К ТЛБ. Теория Окно Овертона

Теория "Окно Овертона" (окно дискурса, названа в честь её автора — американского юриста и общественного деятеля Джозефа Овертона) — социологическая теория существования рамок допустимого спектра мнений в:
- медиа,
- обществе и
- политике
с точки зрения текущего общественного дискурса.

Окно Овертона позволяет объяснить, как:
- табуированные и
- неприемлемые
идеи становятся популярными.

Теория используется:
- политологами,
- аналитиками,
- историками,
- культурологами и т. п.
во всём мире.

В русскоязычной среде термин вошёл в широкое употребление в 2014 году как обозначение технологии сознательной манипуляции общественным мнением с неблаговидными целями.


История создания

Концепция окна дискурса была предложена Джозефом Овертоном в середине 1990-х годов во время работы в Макинакском центре публичной политики как удобная модель для оценки суждений по степени их приемлемости для открытого политического обсуждения.

Концепция активно использовалась во внутренних семинарах центра, но впервые была сформулирована в публикации для широкой публики лишь в 2006 году, через три года после гибели Овертона. Идея получила признание, а сотрудники Макинакского центра приложили много усилий для популяризации и развития идеи, создав цикл материалов, посвящённых окну Овертона.

Неоконсервативный публицист и политик Джошуа Тревиньо развил идею окна дискурса, предложив в 2006 году шестиступенчатую оценочную шкалу для классификации идей по степени их допустимости в открытом обсуждении и указал на шкале границы окна дискурса.

Также Тревиньо высказал мысль, что изменение рамок окна Овертона может быть использовано для сознательного смещения общественного консенсуса. Позже концепция была развита и популяризирована политическим комментатором Гленном Беком в книжном триллере Окно Овертона.

Также и сам Бек изначально заявлял, что его роман лишь видоизменил идею Овертона о том, что «политик получает поддержку в зависимости от приемлемости его идей аудиторией» в «теорию заговора, где это окно не определяет допустимость слов политика для его аудитории, а определяет саму норму через политиков».

После этого уже преобразованная идея окна была опубликована Джо Картером в его исследовании «Как уничтожить культуру за 5 простых шагов» (How to destroy a culture in 5 easy steps), спонсированном религиозным центром. Сама работа подверглась огромной критике, но ввиду шума вокруг неё, идея о заговоре стала крайне популярной среди населения США, а потом и всего мира.

Так, изначальная идея Овертона о том, что политики вынуждены подстраиваться под мнение общества, была преобразована в теорию заговора о том, что политики формируют мнение общества в тех или иных вопросах.


Содержание модели

Овертон считал, что осью политического дискурса является большая или меньшая степень свободы, которую он увязывал со степенью регламентации общественных институтов со стороны государства.

Согласно модели Овертона, в каждый момент времени некоторые идеи составляют действующую норму, образуя точку отсчёта, а остальные идеи могут либо входить в диапазон допустимых, либо нет.

Позже американский неоконсерватор Джошуа Тревиньо предложил для оценки допустимости идей следующую шкалу:
- немыслимые
- радикальные
- приемлемые
- разумные
- стандартные
- действующая норма
Границами окна нейтрального политического дискурса Тревиньо предлагал считать идеи, попадающие в разряд приемлемых.

Высказывания, лежащие в пределах окна дискурса, можно считать политически:
- безопасными,
- безрисковыми

для публичного политика, желающего сохранить:
- имидж предсказуемости и
- надёжности
для продолжения политической карьеры.

Поддержку же идей за рамками окна сам Овертон считал:
- рискованной и
- потенциально вредной
для политической карьеры.

Сопоставление фактических высказываний политиков с декларированными политическими позициями позволило Овертону сделать вывод, что поведение большинства демократически избираемых публичных политиков в основном определяется:
- общественным мнением,
- лежит внутри окна дискурса и
- слабо зависит от их личных убеждений.

Перемещение окна дискурса согласно модели происходит при:
- появлении и
- закреплении
новых идей в политике.

Сдвиг границ окна Овертона позволяет безопасно обсуждать:
- идеи и
- решения,
считавшиеся до этого слишком радикальными.

Последующее развитие концепции после смерти Овертона, в основном, касалось изучения эволюции рамок окна под воздействием текущих политических событий и дискурса средств массовой информации.

В частности, Джозеф Леман, президент Макинакского центра публичной политики высказал мнение, что наиболее устойчивые сдвиги окна политического дискурса являются следствиями глубоких социальных изменений.

В качестве примера слабо обоснованного политического сдвига Леман приводил «Сухой закон», отмечая:
- с одной стороны, существование социального запроса на запрещение употребления алкоголя, а
- с другой стороны, недостаточную социальную базу для долговременной устойчивости этой политики.

Также Леман отмечал, что сознательная поддержка идей вне окна Овертона, как правило, присуща либо:
- сильным лидерам, действия и высказывания которых меняют рамки дискурса,
- политическим аутсайдерам, для которых в условиях представительской демократии такая поддержка будет означать заметную потерю политического капитала.
Употребление термина

Простота и наглядность идеи создали термину заметную популярность, при этом к исходной концепции некоторые авторы добавили идею о возможных сознательных манипуляциях рамками окна дискурса.

Сам автор и популяризаторы термина хотя и допускали возможность манипуляций рамками дискурса, но считали распространение ложной информации дурной политикой.

Концепция привлекалась для объяснения неожиданных явлений в общественной и политической жизни различных стран мира, в частности, делались попытки объяснить манипуляцией рамками дискурса:
- победу Дональда Трампа,
- исход голосования по Brexit,
- внезапный рост популярности левых политиков Джереми Корбина и Берни Сандерса.


Критика концепции

Окно Овертона, как представление Джошуа Тревиньо и Джо Картера, подвергалось критике специалистов по общественным наукам как за примитивизацию теории социальных фреймов, так и за фактическое сведение идеи к конспирологической теории.

Также отмечалось, что из-за многообразия социальных слоёв в современном обществе идея единого для всех «окна дискурса» может быть попросту неприменима.


В культуре

В изданной в 2007 году антиутопии «День Бумеранга» (Boomsday) писателя Кристофера Бакли герои вводят в общественный дискурс идею «добровольного ухода» в возрасте 70 лет для разгрузки системы социальной защиты в Соединённых Штатах.

В 2010 году был опубликован политический триллер Гленна Бека «Окно Овертона», рассказывавший о масштабной манипуляции американским общественным мнением для оправдания оккупации территории США, что представляло собой собственную трактовку концепции автором. По-видимому, именно эта книга сделала термин широко употребляемым в США.


По материалам из Википедии — свободной энциклопедии


Рецензии