Антиутопия бредни старого пессимиста
Сдается мне, уважаемые читатели, что год 2025-й станет решающим. Переломным. Годом, который внесет ясность в нашу, пока совершенно непредсказуемую жизнь.
Скрупулезно раскладывая события, происходящие сейчас, я лично прихожу к выводу, что мы на пороге грандиозных, можно сказать – лавинообразных перемен. И результатом их очень скоро станет та самая «Новая Реальность», о которой спорят не первый год. Какой она будет для нас с вами?
Как говорится, к добру иль к худу?
Не хочу обсуждать СВО, равно как и постСВО.
Не хочу анализировать Центробанк и всякие кредитно-ипотечные дела.
Не хочу обдумывать управленческие странности в нашей стране.
Не хочу перемалывать темы демографии, кадрового голода, миграции, инфляции, медицины и образования.
И не потому, что лень. А потому, что сотни и тысячи людей мусолят данные темы в различных степенях компетенции и понимания.
Я хочу поговорить о смуте. Почему именно о ней? Хм… Причина всего одна –
Огромный разрыв между официальной пропагандой (все у нас зашибись!) и тем, что наблюдаешь в реальной жизни, выйдя за порог собственного дома (бля, да что-ж такое творится-то?!).
Победно-радостные реляции правительства на любом уровне как-то уж сильно диссонируют с потоками альтернативной информации, которая идет снизу. От земли, так сказать…
Поскольку я не застал времена 1905 -1917 годов лично, писать буду только о том, что пережил и видел сам. Во вполне осознанном возрасте.
Кому как, а мне обстановочка сейчас напоминает времена Горбачева.
Еще вполне бодр СССР, в 1985 году на пост генсека ЦК КПСС (для молодежи поясню – это типа президента в те времена) попадает вполне себе милый и приятный человек – Михаил Сергеевич Горбачев. На фоне предыдущих вождей – ну прям красавчик. Говорит много, говорит не по бумажке, говорит вещи, которые отличаются от бормотания сильно престарелых предшественников как небо и земля: «Перестройка! Гласность! Ускорение! Нет войне (холодной или ядерной – неважно, любой)! Хозрасчет (это о начале перехода от плановой командно-административной экономики к рыночной)! Свобода и плюрализм мнений!».
Скажу вам честно – по тем временам этот кульбит смотрелся очень классно. И, сажу честно, вдохновлял ожиданием лучшей (сильно лучшей) жизни, которая наступит вот-вот…
Так она и наступила!
Понесся слом всего и вся, того, что казалось немыслимым! Комсомольцы валом поперли в кооперативы, то есть, в частные лавочки, началась демократия в самом лютом виде – типа выборов директоров на предприятиях. СССР стал брататься со всеми вчерашними врагами, от США до Великобритании, в результате чего страна была сдана к херам всем желающим, а Горбачев выцыганил Нобелевскую премию мира.
А уж что за процессы забродили не только в странах соцлагеря, типа Польши, Румынии, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, но и в братских республиках-сестрах, входящих в СССР!
В печати и на телевидении поперла информация такого рода, что народ просто охреневал – от откровенной желтизны до поливания грязью всей своей истории чуть ли не с Рюрика начиная.
И – главная фишка. Народ уверовал, что есть классный чувак Мишка Горбачев и есть проклятые КПСС-ники, ему вредящие. Царь хороший, бояр – в прорубь…
М-да. А потом все рухнуло. И вместе с плюрализмом, свободой и перестройкой как-то мгновенно пришли голодняк (жратва по талонам), оскудение (задержки по зарплате при лихорадке на предприятиях, рост цен при развитии черного рынка), преступность (она уверенно и технично подхватила реальную власть, которая просто валялась на земле).
Конечно, к 1991 году народ хлебнул горюшка-то, не без этого. И бодрого моложавого генсека с треском вышиб тоже в ту пору не менее бодрый и жизнерадостный Ельцин, которого народ в массе своей тут же полюбил, напрочь разлюбив Горбачева (здесь бы аудио включить: «Сердце красавицы склонно к измене»). Он тоже сильно любил наших вчерашних врагов («Боже, храни Америку», - из его речи цитата) и при нем братание с англосаксами достигло своего апогея. Только нам, в ту пору живущим, это время колом встало – разгуляево преступности до полной замены реальной власти, галопирующая инфляция, лютое обнищание масс, уничтожение целых отраслей и прочие прелести «Лихих 90-х». Плюс – полыхнули экс-советские окраины и там уж русских не просто щемили, резали и жгли…
Ух, какая длиннющая преамбула получилась. Ну и ладно. Суть этой писанины-то не в том, чтобы по ретроспективе шарахаться. Мы ж – о смуте? Точнее, о вероятности ее появления, правильно?
Значит, поехали дальше…
Владимир Владимирович Путин, перехватив знамя у Бориса Николаевича Ельцина повел политику всепожирающей дружбы народов той-же дорожкой. И братались мы со всеми бывшими врагами с усиленным рвением: с радостью участвовали во всякие богомерзких тусовках типа ПАСЕ, ОБСЕ, ВОЗ, МОК и еще хрен знает во скольких клубах по интересам. А клубы то все – платные. И обошлось это вступление в немалые денежки, не принеся стране нашей никакого толка. А как президент ломился во Всемирную торговую организацию! Это-ж реальный пример упорства и терпения. Какой с того толк по итогу был? Да в общем – никакой. Место нам в мировом рынке выделили на периферии, в качестве поставщика сырья. И, казалось, что нашли мы свое предназначение. Энергетическая Сверхдержава!
А в разговорный обиход – за эти прелести – прочно вошло определение «Уважаемые партнеры» вместо многолетнего «Вероятный противник».
Сублимируем сказанное. Прослеживается тенденция:
Горбачев – дружба с Западом – ухудшение жизни людей.
Ельцин – кабздец, какая дружба с Западом – уж совсем ухудшение.
Путин – знойная дружба с Западом – неизвестность, непонятность будущего России по итогу.
А нынче министр иностранных дел Сергей Лавров выдал: после развала Союза все наши поползновения на Запад были стратегической ошибкой! Вот, убедитесь сами: iz.ru/1833980/20...
Нихрена себе ошибка. Длиной в 30 лет…
Упаси бог, не подумайте, что я юродствую или подвергаю сомнению ум и величие наших первых лиц (чур меня! чур!), но, при всем уважении к нашему Верховному, на сегодняшний день имеем:
1. Растущие, как на дрожжах, цены. Особенно на еду.
2. Ставку Центробанка, от которой уже воют как производители, так и бездомные, которым ипотека не светит в этой жизни точно.
3. Три года СВО, окончание которой почему-то ассоциируют со взбрыками и хотелками президента США старины Трампа, а сама СВО постепенно переползла на нашу территорию. Каждую неделю с Украины что-то летит, а часть – долетает до Твери и Рязани (и не только их).
4. Демография, которая не восстанавливается по щелчку пальцев.
5. Дефицит квалифицированной рабочей силы, которую тоже за месяц не восстановишь. Да и за год. Как бы, не поколение потребуется, и то – если взяться прямо сейчас.
Но, опять-таки. Я вовсе не собираюсь опускаться до диванного критиканства, уж больно конкуренция велика. Просто тяну нить мысли.
Давайте в терминах определимся. Что такое смута?
1. Радикальное ослабление вертикали власти во всех ее проявлениях – от потери контроля над хозяйственной деятельностью в регионах до частичного (а то и полного) ослабления силовых структур. Некомплект МВД, суда, Росгвардии уже имеет место быть.
2. Формирование самостоятельных группировок различного толка по принципу «Чем дальше от Москвы, тем интенсивнее», готовых или уже перехвативших реальную власть на местах. Процесс уже идет, как мне кажется.
3. Разногласие и агрессивная конкурентная борьба в группировках центральной власти, не позволяющее решать проблемы регионов в аврально-штурмовом порядке.
4. Развал систем жизнеобеспечения ЖКХ (тепло, электричество, газ, вода, канализация). Кстати, 2024 год дал нам кучу примеров того, что данный процесс уже идет. Пока – в более-менее контролируемой фазе.
5. Падение жизненного уровня населения. Тут и спорить не о чем, достаточно в магазин за продуктами сходить.
Да и хватит, пожалуй. Короче говоря, народ наш на улицы не ломанется и крушить все вокруг не станет, пока все эти пять пунктов не сойдутся в одной точке. Но если сойдутся…
Люди наши терпеливы до крайности. Опять-таки, пока ситуацию некоторым образом стабилизирует, как ни странно, большое имущественно-территориальное расслоение. Кому-то жемчуг мелкий, а кому-то – суп жидкий.
Проще говоря, даже если кому-то прямо сейчас весьма хреново, то в противовесе есть значительный слой населения, у которого прямо сейчас все хорошо. А коли так, варианта монолитного беспорядка не будет, а значит – и смуты тоже.
Еще одна штука, которая бережет нас всех от этой самой смуты. Пока бережет. Штука эта называется «эффект вареной лягушки», то есть плавное ухудшение жизни. Каждый день по чуть-чуть… Не очень заметно, но постоянно.
И видит бог, мне, как человеку изрядно пожившему, совсем этой смуты не хочется. Но я жил в 90-е. И прекрасно помню, что в 1988 году, когда я из армии вернулся, все было нормально. По крайней мере, на обывательско-бытовом уровне. А уже в 1990 – пошла разруха, которая уже в 1992-м достигла апогея. Все произошло практически мгновенно и внезапно, как и положено настоящей русской смуте…
Сейчас, кстати, у нас есть опыт преодоления. Спасибо всем, потренировали в 90-е. Кто это время пережил, имеют опыт выживания в смутные времена. А вот молодым, конечно, если что – трудновато будет. С непривычки.
Ладно, достаточно писанины. Давайте прикинем признаки близкой смуты на территории нашей необъятной Родины. Именно с точки зрения простого человека.
1. Перебои с зарплатой. Это самый первый признак надвигающейся катастрофы. По нашим законам не заплатить вовремя зарплату – лютое нарушение и если задержки и неплатежи пошли систематически, то это самый первый признак того, что вот-вот грянет.
2. Перебои с электричеством, водой, теплом, газом. То же самое, что и в п.1. Если это происходит регулярно – ждите близкого песца (зверек такой, на севере живет).
3. Заметное усиление уличной (именно уличной) преступности. Угоны автомобилей, квартирные кражи. Это очень четкий маячок близости смутного времени. Проходили.
4. Заметное оскудение ассортимента в продовольственных магазинах. В первую очередь – в магазинах шаговой доступности. Это не оттого, что еду неоткуда привезти. Это – если владельцы магазинов начнут потихоньку в трубу вылетать. Разоряться, то есть, не выдержав затрат на коммуналку, логистику, рабочую силу.
5. Очень сильная разница между официальной информацией и информацией фактической. Сейчас что-то скрывать можно только отключив сотовую связь и интернет, но, полагаю, это произойдет в самую последнюю очередь. Когда все всем будет понятно.
И что же делать, если вдруг беда случится? Хм…
Да ничего нового. Появятся новые проблемы – будем искать новые решения.
Еще раз порадуюсь, что видел 90-е с самого начала.
Но об этом – в следующей серии…
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №225020800589