Читаем Муламадхьямака-карику. Глава 26
26.2. Обусловленное этими формирующими факторами сознание входит в состояние перерождения. Когда входит сознание, проявляются имя и форма.
26.3. Когда появляются имя и форма, возникают шесть чувственных сфер. На основе шести чувственных сфер возникает контакт.
26.4. Завися от глаза, формы и внимания, а также завися от имени и формы, появляется зрительное сознание.
26.5. Контакт – это встреча трех: формы, сознания и глаза. От этого кон; такта возникает ощущение.
26.6. Жажда, обусловленная ощущениями, жаждет объектов ощущений. С жаждой возникает четыре вида цепляния.
26.7. Если есть цепляние, то происходит становление цепляющегося. Но если бы не было цепляния, тогда он был бы свободен, а становления не было бы.
26.8. Становление – это пять совокупностей: из становления происходит рождение. Старость, смерть, страдание, скорбь, стенания и прочее,
26.9. уныние и беспокойство возникают вследствие рождения. Таким образом формируется всё это скопление страданий.
26.10. Итак, невежественный создает действиями формирующие факторы, являющиеся корнем самсары. Невежествен тот, кто совершает деяния, мудрый таким не является, поскольку видит реальность.
Как видит реальность Нагарджуна? Абсолютное самобытие не обнаруживается. А абсолютная взаимозависимость обнаруживается? Нет, она тоже не обнаруживается. Может быть, обнаруживаются относительное самобытие и относительная взаимозависимость? Т.е. может быть, они существуют в сочетании друг с другом и обнаруживаются благодаря такому сосуществованию. Нет, такое с т.з. чёрно-белой логики Нагарджуны невозможно. Или черное, или белое, серого не дано. Черное и белое взаимоисключают друг друга. Их сочетание невозможно. На такой железной логике основано воззрение Нагарджуны. Что в итоге? Ничего не обнаруживается и ничего реально невозможно. Возможна только видимость всего, которая, естественно, также нереальна. Она лишь видимость. Т.е. если что-то и возможно, то только видимость видимости. Нагарджуна вырывает своей софистикой подлинность у реальности, оставляя от нее лишь фейк. Именно так с т.з. Нагарджуны мудрый видит реальность.
Разумеется, в таком видении реальности есть проблемы. Прежде всего, нет оснований считать, что самобытие и взаимозависимость взаимоисключают друг друга. Эти понятия можно заменить на независимое и зависимое. Взаимоисключают они друг друга? Нагарджунист считает, что однозначно взаимоисключают. Но это никак не обосновано. Мы видим, что зависимость и независимость существуют относительно друг друга. Относительная независимость есть, иначе не было бы зависимости. Нечему было бы находиться в зависимости. Какая зависимость в сплошном одном? Зависимость там, где есть множество, различие, отдельность. А это и есть относительная независимость. Она оказывается невозможной в силу неправильного использования логики, когда игнорируют тот факт, что в разных отношениях явление может быть разным.
Нагарджуна, приписывая самобытию и взаимозависимости крайностные состояния, ничего не обнаруживает. В абсолютной взаимозависимости всё оказывается не просто пустым от себя, оно оказывается ничем. Когда вещь полностью растворяется в отношениях с иным, то от нее ничего не остается. И ничего не остается от всего. Всё обнуляется, растворяясь друг в друге. Видеть эту растворенность всего во всём и есть нагарджунистское видение реальности.
А что растворяется? Видимости. А почему видимости организованы в систему? Почему это не какой-то хаос, а нечто, имеющее структуру и существующее по определенным законам? Таково кармическое видение. А что такое кармическое видение? Это когда сознание создает видимости на основе кармы. Но ни сознание, ни карма с т.з. нагарджунизма не обнаруживаются в реальности. Это лиши видимости. Видимости, созданные чем? Видимо, еще одним сознанием и кармой, такими же фейковыми, как и всё остальное.
Таким образом, мы видим, что данное «видение реальности» весьма сомнительно. Никаких объяснений, как это всё функционирует, у нагарджунистов нет. Они здесь не для этого. И вообще, нет смысла тратить на такие вопросы драгоценное время. Это можно молча проигнорировать. Сфокусировав внимание на деконструкции реальности. Нет реальности — нет проблемы.
26.11. Когда неведение прекращается, формирующие факторы не появляются. Прекращение неведения происходит благодаря взращиванию мудрости.
26.12. Благодаря прекращению одного из звеньев следующие не возникают. И таким образом всё скопление страданий полностью прекращается.
Как взрастить мудрость по Нагарджуне? Надо всё абсолютизировать, приписав всему крайностные состояния. Сначала надо приписать всему абсолютное самобытие и понять, что такое невозможно. Потом приписать всему абсолютную взаимозависимость, в которой ничего не обнаруживается. Что там можно обнаружить, если всё растворилось в отношениях вместе с самими отношениями. А то, что нам является — это не более чем видимость. Надо прочувствовать, что эта видимость — ничто. Чувствуете легкость? Чем больше будете медитировать на пустотности всего, тем легкость будет возрастать, вплоть до полного прекращения всех тягот сансары. Хватит на всё смотреть как на самосущное, и на себя в том числе. Посмотри, как всё растворяется во взаимозависимостях, обнажая свою бессущностую природу. Не надо напрягаться, расслабься, не надо даже ничего отпускать, оно само себя отпустит, бесследно испарившись в сиянии нагарджунистской истины.
Свидетельство о публикации №225020801884