К 4. Гл 28 Система управления и отношения в Шумере

Каждое государство в Шумере включало в себя главный город, несколько второстепенных центров и прилегающую сельскохозяйственную округу. Верховную власть осуществлял правитель, который носил титулы эн, энси или лугаль. Его полномочия ограничивались советом старейшин и народным собранием. Правитель выполнял множество функций: он был культовым главой государства, верховным жрецом и участвовал в обряде «священного брака». Кроме того, он был организатором общественных мероприятий и предводителем войска. Большинство правителей происходило из среды жречества или военных вождей, а их власть опиралась на храмовые институты и профессиональное войско, представленное дружиной и храмовым войском. Царями считались только те, кто носил титул лугаль, предполагавший расширенные полномочия и санкционированный народным собранием, обычно во время войны.

Сравнительно рано этот титул закрепили за собой правители Киша. В то же время в области Шумер получили распространение аристократические и олигархические режимы, которые контролировали действия энси. В обоих случаях укрепление позиций знати происходило за счет ослабления народного собрания. Важнейшим общественным институтом оставался храм, который сочетал в себе административные, экономические, социальные и культовые функции. Постепенное сращивание храма и дворца привело к формированию системы царско-храмовых хозяйств — важнейшей опоры центральной власти. Города-государства постоянно боролись за влияние. Гегемон области Шумер носил титул «лугаль Страны» (давался в Ниппуре), а гегемон Аккада должен был стать «лугалем Киша» (аккад. «царь множеств»).

Функции «лугаля» в основном совпадали с функциями «энси», но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул. Обычно его принимали правители крупных городов, а иногда даже их объединений, что связано с военными полномочиями и большей полнотой власти. На протяжении всего Раннединастического периода функционировали совет старейшин и народное собрание, состоящее из полноправных общинников. В их полномочия входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка и управление общинным имуществом. С развитием имущественного неравенства и классового общества роль народного собрания уменьшается, но совет старейшин еще долго сохраняет большое значение, порой даже противопоставляя себя правителю и ограничивая его власть.

Обращает на себя внимание приверженность шумеров к бюрократизму. Долгое время ни в одной стране мира бюрократическая система не достигала такого развития, как в Шумере. Во время раскопок в архивах шумерских городов были найдены десятки тысяч табличек, которые свидетельствуют о том, какое огромное значение шумеры придавали отчетности и составлению деловых документов. Буквально ВСЁ регистрировалось, учитывалось и записывалось.

Каждый город-государство в Шумере представлял собой территориальную общину — уру (шумер. «город»), принадлежность к которой была основой для самоидентификации и отражена в самоназвании: «люди города Ура», «люди города Киша» и так далее. При этом отсутствовало четкое деление по этническому или языковому признаку. Городская община состояла из «домов» (шум. э) — большесемейных общин, возглавляемых главами родов (патриархами). К «домам» также относились дворец («дом правителя») и храм («дом бога»). Храмовая номенклатура (жрецы, жрицы) составляла обособленную часть городской общины, тесно связанную с правителем. Население делилось на три основные категории: свободные, полусвободные и рабы. Высший слой свободного населения представляли главы «домов», наиболее знатные из которых образовывали родовую аристократию (представленную в совете знати/старейшин).

Большинство свободного населения составляли младшие члены «домов», которые могли находиться в патриархальной зависимости от глав семейств. К ним относились земледельцы, скотоводы, корабелы, рыбаки, торговцы, писцы, врачи, архитекторы, строители, плотники, кузнецы, ювелиры и гончары. Рядовое свободное мужское население обычно обозначалось термином гуруш (шум. «молодой мужчина, молодец») и участвовало в народном собрании (шум. ункен) и ополчении.

Ряд документов свидетельствует о том, что граждане городов-государств могли покупать и продавать свои поля и дома, не говоря уже о движимой собственности. Была найдена глиняная табличка с актом о продаже земли Энхегалю, царю Лагаша, и его предшественнику Ур-Нанше, из которой явствует, что даже царь не мог просто отобрать собственность по своей прихоти. Было найдено и другое свидетельство — купчая Лумматура, сына Энаннатума I, на земли разных лиц и семей. Из текста видно, что даже бедные и низкие сословия имели собственные дома, сады и пруды с рыбой.

Полусвободное население происходило из разорившихся и обездоленных общинников, которые, жертвуя частью прав, переходили под покровительство дворца, храма или большесемейного «дома». Они составляли основную массу работников храмовых хозяйств. Полусвободные могли быть трех категорий:
1) Зажиточные храмовые иждивенцы, такие как храмовые администраторы и наиболее ценные ремесленники.
2) Основная часть храмового персонала.
3) Иждивенцы знати.
Большинство клиентов первых двух категорий получали небольшие наделы на храмовой земле (но только во временное пользование), хотя некоторым предоставлялся так называемый паёк. Клиенты знати, которые обрабатывали их поместья, несомненно, оплачивались только пайком в соответствии с договорами.

Кто же ещё получал упоминавшийся паёк? Это были в основном лица неземледельческих профессий: храмовые ремесленники, мелкий обслуживающий персонал, некоторые категории низкооплачиваемых воинов (охрана, полиция), прислуга, и те, кого сейчас называют дворниками, уборщиками — тоже огромный по численности обслуживающий персонал; получала его и часть зависимых земледельцев. Откуда же взялся «паёк» и почему он так быстро распространился в шумерском обществе?

В истории человечества существовало два основных способа вознаграждения за труд: первый — предоставление чего-то, что приносит пользу или выгоду получателю, требуя от него дополнительных усилий (например, земельный надел), и второй — выдача того, что можно сразу использовать для личного потребления (жалованье или паёк). Эти два подхода к оплате труда использовались на протяжении многих веков и, вероятно, сохранятся и в будущем. Две системы оплаты всегда находятся в состоянии конкуренции: можно дать рыбу, а можно предоставить право ловить рыбу. Однако почему они не вытесняют друг друга? В чём преимущества каждой из них? Почему на определённых этапах на первый план выходит один из этих подходов? Давайте рассмотрим это подробнее.

Что сильнее всего связывает зависимостью человека с низким достатком? Ответ — паёк, который в те времена обычно представлял собой зерно. А человека с высоким достатком не удовлетворить просто пайком: ему нужно что-то более надёжное и перспективное, что можно передать потомкам. Паёк особенно необходим служащим, особенно тем, от кого требуется исполнение государственных функций. Чем он хорош? «Пришёл, сделал, получил» — ваши обязательства на этот день или месяц закончились, и можно ни о чём не думать. Паёк — это удобная форма оплаты для профессиональной армии, мелких служащих, ремесленников, младших служителей культа, а на определённом этапе в некоторых обществах — для зависимых земледельцев.

Натуральная плата создаёт ежемесячное чувство зависимости от государства, что очень важно для последнего. Она формирует менталитет мелкого служащего: каждый месяц человеку напоминают, от кого он получает содержание. Человек, получивший надел, становится «стратегическим» союзником власти, но не тактическим. У него сразу возникает вопрос: «Как мне всё сохранить после того, как обожаемый монарх умрёт?» И на протяжении тысячелетий люди во всём мире пытались решить эту задачу. Важно отметить, что обе системы компенсации услуг государственных служащих появляются одновременно, а не одна из другой, как многие думали раньше.

Низший слой общества в Шумере составляли рабы, изначально — пленники-чужеземцы. Прежде всего, это были рабыни (шум. нгеме), реже — рабы-мужчины (шум. эред). Следует отметить, что на протяжении первых 400 лет упоминаний о рабах ими становились только женщины; мужчины в это время рабами не были. Почему? Потому что рабами в Шумере была в основном прислуга. В дальнейшем труд рабов использовался на строительных и оросительных работах, а также для охраны полей от птиц, в садоводстве, отчасти в скотоводческом хозяйстве и рыболовстве.

Рабство было узаконенным институтом, и храмы, дворцы и богатые поместья владели рабами, используя их для своих выгод. Многие рабы были военнопленными, хотя и не обязательно иностранцами, так как они могли быть соплеменниками из соседних шумерских городов, потерпевших поражение в битвах. Ряды рабов пополнялись и другими способами. Свободного человека могли приговорить к рабству в качестве наказания за определённые проступки. Родители могли продавать в рабство детей в пору нужды, а человек со всей семьёй мог поступить в рабство кредитору в качестве платы за долги, но не более чем на три года.

Раб был собственностью хозяина, как любая другая движимость. Его могли жестоко наказывать, но это было редко, так как хозяин выигрывал, если его раб оставался сильным и здоровым. Поэтому с рабами обращались хорошо. Рабы даже наделялись определёнными законными правами: они могли участвовать в деле, занимать деньги и выкупать свободу. Если раб, мужчина или женщина, вступал в брак со свободным человеком, дети рождались свободными. Продажная цена раба менялась в зависимости от рынка и индивидуальных качеств; средняя цена за взрослого мужчину составляла двадцать шекелей, что было ниже стоимости осла.


Рецензии