Война малого масштаба
Ночь обреченного города
Для двухсот пограничников 17-го Краснознаменного (Брестского) погранотряда война началась на сутки раньше обычного: уже 21 июня 1941г. они занимались уничтожением в Бресте и его окрестностях переброшенных через границу в товарных вагонах с двойным дном диверсантов немецкого полка «Бранденбург-800». Эта немецкая часть, бывшая по сути дела «спецназом» вермахта, прославилась дерзкими и эффективными операциями на всех фронтах Второй мировой войны.
Всю ночь пограничники и оперативники НКВД вместе со связистами восстанавливали перерубленные телефонные кабели и… перестреливались с оказавшимися диверсантами милиционерами в новенькой форме! Среди бойцов в зеленых фуражках, вылавливающих фашистов, был и наш земляк из с.Миролюбовка Сорочинского района Василий Рагузин. За плечами двадцати двух летнего командира была только школа, Чкаловское педучилище да один курс учительского института.
Утро следующего дня не принесло облегчения: под прикрытием артиллерии немецко-фашистские войска начали форсировать пограничные реки. От западного берега стали отчаливать лодки, плоты с пехотой противника; на восточный берег начали выбираться плавающие танки, которые, не задерживаясь, двинулись на восток, выходя к основным магистралям и дорогам. Для уничтожения пограничных застав были выделены специальные отряды автоматчиков.
Пограничные заставы, численностью в тридцать-сорок человек, хотя и не были рассчитаны на бои с регулярными воинскими частями, все же сумели оказать ожесточенное сопротивление врагу: их стойкость, массовый героизм нарушили планы немцев, выделявших на подавление этих воинских частей лишь тридцать минут, в то время, как наши воины на разных участках держались от нескольких часов до нескольких суток!
Позже, согласно приказу НКВД от 3 июля 1941г, пограничники на этой территории начали массово растворяться среди местного населения для организации партизанского движения.
В отличие от них части Красной Армии, получившие приказ пробиваться любой ценой на восток, целыми дивизиями попадали в плен – летом и осенью этого года в плен к фашистам на территории Белоруссии попали девятьсот тысяч солдат и командиров.
География малой войны
Благодаря художественной литературе и фильмам после окончания войны у населения страны сложились «узнаваемые» образы партизан: живущие в шалаше бородатые крестьяне в полушубках и треухах с трофейными немецкими автоматами в руках; другой вариант - сидящий в засаде на лесной дороге вооруженный винтовкой подросток.. Несомненно, таких партизан было немало. Однако основную их часть составляли не сумевшие выйти из окружения бывшие военнослужащие, а также регулярно получавшие с «большой земли» оружие и боеприпасы специально подготовленные сотрудники НКВД.
Партизанские отряды не просто воевали на лесных дорогах, а, обладая созданной все теми же чекистами огромной агентурной сетью, контролировали более пятидесяти процентов территории той же Белоруссии, где даже продолжали действовать сельсоветы и советские школы!
Первоначально отряды партизан в Белоруссии насчитывал двадцать пять-семьдесят человек. Постепенно они разрастались до ста-трехсот пятидесяти человек. Встречались и довольно крупные подразделения - до восьми ста и более партизан. Возглавляли отряды командиры, комиссары и начальники штабов. В это подразделение входили три-четыре роты. Каждая из них состояла из двух-трех взводов по двадцать-тридцать человек. Для выполнения поставленных задач организовывались специализированные группы: диверсионные, разведывательные, пропагандистские. Во всех отрядах действовали партийные и комсомольские организации.
Василий Рагузин оказался в отряде партизан в Могилевской области, через которую от Минска на восток шли стратегические железнодорожные магистрали на Оршу, Смоленск и далее на Москву, где партизаны регулярно проводили диверсии, срывая движение немецких воинских эшелонов. «Рельсовая война», как они сами ее называли, была особо активной в преддверии крупных немецких наступлений на Восточном фронте - Московской, Сталинградской и Курской битв. Это сильно утяжеляло немцам переброску войск и техники к месту напряженных боев.
Осенью 1942г. фашисты были вынуждены принять особые меры по обеспечению безопасности железных и шоссейных дорог. Для этой войны «малого масштаба» в своем тылу они привлекали дополнительные воинские контингенты, часто даже отвлекая их с фронта. Ими также начали строиться доты и дзоты, устанавливаться сигнальные заграждения, оборудоваться минные поля, вырубаться леса в непосредственной близости от дорог; оставляться на крупных железнодорожных станциях специальные гарнизоны в составе усиленных батальонов, в распоряжении которых были бронедрезины и нередко бронепоезда. На прикрытие небольших станций немцы выделяли воинские подразделения численностью до роты, полотно же между ними охранялось силами до взвода. Нередко, под угрозой сжигания деревень, вдоль участков железной дороги фашисты расставляли их жителей с трещотками и свистками для вызова немцев, дежурящих в это время на мотодрезинах.
В условия удаленности от «Большой Земли» особую роль стала играть транспортная авиация, вывозящая раненых и доставлявшая партизанам пополнение из числа профессиональных разведчиков и диверсантов; оружие, боеприпасы и медикаменты. Львиная доля в обеспечении «воздушного моста» принадлежала 101 транспортному авиационному полку Дальней Авиации под командованием легендарной советской летчицы Валентины Гризодубовой. С 15 октября 1942г. по 15 сентября 1943г. «кукурузниками» - ПО-2 и двухмоторными ЛИ-2 было совершено тысяча восемьсот шестьдесят два ночных вылета, в том числе триста - с посадкой на партизанских аэродромах в тылу противника. В это время туда было переброшено более полутора тысяч человек; доставлена тысяча триста семьдесят одна тонна военных грузов и сто три тонны продовольствия. Самолетами полка также было эвакуировано пятьдесят два летчика из сбитых над оккупированной противником территорией экипажей самолетов, а также более трех тысяч раненых партизан и их детей.
В 1943г. возникла необходимость срочной переброски грузов партизанам Витебской области. Сюда был переброшен отряд, где В.Рагузин командовал ротой. Перед ним была поставлена задача создать посадочную площадку и обеспечить встречу самолетов ЛИ-2 близ деревни Рудня. Большим препятствием к этому был немецкий гарнизон численностью в двести человек, серьезно «окопавшийся» в деревне. В роте же Рагузина после недавних боев оставалось всего восемьдесят бойцов, из-чего задача казалась невыполнимой. Командиру пришлось пойти на хитрость: через свою агентуру он «довел до сведения» немцев, что его подразделение ушло вглубь Белоруссии для выполнения других задач. На несколько дней отряд затаился, а противник «расслабился», уверившись в своей безопасности.
Раннее утро, через неделю после этого, стало для немецкого гарнизона последним. Партизаны же, разобравшись с ними, быстро оборудовали полевой аэродром и приняли самолеты с ценным грузом, отправив на «Большую Землю» раненых. Именно за эту операцию Василий Евдокимович получил свой первый из двух орденов Красной Звезды, который «нашел» его только после войны уже в Оренбурге.
Штурм «тевтонского форпоста»
В июле 1944г., когда территория Белоруссии была освобождена нашими войсками, Василий Рагузин уже сражался в рядах Красной Армии в Восточной Пруссии. В январе 1945г. советские войска вплотную подошли к главной цитадели на пути к столице Восточной Пруссии - г.Инстербургу. Для немцев этот город имел особое историческое значение - он был основан в 1334г. рыцарями Тевтонского ордена и был главным перевалочным пунктом для завоевательных походов на Псков и Новгород.
Еще летом 1944г. вокруг Инстербурга были созданы три мощные линии полевых укреплений, объединенные в укрепрайон «Ильменхорст». Мосты, дороги, лесные просеки и даже многие придорожные деревья были заминированы.
В ходе боев 19–22 января 1945г. инстербургская группировка противника была окружена. В ночь на 22 января начался штурм города, окончившийся к утру его захватом.
Бои за Инстербург носили ожесточенный характер. Всего за сутки погибло и пропало без вести свыше четырех тысяч советских солдат и офицеров.
Во время одного из боев был тяжело ранен и командир батальона, где служил Василий Рагузин и он, взяв на себя командование, выполнил поставленную задачу. За этот подвиг наш земляк был награжден вторым орденом Красной Звезды. «Тевтонский» же форпост, сменив свое название на Черняховск, стал частью Калининградской области СССР.
1946г. после демобилизации был В.Рагузин был направлен завучем и учителем математики в семилетнюю школу входившего в то время в Покровский район с.Рыбкино, где и проработал до конца жизни. В 1974г. ветеран в последний раз съездил в Белоруссию и побывал на месте, где была его погранзастава. Ветерану было что вспомнить…
Свидетельство о публикации №225020800292