Анапа, санаторий с 20. 11. по 8. 12. 2014г. Часть3
Ты даже в эти месяцы прекрасно!
И не пугает нас совсем,
Что в это время, уж нельзя купаться.
Сюда мы едем – просто подышать
Морским лечебным воздухом Анапы.
Смотреть на море и рассвет встречать,
А вечером волшебные закаты.
Другие краски неба и волны,
Песок сейчас холодный и осенний.
Но это не мешает нам совсем,
Ловить минуты вдохновенья!"
/ Л.Булычева/
/ По мотивам дневниковых записей 2014 года (ноябрь – декабрь) /
А что же было в 2014 году? Почему из всех санаториев, где я была, запомнился именно санаторий «Родник» в Анапе?
Во-первых, я жила в прекрасном номере, только что отремонтированного корпуса. Получив ключи и зайдя в него, первым делом, достала фотоаппарат и стала снимать видео. Этот корпус и номера в нём соответствовали 4-звёздочному отелю. Моя соседка приехала к вечеру.
– Валентина, – сказала она, – О болезнях не говорим, но через несколько дней, сама начала о них говорить. Смешно. Мы вместе посмеялись.
Во-вторых, я каждый вечер ходила играть в нарды. Так получилось, что в игре были только мужчины-партнёры. Почему-то женщины не играли в нарды. Выигрывала я примерно в семидесяти процентах игр. И это неплохо.
Сначала мужчины не очень хотели впускать меня в свою игровую компанию,
А потом чуть ли не устроили конкурс, чтобы со мной сыграть.
В-третьих, я впервые испробовала на себе гирудотерапию и впервые в такое холодное и ветреное время купалась в открытом бассейне с морской водой.
Раньше я плавала в открытом бассейне зимой, но не в морской воде.
В-четвёртых, я съездила на экскурсию по Анапе и на экскурсию в Тамань по Лермонтовским местам. Тамань омывается Чёрным и Азовским морями. Музей Лермонтова, памятник казакам, Храмы 19 века. Тамань – этот уголок, Пушкин называл – Лукоморье. На обратном пути нас привезли на винный завод «Фанагория», где была дегустация вин. Я купила несколько бутылок вина, которые потом благополучно довезла до дома.
В-пятых, это вечера. Они назывались – развлекательные программы. Проходили они два раза в неделю. Большой зрительный зал, большая сцена.
Вела эти программы симпатичная молоденькая девушка со светлым именем Светлана. И сама она была светлая, воздушная, добрая и очень любящая свою работу. И вот стоит она на этой большой сцене и уговаривает, что надо, чтобы вышли столько-то человек. А люди, почему-то или боятся, или не хотят выходить. И так мне жалко её стало. Было видно, что ей так хочется сделать нам хороший и весёлый вечер. Вот тогда я впервые за долгие годы вышла на сцену и стала помогать Светлане. Сначала я стала приглашать тех, кого знала по вагону поезда, в котором ехала в Анапу. Затем тех, кто сидел со мной за столом в столовой, и тех, кто сидел за соседними столами. Так продолжалось до того момента, пока на сцену не выходило необходимое количество «артистов». Дальше в моих записях того времени написано: Постепенно народ перестал бояться публичных выступлений, и люди стали более охотно выходить на сцену. Запись следующая: Уже два вечера – я Звезда санатория! В четверг играла режиссёра. Весь вечер была на сцене, а вчера опять сцена. Я была мексиканской танцовщицей. Дали мне веер, шляпу, и я пустилась в пляс с «мексиканцем». Мы с ним соревновались с другой «мексиканской парой». Было очень весело не только нам, но и зрителям!
В следующий раз, у меня такая запись: Я опять звездила на сцене. В то время, в 2014 году, это слово было очень модно. Оно доносилось ото всюду. Из телевизора, радио, на улицах, в кафе, в ресторанах. Уже давно оно ушло из моего лексикона. А тогда я написала именно так. На сцене я играла маму семейства Ивановых. Мне надо было соревноваться с мамой другого семейства. Конкурс заключался в том, кто из нас лучше исполнит песню Пугачёвой «Мадам Брошкина». Я ужасно испугалась. Слов не знаю, петь не умею, но оказалось, что будет включена запись песни в исполнении самой Пугачёвой. Мне надо будет с микрофоном в руке, в шляпе, с боа вокруг шеи, открывать рот и показать, что я, это она! Я трясла головой и лохматила волосы как Пугачёва, были они у меня такой длины, как у неё. Так же как она ходила по сцене, разводила и махала руками, призывая зал мне хлопать. Когда я исполняла эту роль, весь зал, а народу в тот вечер собралось, как никогда много, кричал «браво» и хлопали так, как будто я была сама Пугачёва. Всем понравилось, а это главное, чтобы зритель получил хорошее настроение.
Ещё одна интересная запись: Играю в нарды. Сижу и жду, когда противник покурит.
Но, оказывается, не всё было гладко в том счастливом 2014 году. В один из вечеров, играя в нарды, я несколько раз выиграла у одного мужчины. Другие мужчины стали над ним подшучивать. Тогда он схватил деревянную доску от игры, разбил её об пол и ругаясь ушёл. Так у меня появился – враг.
В моих записях написано: После развлекательной программы Валентина уговорила меня остаться на танцы. В какой-то момент в зале появился мой враг. Он толкнул меня так сильно, что если бы кто-то не поддержал меня, возможно, что угодно. В тот момент не только у меня был шок, но и у звукорежиссёра и у тех кто был рядом. Тут же вызвали охранника, хотели вызвать милицию, но охранник попросил не вызывать. Потом оказалось, что мой враг и в поезде подрался с соседом по купе. Забегая вперёд, скажу, что этот хулиган, которого я называю мой враг, оказался психически больным человеком, который раньше стоял, на учёте в ПНД. Главный врач санатория дал распоряжение, чтобы позвонили его родственникам и через четыре или пять дней этого человека уже не было в санатории. А тогда, хоть человек я совсем не трусливый, мне стало страшно. Корпус, где я жила, находился довольно далеко от здания, где находились столовая, библиотека, зрительный зал и настольные игры. В конце ноября и в начале декабря рано темнеет, а тем более на юге.
Но нет худа без добра! И у меня появились два замечательных санаторных друга Александр и Ильхам. К тому же жили они в том же корпусе, где жила я. И мы после вечерних мероприятий, всегда стали возвращаться вместе. Александр, до ухода на пенсию. Работал в авиационной промышленности и со школьной скамьи увлекался астрономией. Он показывал нам разные созвездия. Тогда я хорошо запомнила два – Орион и Кентавр, которые были хорошо видны над Анапой. Я их могла не только видеть, но и различать на почти чёрном небе, усыпанном множеством звёзд. И звёзды все совсем разные, есть яркие, а есть более тусклые, есть совсем маленькие, как точечки, а есть крупнее и крупнее. До этого я знала только Большую и Малую медведицы и Полярную звезду, мне их в детстве папа показывал. Мои познания в карте звёздного неба пополнились. Ильхам, Российский и Азербайджанский поэт, Член Союза писателей СССР, переводчик, публицист. Два раза он проводил в зале санатория свои творческие вечера. Рассказывал о себе, Азербайджане, о своей семье, о своём единственном сыне актёре Тимуре Базинском ( эта фамилия актёрский псевдоним). В нарды Ильхам не играл, но всегда с интересом наблюдал за играющими, а с Александром я иногда играла.
В один из последних перед отъездом вечеров, когда я сидела в холле, Ильхам спросил у меня:
– А что Вы пишите? Я вижу, что Вы часто достаёте тетрадь и записываете.
Я ему рассказала:
– Всегда. Вот уже много-много лет, куда бы я не поехала, я беру с собой тетрадку в клеточку и описываю свой отдых, свои наблюдения.
Ильхам задумался и спросил:
– А зачем?
И тут я стала ему рассказывать, что когда наступит такое время, что я уже не буду никуда ездить, тогда длинными, зимними вечерами я буду читать о том, как я была в том или ином месте. Как проводила время, что видела. Он задумался и спросил:
– А можно, я Вам в вашу тетрадь напишу?
– Конечно, – сказала я.
Он взял мою тетрадь, подумал. И вот что он мне написал:
« Длинными, зимними вечерами, когда за окном метёт метель, а в камине потрескивают дрова, вдруг в памяти всплывёт Анапа и поэт, у которого большое пузо, но ещё больше сердце, которое он щедро раздаривает людям, прочитайте «Зимнюю фантазию» и пусть она, словно тепло камина, согреет Вашу душу:
« Зимняя фантазия»
Снова взвихренная замять,
Бесконечная пурга,
Разрывают в клочья память
Эти белые снега.
Злым прищуром печенега
Пробуждается во мне
Мой двойник, мой альтер эго,
На горячем скакуне.
Конь лихой сквозь вьюгу скачет,
С белым всадником в седле,
То ли ржёт, а то ли плачет,
Исчезая в снежной мгле.
То ли в явь, а то ли снится,
Позабытое тепло.
Снег кружится и ложится
На оконное стекло.
И причудливо узоры
Расшивает серебром.
До весны ещё не скоро –
Снег кружится за окном.
Пробудившаяся память,
Злой раскосый печенег.
Вьюга. Взвихренная замять.
Белый всадник,
Белый снег.
06.12.2014 г. И подпись »
На следующий день мы с Валентиной погуляли по берегу моря, прощаясь с ним. Съездили к «Белой шляпе», гуляли по городу, фотографировались. Сходили в гости к нашим знакомым женщинам. Посидели, поболтали. Вечером я как всегда пошла играть в нарды, а девчонки на танцы.
Утром было плюс 21 и это 7 декабря! После обеда Валентина, Ильхам и Александр уехали в аэропорт.
Вечером я сходила последний раз в зал. Из моего заезда осталось не так много людей. Всё больше незнакомые лица. Я последний раз побегала по сцене в роли какой-то козы. В холле никого. Все, кто играл со мной в нарды, уехали сегодня. Новая смена, новые заезды. Завтра утром уезжаю и я.
Подъезжаем к Москве, за окном купе мороз и снег, а в Анапе плюс 20 и солнце!
Это был лучший санаторий из всех, где я была. И лучшая поездка. Ура!!!
Так написано в моей тетради 9.12.2014 года.
Свидетельство о публикации №225020801897