодностью простушки, Евгений врывается в его дом с намерением убить князя, идёт по комнатам и попадает в покои Татьяны, видит её одну полуодетую и плачущую над его письмами. Опасаясь быть увиденным прислугой, он решает не бродить по дому, а шумом привлечь внимание супруга и устранить его тут, без свидетелей. Для этого довольно громко читает княгине пришедшую ему первой на память сцену из сентиментального романа, в которой не случилось ни признания в любви, ни даже предложения о замужестве. Она в ответ в волнении выговаривает ему разрозненными сценками из такой же бульварной беллетристики: торжественно укоряет, восхищается, патетически принижает любовь, признаётся в любви, и, не отнимая своей руки от его уст, декламирует, что будет век верна другому. Слышится звон шпор привлечённого шумом князя.
P. S. Открытый финал предполагает бесконечное число вариантов исхода, - Таня могла тут же передумать, пистолет Онегина дать осечку, князь N мог войти со слугами и т. д. Лейтмотив действия – презрительное отношение офранцуженного бестолкового бездельника к Отечеству и убийство им единственного творческого начала. Однако фабула сценария предусматривает не тщательное раскрытие сюжетной линии, а создание красивой художественной картины, из которой зритель на примере жизни киногероев должен в первую очередь понять, что недостатки нужно искать не в других (их легко найти), а в себе. Ибо лишь устранение собственных слабостей и выявленных ошибок способно изменить жизнь к лучшему. Ну, и кроме того, не всякие модные веяния полезны.
Свидетельство о публикации №225020801781