Глава 2 о забвении нашего прошлого
А живем мы благодаря героям труда (назову их - созидателями мирного и благополучного обитания граждан России и НАО). В начале 20-го века таким созидателем в масштабах России был её премьер-министр П.А. Столыпин. а в масштабах Печорского уезда - молодой ученый А.В. Журавский. Месяц назад я написал рассказ «О трагической судьбе Журавского и Столыпина», приведу одну цитату из этого рассказа: «Уважаемые земляки, в 2024 году исполнилось 110 лет со дня трагической гибели Андре;я Влади;мировича Жура;вского— русского биогеографа, основоположника научного освоения Севера. Основателя первого научного учреждения в Приполярье — Печорской естественно-исторической станции Российской Академии наук. С именем А. В. Журавского неразрывно связана история комплексного изучения Печорского края. Его труду принадлежат более 400 научных статей, посвящённых биогеографии, ботанике, земледелию, геологии, энтомологии, этнографии и экономике Печорского края.»
Созидателями в СССР были Сталин, Берия и Алексе;й Никола;евич Косы;гин — советский политический, государственный и партийный деятель. Председатель Совета министров СССР (1964—1980). Инициатор Косыгинской реформы 1965 года. Дважды Герой Социалистического Труда (1964, 1974).
По данным Интернета, созидателем ННО (Ненецкого Национального Округа) в первую очередь следует назвать Ивана Кузьмича Швецова, которому в 1959 году совершенно неожиданно для него предложили возглавить партийную организацию Ненецкого национального округа. Так в 36 лет он получил в управление огромный регион площадью как несколько европейских государств (Португалия, Голландия, Дания и Люксембург вместе взятые) – причём совершенно не имевший дорог!
Население (около 37 тыс. чел.) занималось, в основном, оленеводством и рыболовством. Словом, как говорится, тяжела ты, шапка Мономаха.
«Желания ехать, прямо скажу, не было», – спустя много лет признавался Иван Кузьмич. Как он сам предполагал, его «кинули» на округ как специалиста, умеющего работать на больших малоосвоенных территориях. Проблем в ННО было множество.
Грунтовый аэропорт, построенный горожанами в годы войны, был способен принимать только небольшие пассажирские самолеты типа Ли-2, Ил-14 или Ан-24. Кроме того, ежегодно в период половодья, его подтапливало, и воздушное сообщение «с материком» на некоторое время прерывалось. Требовалось строительство нового аэродрома, способного принимать большие грузопассажирские самолёты.
В начале 60-х шло активное военное обострение с США, и Иван Кузьмич присутствовал на совещании генералов ПВО, которые обсуждали вопросы базирования – значительного разрыва между Архангельском и Амдермой. Швецов с присущей ему прямотой заявил о том, что новый аэродром надо строить именно в Нарьян-Маре.
И нашёл поддержку маршала авиации Евгения Савицкого, дважды Героя Советского Союза. А вот с главкомом ПВО маршалом Советского Союза Павлом Батицким вышел настоящий конфликт – аж искры полетели! И бывший фронтовой разведчик не дрогнул перед хамоватым маршалом. Здесь базировались истребители ПВО, а принимал он тяжёлые самолёты – транспортные Ан-12 и пассажирские Ту-134. Позднее к новому аэродрому построили дорогу (её называли в народе «солдатской») из бракованных железобетонных плит авиаполосы.
«В округе остро стоял вопрос о капитальном строительстве. Как вести строительство жилья, производственных, культурных объектов, если нет строительной организации?» – обозначил в своих воспоминаниях Швецов одну из самых острых проблем. Город до начала 60-х являлся исключительно деревянным. Но построили бетонно-растворный узел, подготовили в ГПТУ №24 каменщиков и штукатуров и пошло дело: построили из кирпича школу №3 (1963), Дом культуры (1964), баню №1, зооветтехникум (1969). В конце 60-х начали возводить двухэтажные кирпичные дома. В 1975 году отгрохали уже высоченное, невиданное в Нарьян-Маре, в пять этажей административное здание Ненецкого окружкома партии – облицованное красным кирпичом оно обиходно называлось Красный чум. В это же время в Ненецком национальном округе разворачивались масштабные геологоразведочные работы. В начале 70-х годов экспедиция №5 пробурила на Лаявожской площади глубокую скважину №1 (4539 метров), которая вскрыла песчаники нижнего девона. Геологи нацеливались на новые, очень перспективные структуры – вал Сорокина, Харьягинскую, Кумжинскую и Удачную площади. Продолжение Главы 2
В ноябре 1969 года Ненецкая партия открыла Василковское газоконденсатное месторождение. Причём на Василково геологи увидели всю мощь большого месторождения.
Уже в 1974 году было принято решение о строительстве газопровода Василково – Нарьян-Мар.
Написал про Василково и вспомнил, как в 60-е годы, собирая морошку в этом районе, разводил небольшой костер от мошкары. А закончив сбор морошки, по неизвестной мне тогда причине, никак не мог загасить костер. Торфяная кочка продолжала светиться слабым, но стабильным огоньком, как керосиновая лампа.
Много потрудился над укреплением экономики Ненецкого Округа:
- Дмитрий Шустров, прошедший в Нарьян –Маре путь от студента сельхоз техникума до зам. председателя Окрисполкома –Т.И. Сядейского. А в 1993 году поехал на Таймыр, где работал заместителем Губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по экономике, Полномочным представителем Президента России на Таймыре. Защитил кандидатскую диссертацию на присуждение ученой степени кандидата технических наук. Был избран Действительным членом (академиком) Международной Академии минеральных ресурсов.
В конце 1942 года мой дядя Исай Васильевич Малышев демобилизовался после ранения в левую руку и вернулся в Нарьян-Мар. Его направили работать военруком в школу Тельвиски. В 1945 году жители Тельвиски избрали его председателем, как тогда писали, отстающего колхоза имени С.М. Кирова. Одна из бывших колхозниц вспоминала, что на момент избрания И.В. Малышева председателем, зарплата в колхозе составляла три рубля в неделю. Мотаясь круглые сутки по сенокосам и путинам, ему удалось вывести своё хозяйство в передовые. Благодарные колхозники вновь и вновь переизбирали дядю председателем вплоть до выхода его на пенсию.
Будучи на пенсии, Исай Васильевич еще около десяти лет организовывал рыболовецкие бригады из пенсионеров, чтобы помочь рыбакколхозсоюзу выполнять план по рыбодобыче. Все эти годы он не скрывал своей неприязни, как он выражался, к бардаку в организации колхозов и рыбодобычи в округе, и, как мог, боролся с этим. Несмотря на это (или именно за это?), ему, чуть ли не единственному в Округе, было присвоено звание «Заслуженный рыбак Севера».
В историю округа вписано имя его сына Алексея. В некрологе по случаю кончины Алексея в газете «Няръяна вындер» от 22 мая 2010 года я нашёл следующие строки: «Печальная весть пришла из Воскресенска Московской области — 13 мая на 78-м году ушел из жизни ветеран нефтегазоразведки округа Алексей Исаевич Малышев — человек, под руководством которого была пробурена первая на территории Ненецкого округа поисковая скважина на нефть и газ. Произошло это в Нарьян-Маре в 1958 году, на том месте, где сейчас находится хлебозавод.
Второй мой дядя Иван Яковлевич Носов, работая бухгалтером в Морском порту, в конце 30х годов был репрессирован. После освобождения из лагерей, вернулся в Нарьян –Мар и до выхода на пенсию продолжил работу главбухом Морского порта Н-Мара, повышая экономическую эффективность работы порта, находящегося в стадии перманентного строительства.
Один зять Ивана Яковлевича – Разум Филиппов был капитаном знаменитого гидрографического судна «Ромбак». Другой зять - Илья Гусев долгие годы был руководителем речного порта Нарьян-Мара, За высокую результативность работы порта, Илья был награжден орденом «Трудового Красного знамени».. Старший сын Ивана Яковлевича - Ефим погиб на фронте – сгорел в танке. Средний Ювиналий посвятил себя морю и в расцвете сил трагически погиб на посту капитана своего корабля. Младший Яков пошел по стопам Юника. Как и он окончил морское училище имени адмирала С. О. Макарова в Ленинграде. Стал капитаном дальнего плавания, в загран плавании схватил неизвестную болезнь. И не на много пережил своего брата. Короче говоря, И.Я. Носов и два зятя посвятили свои жизни налаживанию речного и морского судоходства в появившемся на карте СССР порта - малюсеньком Нарьян –Маре. А сыновья Ювиналий и Яков, отдали свои жизни морю.
Сегодня вся Россия готовится отметить 80-летие Победы в Великой Отечественной Войне (ВОВ). Я начал готовиться к этой дате более года назад и подготовил для книги «Воспоминания и размышления старого водилы» несколько разделов, связанных с тематикой ВОЙН, через которые прошла (и проходит сегодня) Россия:
- В. Путин и И. Чупров об Украине
- Горькая правда про НАО
- О победах и поражениях России
- Возрождение России.
В этих разделах были главы: «В. Путин и И. Чупров об Украине», «Про войны и победы в них», «Эхо прошедшей войны» и «Книга Г. Хабарова «О родителях и родном Севере», в которых хотел рассказать землякам о главных войнах России: Крымской войне, которая продолжалась с 1853 по 1871 годы, Великой Отечественной Войне. И почему президент РФ В.В. Путин был вынужден начать войну за освобождение Донбасса.
Но, старший научный сотрудник Краевого музея НАО М. Коловангина не позволила мне рассказать жителям НАО, ни о созидателях экономики Округа, ни о истории войн, в которых участвовала Россия.
Все средства, выделяемые из бюджета на издание книг, Совет по вопросам редакционно-издательской деятельности НАО тратил на книги про:
- коммунистов, дважды разрушивших Россию (в 1917 и 1991 годах),
- Н.Е. Сапрыгина и Смидовича, разорвавших в 1929 году на две части Печорский уезд (подавляющей частью населения которого были русские), отдав одну из них Ненецкому округу, а другую - Коми АССР.
- основных разрушителей экономик ННО: партийно-советского деятеля Т.И. Сядейского и «великого ученого» П. Рочева.
Свидетельство о публикации №225020800339