Год 1996-й, август
Быстро пролетевшее время привело к проведению на базе нашего района областного слёта добровольных народных дружин по охране границы. Это было совершенно заслуженное нами право и не только потому, что наши дружины создавались одними из первых. За счёт средств внебюджетного фонда вместе с пограничным отрядом мы построили первый и единственный в своём роде на всём Северо-Западе учебный полигон, где дружинники под руководством военных приобретали необходимые для охраны границы первичные навыки. И в этот день основные практические мероприятия слёта проходили на самом полигоне.
Впрочем, живя на границе, нужно готовить себя ко всякого рода сюрпризам. Даже к таким, когда от курьёзного до серьёзного один шаг. И даже меньше. И наоборот.
Этот телефонный звонок от заместителя Туманова был прогнозируем, но всё равно в тишине кабинета прозвучал как-то особенно тревожно. Нестеров был не то, что не в себе, в ярости, и даже толком не поздоровавшись, сразу взял, что называется, с места в карьер.
- Евгений, ты что творишь! Ты что задался целью сорвать мне уборочную кампанию по всей области! С каких это пор ты записался в саботажники? Да тебя по старым временам по суд отдать мало! Машины со всей области, вместо того чтобы возить зерно, едут к тебе за дешёвой отравой!
Последняя фраза звучала весьма спорно, но я не перебивал Анатолия Васильевича и дал ему выговориться, понимая: у мужика наболело и он, по-своему, прав. И взял слово, что называется, уже в свою очередь.
- Анатолий Васильевич, дорогой, я не в обиде на вас. Более того, я на вашем месте, наверное, нашёл ещё более злые формулировки, но постарайтесь услышать меня и давайте рассуждать вместе. Поверьте, это не по моей просьбе и не из вредности таможня конфисковала сразу восемь вагонов контрабандной водки. Не восемь ящиков, а восемь вагонов. Для того, чтобы разгрузить её, у нас даже складов в райпо, включая комбикормовые, не хватает. Мы вынуждены часть ящиков складировать прямо во дворе райпо. Сами понимаете, что у этих вагонов есть заказчики в России и они терять такой огромный куш не хотят. Для круглосуточной охраны требуется ставить вооруженных милиционеров, историю с ночной стрельбой, когда охраняли медь в 93-м, мы уже проходили. При этом по существующему регламенту, водка относится к пищевым продуктам и подлежит немедленной реализации, не ожидая решения суда, поскольку казначейство ждёт уже этих денег, а таможенному комитету надо отчитаться за них. Не уверен, что их убедят ваши доводы. Конечно, я дал команду райпо искать срочно покупателей даже за пределами области. Но у меня в районе райпо эту дешёвую водку не продаёт, рассчитывая погасить свою долю в бюджет из текущих доходов. Коллеги в районах могли бы поступить также.
По мере рассказа чувствовалось, что напряжение на том конце провода несколько уходит, и скоро я услышал сакраментальную фразу.
- Ладно, может ты в чём-то и прав. Расскажи, как у тебя идёт уборка?
***
Кстати, о ситуации за пределами области. От нас только что уехал гость – заместитель главы администрации Курской области. Цель его приезда состояла в том, чтобы познакомиться на месте, как идёт у нас работа по организации местного самоуправления. Хотя у моих оппонентов в районе глаза и уши на этот счёт оказались залиты воском, но мы действительно в чём-то опережали время. Я доподлинно знал, что во многих областях России к реформе местного самоуправления ещё не приступали, хотя уже был принят федеральный закон от прошлого года, и наш визитёр лишь подтверждал подобный факт.
Впрочем, мы многое сумели сделать тогда не благодаря, а вопреки. С первых дней своей работы, поскольку через город сплошным потоком шли в обе стороны тяжело гружёные, а часто просто перегруженные фуры, а окончание строительства объездной дороги буксовало из-за проблем с неоконченным виадуком через железную дорогу, я стучался во все двери по поводу моста через Утрою. Построенный достаточно давно, он не был рассчитан на такой поток и такой тоннаж транспорта и вполне мог стать реальной зоной бедствия. И вот долгожданный час настал: район получил финансирование. В течение лета пришлось всем приспосабливаться, кому как удобнее, благо два неудобных объезда существовали, а мостовики из Белоруссии усиленными темпами занимались реконструкцией моста и, в отличие от своих коллег, некогда строивших посёлок Белорусский, сделали всё качественно и быстро.
***
Август. Пора ещё раз подумать о школе. А впрочем, эти раздумья не покидали в разное время года. С одной стороны, катастрофически не хватало учителей, особенно для того, чтобы работать не на полторы-две ставки, а так, чтобы педагогика не превращалась в подневольщину. С другой стороны, вторая смена всё ширилась и множилась, а это беда для всех: детей, родителей, учителей. И рядом буквально простаивали помещения профтехучилища, которое с трудом набирало самый минимум учеников. Что называется, решение вопроса лежало на поверхности, и не могла не прийти чуть сумасшедшая идея объединить два учебных заведения в одно. Мы бы возможно так и поступили, но школа была муниципальной, а училище в областном ведении. Чтобы подвести под возможное объединение грамотную основу, собрав все наши силы, не раз посовещавшись, написали проект создания общего комплекса под названием политехническая школа. На обыденном уровне это означало то, что училище брало в свои стены часть классов, а учащиеся старших классов могли получить на базе его профессиональные навыки.
Хорошо бы сослаться на уже имеющийся опыт такого рода. Благодаря моим частым командировкам в Прибалтику и природному любопытству, я знал, что подобное существовало рядом, в Латвии. На этот раз вместе со мной отправились в ознакомительную поездку представители областного управления образования. Будучи профессионалами, они на месте увидели все преимущества нововведения. Возвращаясь домой, в дороге ещё раз подробно обсудили ситуацию. И, теперь уже тет-а-тет, мои спутницы признались, что терять училище в привычном понимании им не хочется, но и попробовать хочется тоже. А ещё они признались, что схожий опыт уже есть и в северной столице. Потребовалось ещё немного усилий с моей стороны, и областники сели за написание проекта для министерства. Со всем пакетом документов отправились в Москву, лично встретились с заместителем министра и через какое-то время узнали: министерство идею поддержит – надо работать над её развитием дальше.
***
Август с некоторых пор и событий стал месяцем тревожных ожиданий. Бог миловал внутри страны, зато на этот раз постарались соседи: сейм Латвии принял, как они, видимо, считали грозный документ под названием «Декларация об оккупации». И, конечно же, в числе прочих прегрешений Советского Союза, там значился «насильно отторгнутый» Пыталовский район. Публичную реакцию на «исторический» документ взяло на себя Министерство иностранных дел, а у нас соответствующее заявление сделал районный Совет, собравшись на внеочередную сессию. Все вместе документы опубликовала районная газета, присовокупив к ним ещё один, добытый мною по своим каналам.
Дело осложнялось тем, что сейм принял декларацию аккурат накануне предполагавшегося официального визита премьер-министра Латвии в Россию. И их министр иностранных дел сетовал на то, что решение сейма оказалось с этой точки зрения очень некстати по времени, тем самым поставив правительство в неприятную ситуацию. Как и следовало ожидать, визит пришлось отменять, а вот так ли несогласованно действовали у наших соседей две ветви власти, бабушка надвое сказала.
Свидетельство о публикации №225020800437