Юрий Орлицкий. Особенно зимой...

Новое краткое вступление
к Антологии современного Интегрального стиха


Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: простой пример - музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями, с уходами от ожиданий, не по кругу, но по спирали развития - это и есть один из главных природных факторов здорового существования человека.

И тут один шаг до рифмы, которая основана на звуковом повторе.

Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - так писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.

Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.

Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…

И вот тогда, когда в стихах исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами ровного метра, рифмы на конце строки, чёткой строфы других достаточно строгих компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности… Слабые рифмы становятся более значимыми, внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.

Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, с которыми поэт часто работает на уровне интуиции, - приобретают особую силу воздействия. Инструментарий поэта расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздействие, их совместная работа, их интеграция. На этом во многом и основано искусство Интегрального стиха.

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии,
февраль 2025.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Юрий ОРЛИЦКИЙ


***

…Особенно зимой,
когда незнакомый ночной город
так неприветлив и холоден,
 
а он один
выходит вдруг из трамвая
на необъявленной водителем
остановке
 
всегда боишься за него,
не зная,
куда же он идет,
этот чужой человек…



***

Не спи на закате,
Пожалуйста, не спи!
 
Понимаю, поезд так укачивает,
Ночь позади бессонная,
Дорога впереди долгая.
 
Все равно, постарайся, не спи —
В этом сне,
Одновременно тревожном и сладком,
Многие остаются навсегда,
Забывая проснуться.
 
За моим окном —
Сонная станция Уре;нь (или У;рень)
Вся залитая закатным летним солнцем
 
Серые старые домики
Пыльный газик
Цветущие яблони
 
Пожалуйста, не спи на закате —
А не то превратишься
Не в Урень, так в Урень



***

умер
Бурич

абсолютно бессмертным
казался
и вдруг:
умер
 
на сколько тысяч отсеков
потопляемее стало
наше судно



***

Противоестественность
Санкт-Петербурга -
Конгломерата
Метрополитена
И пролетариата
 
Противоестественность
Московского представления о том
Что это противоестественно
 
Естество
Травы
И листвы
 
И там
И тут



НОЧНАЯ МУЗЫКА

Скрипят ворота
Или
Кричит птица
Шаги
Или
Шум трамвая
Кто-то проводит смычком
По натянутым
струнам
Тишины.



***

Когда они живут, эти люди?

Вечером
во всем поселке
ни огонька

Утром
на улицах и перронах
ни души
только собаки и куры

Неужели именно так
transit
человеческая
слишком человеческая
жизнь?



ДЖОН ЛОРД. САРАБАНДА
(из цикла "Запиленный винил")


Звук, словно из музыкальной шкатулки осьмнадцатого века
(есть такая в таллинском музыкальном музее)

И всё-таки что-то
Оказывается выше механики —

Может быть,
Эти загадочные клавиши,
Которые неторопливо перебирает Лорд…


(не позднее 2009)*
*относится ко всем стихотворениям подборки


ОРЛИЦКИЙ Юрий Борисович
Поэт, филолог (доктор филологических наук). Ведущий научный сотрудник учебно-научной лаборатории мандельштамоведения Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Родился в Челябинске в 1952 г. Окончил Куйбышевский университет по специальности "русский язык и литература". Автор более тысячи статей по теории стиха и прозы и современной русской литературе, литературоведческих книг "Стих и проза в русской литературе" (М., 2002), "Динамика стиха и прозы в русской словесности" (М., 2008), "Стих современной русской поэзии" (М., 2014) и др. Организатор более 30 ежегодных фестивалей русского свободного стиха. Печатался в "Антологии русского верлибра", альманахах и коллективных сборниках "День поэзии" (Москва), "Поэзия", "Стрелец", "Своим путем", " Речитатив", "Коломенский альманах", "Итоги века", "Легко быть искренним", "Самое выгодное занятие", "По непрочному воздуху", "Перелом ангела", "Акт", "Черновик" и др., в журналах "Арион", "Футурум-арт", "Литературное обозрение", "Аутодафе", переводил Т.Элиота, Э.Паунда, других американских, турецких, итальянских, французских поэтов. Автор семи стихотворных книг.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Орлицкий Ю.Б., стихи, 2009.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2025.


Рецензии