Ультиматум группе армий F
Выпускник совхозной школы
Весной 1929г., когда в стране началась коллективизация сельского хозяйства, кроме того решено было создать специализированные совхозы. Эту задачу «нарезали» крупным промышленным предприятиям, имевшим ресурс технических специалистов и деньги на закупку сельхозтехники. Московскому «Электрозаводу», выпускавшему электрооборудование для всей страны, досталась территория на севере нынешнего Новосергиевского района, на берегу реки Малый Уран. Так в 1930г. появился крупнейший в Оренбуржье зерносовхоз «имени Электрозавода». Престиж крупного предприятия требовал соответствующего его оформления, и в том же году здесь открылась полная общеобразовательная средняя школа - вторая во всем районе!
Ее и окончил наш герой - Вася Ращепкин - уроженец села Плешаново Александровского района. Школа давала очень хороший уровень образования. Ведь «московский шеф» - Электрозавод - имел серьезные ресурсы для привлечения лучших педагогов.
После окончания школы Вася поступил на учебу в Бугурусланский сельскохозяйственный техникум. Параллельно с учебой занимался в аэроклубе. В 1940г., когда его призвали на срочную службу, «авиационное» увлечение сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе парня - уже в 1941г. он окончил по ускоренному «военному» курсу Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.
В мае 1942г. молодой летчик уже на фронте в составе 61-го штурмового полка.
Кошмары немецкой пехоты
В военно-воздушных силах СССР 61-й штурмовой полк был частью уникальной - он «вырос» из эскадрильи «Ультиматум», созданной в 1923г. советскими военлетами в ответ на ультиматум Советскому Союзу британского лорда Керзона. «Предок» эскадрильи - 6-й отдельный разведывательный авиаотряд - прошел долгий боевой путь на фронтах Гражданской войны и борьбы с бандитизмом; в августе 1921г. он был переброшен в Уральск, где обеспечивал операции бронеотряда против белоказаков. В 1936г. личный состав 9-й легко-штурмовой эскадрильи «Ультиматум» воевал с франкистами уже на другой гражданской войне, в Испании.
В начале Великой Отечественной войны 61-й штурмовой авиационный полк был очень мощной боевой единицей: в его составе было пять уникальных боевых машин - штурмовиков ИЛ-2.
Говоря об этом самолете, нужно упомянуть, что их было выпущено за войну рекордное среди всех воюющих стран количество - 63163 штуки! Причина этого в его высочайшей эффективности в поддержке войск на земле.
Большая часть самолета представляла собой сваренную из броневой стали коробку, которую не брали ни малокалиберные снаряды «мессеров» и «фокке-вульфов», ни огонь пулеметов с земли. При скорости почти в четыреста километров в час он обрушивал на траншеи врага и его танковые колонны сотни тонн бомб, реактивных снарядов и прочего смертоносного железа. От нападения вражеских истребителей ИЛ-2 с задней полусферы защищал сидевший за кабиной пилота стрелок-радист.
Исключительная живучесть и вооружение штурмовика принесли ему в Красной армии прозвище «летающего танка». А вот немецкие пилоты-истребители люфтваффе за неуязвимость назвали его даже «бетонным самолетом»; солдаты же пехотинцы вермахта называли его «чумой». Но, это, как говорится, дело вкуса!
Часто штурмовик уничтожал за один вылет до восьми танков, хотя, бывало, и возвращался на аэродром весь «израненый»: отмечались случаи, когда машина имела при этом более пятисот пробоин в крыле и фюзеляже. И, что удивительно, после проведенного силами полевых армейских мастерских восстановительного ремонта, она могла практически сразу же возвратиться в строй.
Боевые действия 291-я штурмовая авиационная дивизия (ШАД), в которую входил полк Василия Ращепкина, начала с сентября 1942г. на Сталинградском фронте. За два месяца боевой работы летчики дивизии совершили свыше трехсот самолето-вылетов, провели сорок воздушных боев, сбили девять вражеских самолетов. Ими также было уничтожено до трехсот тринадцати танков, свыше ста двадцати двух автомашин, двести пятьдесят орудий и много другой техники и живой силы противника.
В наградном листе героя есть строки о начале его боевого пути: «Первый боевой вылет Ращепки произвел 28 июня 1942г. в районе Волчье, Маклаки. Это было его боевым крещением. При подходе к цели шестерка наших ИЛ-2 была атакована четырьмя истребителями противника «мессершмит-109». Завязался воздушный бой. В этом бою он показал образцы выдержки, хладнокровия содействующие его дальнейшей работе в борьбе с германским фашизмом. Отразив атаки истребителей противника, шестерка самолетов ИЛ-2 успешно атаковала скопление фашистских танков на пути движения к фронту. Сам Ращепкин в этой атаке подбил один танк, две автомашины и подавил зенитную точку противника и привел свой самолет на аэродром без повреждений».
Во втором вылете, в тот же день, молодой лейтенант не только уничтожил вражескую технику на земле, но и сбил истребитель противника, что для тяжелого штурмовика было редкостью.
Документ повествует и о других воздушных боях летчика: «16 января 1943г., в неравном бою с истребителями противника был ранен, его самолет загорелся в воздухе. Ращепки совершил вынужденную посадку. Израненный он еле смог вылезти из кабины и только через 15 дней смог вернуться в часть». Самолеты штурмовой дивизии участвовали в освобождении Воронежа, Белгорода в Курской битве, освобождении Западной Украины.
К январю 1944г. старший лейтенант Василий Рощепкин уже командовал эскадрильей. совершив к этому времени 124 боевых вылета из которых 30 он осуществил в боях за Киев. Среди летчиков он заслужил репутацию самого результативного штурмовика 2-й Воздушной Армии, в состав которой входила его дивизия, и был награжден несколькими орденами и медалями.
Последний бой «летающего танка»
В июле 1944г. за «мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу», старший лейтенант Василий Рощепкин был представлен к высшей награде СССР - званию Героя Советского Союза. Однако до победы над врагом оставался еще целый год ожесточенных боев, которые Красная армия вела уже за пределами своих западных границ.
Пытаясь остановить советские войска на подходе к Германии, вермахт начал сосредотачивать все силы на территории Югославии, Венгрии и Чехии. Из остатков своих войск, которые удалось вывести из Греции, немецкое военное командование собрало на южном направлении сильную группировку. В течение сентября сюда было переброшено еще двадцать пять дивизий из Франции и Германии которые создали «группу армий F». Нашим трем фронтам ко времени их перехода в решительное наступление в Венгрии и Югославии противостояло свыше восьмидесяти немецких и венгерских дивизий. На борьбу с ними были брошены лучшие силы авиации СССР. В том числе и приемника легендарной эскадрильи «Ультиматум».
Действия авиации осложнялись горной местностью и сложными погодными условиями осени на Балканах. Враг отчаянно цеплялся за каждый горный рубеж, перевал и ущелье. Потому штурмовикам приходилось, несмотря на туманы и ветер, выбивать врага с позиций. Октябрь 1944г. отметился на Балканах особенно сильной непогодой. 30 октября в одном из боевых вылетов в районе сербского города Сремска-Митровица к северу от Белграда, самолет Василия Ращепкина был сбит огнем с земли.
Могила нашего земляка-героя и нескольких его боевых товарищей сейчас находится в поселке Лачарак близ этого города.
Так завершилась жизнь и боевой путь двадцати двухлетнего парня из оренбургского села Плешаново ныне носящего его имя. А в районном центре - с.Александровка - благодарными потомками в его честь переименована одна из центральных улиц и установлен бюст героя.
Свидетельство о публикации №225020800686