Три автопортрета Ореста Кипренского 1782-1836
1. О.А. Кипренский. Автопортрет. Итальянский карандаш, бумага. 18.8;11.1828. ГТГ. Воспроизведен в Художественном альбоме издательства «Белый город», из которого «позаимствована» и подпись к портрету вместе с датировкой [1]. Она, кстати, представляется сомнительной, т.к. Кипренский на автопортрете выглядит довольно, молодо. Согласно же оценке, художнику в 1828 году исполнилось 46 лет, и он уже второй раз собирался отбыть в Италию.
2. О.А. Кипренский. Автопортрет. Х.м. 58х51,5.1820. Галерея Уффици. Флоренция. Знаменитый автопортрет живописца, вызвавший восхищение зарубежных экспертов.
3 О.А. Кипренский. Автопортрет; воспроизведен в числе других работ русских художников, находящихся в собрании В.Б. Хвощинского в Риме, в журнале «Апполон» , без каких-либо комментариев. [2]. Рожки на голове комментировать не буду, но замечу, что черты лица художника однозначно свидетельствуют, что он изобразил себя.
Еще замечу, что на вопрос: «Известен ли автопортрет Кипренского, воспроизведенный в журнале Апполон 1917 г. и находившийся в собрании В.Б. Хвощинского ?», который я задал нейросети, ответ был таков: «Не удалось найти информацию об автопортрете Кипренского, который был воспроизведён в журнале «Апполон» в 1917 году и находился в собрании В.Б. Хвощинского.
По этой причине я и решил показать облик Кипренского в виде черта читателям прозы.ру.
В то же время хотел бы поделиться с читателями по поводу своей переписки с нейросетью относительно двух автопортретов Кипренского, находящихся в собрании Государственной Третьяковской галереи, один из которых (рисунок) приложен к миниатюре. Другой же, живописный и самый известный «Автопортрет в халате», не вошедший в число иллюстраций, читатели и так хорошо знают.
По своей композиции он довольно схож с приложенным к миниатюре рисунком слева, но отличается наличием фломастера в руке, одеждой и ухоженной прической, а еще, как будто, возрастом модели (на рисунке лицо более молодое).
Подумав, что рисунок выполнен лет на десять раньше, решил позадавать вопросы нейросети, допуская, что с датировкой рисунка имеется недоразумение, и он выполнен, возможно, в 1818 году, когда Кипренскому было лет тридцать пять.
Вначале нейросеть долго не «соглашалась», что в собрании ГТГ имеется два автопортрета Кипренского – рисунок и живописный портрет. Но наконец, ответила: «В собрании Третьяковской галереи хранится близкий, вероятно, являющийся подготовительным к живописному изображению, графический «Автопортрет» (1828) Кипренского».
Поэтому было бы интересно узнать мнение специалистов, не выполнен ли графический автопортрет Кипренского раньше живописного автопортрета?
Замечу, что нейросети не известен так же автопортрет Кипренского с рожками, опубликованный в журнале «Апполон», как неизвестна и история бытования данного портрета.
Предполагаю, что Кипренский, проживший недолгую жизнь (54 года) запечатлел себя на данном автопортрете незадолго до своей кончины, и этот автопортрет наверняка является его последней работой.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ольга Алленова и др. Кипренский. Альбом. Издательство «Белый город». 2000 г.
2. Статья Всеволода Дмитриева «Неуклюжие ученики». (По поводу нескольких картин из собрания В.Б. Хвощинского). Журнал «Аполлон», 1917, №4-5, С. 11.
08.02.2025.
Свидетельство о публикации №225020800299