Витебский душитель
Моё студенчество пришлось на семидесятые годы двадцатого века. Учёба в Витебском медицинском институте требовала ежедневных многочасовых заучиваний объёмного материала программы; на досуг практически не оставалось свободного времени.
В учебном заведении были созданы надлежащие условия для реализации студентами их увлечений в свободное от учёбы время. Прекрасная библиотека, научные кружки, спортивные секции, коллективы художественной самодеятельности: капелла, студенческий театр миниатюр, танцевальный ансамбль и другие творческие объединения.
В выходные дни – посещение кинотеатров, изредка – национального академического драматического театра имени Якуба Колоса, радовавшего зрителей постановками на русском и белорусском языках.
А в остальное время – учёба, учёба, учёба …
Воспоминания о студенческом времяпрепровождении вызвал у меня просмотр документального фильма «Витебский душитель» из цикла «Следствие вели …», посвящённого серийному убийце Михасевичу.
Геннадий Михасевич родился в 1947 году в деревне Ист Миорского района Витебской области. Рос в неблагополучной семье: отец злоупотреблял алкоголем и нередко избивал мать. О случаях рукоприкладства знали знакомые Геннадия.
Над замкнутым и неразговорчивым парнем насмехались девушки, что, возможно, способствовало развитию сексуального комплекса.
Служил на флоте; по причине гепатита был комиссован, после чего возвратился в Белоруссию.
Первое убийство Михасевич совершил в мае 1971 года, после расставания со своей девушкой. Он искал укромное место, чтобы повеситься. Случайно встреченная девятнадцатилетняя местная жительница изменила его намерения:
«Зачем мне давиться из-за бабы? Лучше я сам кого-нибудь удавлю».
Михасевич напал на девушку, изнасиловал её и задушил руками.
Тело жертвы было обнаружено через два дня. Следователи предположили, что девушка стала жертвой ограбления, а инспектор уголовного розыска УВД Витебского облисполкома Борис Лапоревич выдвинул версию о появлении в области сексуального маньяка.
В те времена считалось, что в Советском Союзе нет условий для появления душегубов, а маньяк – проявление «загнивающего» капиталистического общества; Лапоревич был отстранён от расследования.
Через какое-то время виновным в убийстве девушки был признан гражданин Г., которого приговорили к пятнадцати годам лишения свободы.
В конце октября 1971 года на окраине Витебска Михасевич напал на очередную девушку и попытался задушить её бельевой верёвкой. Жертва начала кричать, вырываться и, сопротивляясь, укусила руку нападавшему. Её услышали находившиеся неподалёку школьники, которые с фонариком пришли на крик. Михасевич сбежал, оставив на месте преступления верёвку со следами крови, которая попала в руки следствия.
В тот же день возле посёлка Руба (пригород Витебска) Михасевич изнасиловал другую девушку, труп которой был найден следующим утром.
Следователями эпизод покушения на убийство первой девушки не рассматривался вообще, а найденную на месте преступления удавку выбросили.
В 1972 году садистом было совершено два убийства на окраине Витебска; в 1973 году – ещё одно.
Жизнь Геннадия Михасевича внешне казалась обычной. В 1973 году окончил техникум механизации сельского хозяйства, вернулся в деревню и начал работать слесарем-автомехаником в совхозе. В 1976 году перешёл на работу мастера-наладчика сельскохозяйственного предприятия, женился и переехал в Полоцкий район, по месту жительства жены.
Имел репутацию хорошего работника и активного участника общественной жизни. С 1978 года состоял в КПСС, был секретарём низовой партийной организации и командиром отряда народной дружины. Примерный семьянин, у которого родилось двое детей.
С 1976 по 1978 год им было убито четыре женщины, трое из которых были изнасилованы.
В 1981 году Михасевич приобрёл легковой автомобиль «Запорожец» красного цвета, а также возможность пользоваться совхозной летучкой «Техпомощь». Во время выездов за пределы населённого пункта преступник приглашал в машину женщин, ожидающих рейсового автобуса или проходящего транспорта для подвоза их к нужному месту.
Повышение мобильности маньяка привело к увеличению числа жертв: их количество возросло с трёх в 1981 году до двенадцати в 1984 году.
Центральный комитет КПСС взял под контроль ход расследования убийств женщин в Витебской области. Управление внутренних дел Витебского облисполкома было укреплёно опытными кадрами, а в начале 1985 года начальником управления был назначен Мечислав Гриб, возглавивший расследование.
Следователь по особо важным делам прокуратуры БССР Николай Игнатович предположил, что все преступления совершены одним человеком; дела по убийству женщин были объединены в одно производство.
В проверке причастности к преступлениям водителя красного «Запорожца» принимал участие и народный дружинник Михасевич.
Возможно, он почувствовал, что круг поиска сужается, и предпринял попытку направить следствие по ложному следу. В августе 1985 года преступник направил в одну из витебских газет анонимное послание о якобы существующей антисоветской организации «Патриоты Витебска», которому редакция периодического издания не придала серьёзного значения.
В сентябре и октябре 1985 года Михасевич убил двух женщин; в рот своей последней жертвы маньяк вложил записку со словами «За измену – смерть! Смерть коммунистам и их прихвостням! «Патриоты Витебска».
Графологическая экспертиза подтвердила идентичность почерка автора письма в редакцию и найденной на месте убийства записки.
25 ноября 1985 года участковый инспектор Полоцкого РОВД Валерий Веретенников, проверяя водителей красных «Запорожцев», взял письменное объяснение у Михасевича.
Сравнив почерк авторов анонимного послания в газету, записки во рту убитой женщины и объяснения водителя Михасевича, специалисты пришли к выводу, что их писал один человек.
Со слов следователей, допрашивавших душегуба, Михасевич не раскаивался в содеянном, ему явно льстило внимание к его персоне. Рассказывая подробности преступлений, смеялся и шутил.
В заключении психиатрической экспертизы, проведенной в НИИ общей и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, сказано, что «... В период, относящийся к инкриминируемым ему деяниям, у Михасевича признаков какого-либо болезненного расстройства психической деятельности не наблюдалось, он мог отдавать себе отчёт в своих действиях и руководить ими, его следует считать вменяемым …»
Согласно приговору суда, в 1971-1985 годах Михасевич совершил тридцать шесть убийств женщин и одно покушение на убийство в Витебске, Полоцке и прилегающей сельской местности. Сам маньяк признался в сорока трёх убийствах.
Михасевич приговорён к смертной казни и расстрелян по приговору суда в 1987 году (по другим данным – в 1988 году). За совершённые им преступления было осуждено четырнадцать невиновных человек, один из которых был приговорён к смертной казни и расстрелян; другой – ослеп в местах лишения свободы.
Упоминание фамилии «витебского душителя» всегда возвращает меня в студенческие годы. И каждый раз я думаю, что специфика обучения в медицинском институте и максимальная загруженность студентов учёбой, исключила возможность мне оказаться «не в том месте, не в то время» …
Свидетельство о публикации №225020800827
Здоровья Вам, счастья и всяких благ!
С уважением и теплом,
Людмила Каштанова 21.03.2025 17:28 Заявить о нарушении
Искренне благодарю за отзыв!
Действительно, история жуткая. А если представить, что несколько лет маньяк был где-то рядом, то и спустя много лет становится не по себе...
С самыми добрыми пожеланиями здоровья, благополучия и творческих успехов.
Нелли Фурс 22.03.2025 08:55 Заявить о нарушении