Джеймс Джойс. Портрет художника в юности

Об авторе. Джеймс Джойс (1882, Дублин, — 1941, Цюрих) ирландский писатель. Окончил иезуитский колледж и Дублинский университет (1902). В 1904 покинул родину, с 1920 жил в Париже. Дебютировал в 1907 книгой стихов "Камерная музыка", но известность принесла проза. В рассказах сборника "Дублинцы" (1914, рус. пер. 1937) выведены образы "маленьких людей", задавленных мещанским бытом; в некоторых рассказах писатель выступил против угнетения Ирландии Англией. «Портрет художника в юности» в некоторой степени автобиографичен.

Концепция критика. В романе "Портрет художника в юности" Джойс показал освобождение юного героя от морально-религиозных догматов и обязанностей и в то же время его отказ от общественной борьбы и национально-освободительных идеалов: герой Джойса замыкается в кругу художественных интересов.

Жанр. Над книгой автор работал в течение 10 лет: с 1904  по 1914 год.
Сюжет. Главный герой Стивен Дедалус. Описываются три коротких периода из его жизни. Учёба в подготовительном классе у иезуитов, когда ему было 8 лет, со всеми её «прелестями»: унижения, необоснованные наказания, неустроенность быта, тоска по родному дому. Затем первая влюблённость в 16 лет. И последний период – 22-летний студент университета.

Поскольку Джойс не делает плавных переходов в повествовании от одного возраста героя к другому, то портрет получается фрагментарным. В 16 лет Стивен влюбляется в девушку и до конца романа так и не осмеливается ей в этом признаться.

 Удерживает его от признания необузданная похоть. Похоть вынуждает  пуститься во все тяжкие, но религиозное воспитание заставляет его под страхом мук ада прийти на исповедь и покаяться. Лёгкость, с которой ему был отпущен грех прелюбодеяния, в корне меняет его характер. Он слывёт интеллектуалом, у него формируется поэтический дар. Отец Стивена оказался неудачником и разорился. Семья живёт в нищете. Стивен не пошёл работать, чтобы помочь семье, а поступил в университет. В результате семейных ссор он возненавидел родителей.

Характер героя формируется по следующей схеме: подготовишка – юноша – начало греха – сладкий грех – осознание порока – муки совести – отпущение грехов – радость – умерщвление плоти – сожаление об утраченной чистоте – осознание, что любви не было, а было обычное плотское влечение – отказ от религии – решение уехать из Ирландии. В конце Стивен становится жёлчным, завистливым, несправедливым эгоистом.

Впечатление. Получилось, что повторно роман я прочитал через 33 года. Стало жалко потраченного времени. Бесконечные описания терзаний юной души, иносказания всего того, о чём в современной литературе сообщается открытым текстом, многостраничные религиозные проповеди о муках грешников в аду наводили на мысль прекратить чтение.

Кроме того, раздражала «красивость» с претензией на поэтичность (которую современные авторы стараются избегать). Пример одного абзаца: «Завороженность сердца! Ночь была завороженной. Во сне или наяву он познал экстаз серафической жизни. Как долго длилась эта завороженность: только один колдовской миг или долгие часы, годы, века?»

Поражает многословность: рассуждения об одном и том же, но в многочисленных вариациях.

Прекрасно описан момент расставания с отрочеством.
Понравилась та часть романа, где Стивен начинает презирать борцов за независимость Ирландии: его раздражала тупое стремление к мнимой свободе. Больше кичливости и крику, чем конкретных дел.

И всё-таки, тому, кто не читал этот роман, советую прочитать. К чему надо быть готовым, я пояснил.


Рецензии