М. В. Исаковский. Как клятву шептал, как молитву..

125 ЛЕТ М.В. ИСАКОВСКОМУ

Чтобы целиком понять, почувствовать поэта достаточно порою прочесть одно единственное его стихотворение. Чтобы понять поэзию Михаила Васильевича Исаковского, достаточно прочесть его «Вишню». Стихотворение это было когда-то хрестоматийным, его каждый школьник знал, а теперь не грех будет его напомнить:

В ясный полдень, на исходе лета,
Шёл старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нёс её домой.

Он глядел весёлыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растёт большая-пребольшая,
Пусть идёт и вширь, и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени её прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада, —
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,
Всё равно я вишню посажу!»

Здесь весь Исаковский: стихотворение очень простое, очень певучее, очень доброе, тёплое, задушевное. Язык его настолько ясный и чистый, что, кажется, будто поэт не сочинял эти стихи, трудясь и потея над рифмами, а разом спел, как выдохнул, в едином порыве вдохновения. Эта-то простота нередко сбивает с толку неискушённого читателя: такому читателю кажется, будто писать, как Исаковский, просто, проще некуда, – вот сейчас сяду и напишу! Но не тут-то было… Кроме простоты есть ведь ещё и красота, и стройный, песенный лад и глубокий, человечный смысл, - попробуйте-ка, соедините всё это в одном, коротком стихотворении!

И кстати, о смысле. Никто, кажется, не называет М.В. Исаковского – старого советского поэта, лауреата нескольких Сталинских премий, - поэтом православным. Но попробуйте найти в великой и богатой русской поэзии второе такое православное по духу стихотворение, как эта «Вишня»! Оно просто светится любовью к ближним – любви самозабвенной и жертвенной… Хоть здесь и о малой жертве говорится – подумаешь, отдать свою вишню на общую радость, - но ведь тут впечатляет не грандиозность дара, а чистый любовный порыв дарящего!

Вот так вот: не зарифмовывая евангельские строчки, не упоминая ни храмов, ни икон, говоря только о самой сути христианства – о любви! – и надо бы писать нашим православным стихотворцам. Впрочем, такое не каждому дано.

И если бы «Вишня» была единственным подобным стихотворением у Михаила Васильевича! Нет, у него в каждом стихе звучит православная праведность. «Катюшу» вспомните:

- Пусть он землю бережёт родную,
а любовь Катюша сбережёт.

Или это:

- Так что ж, друзья, коль наш черёд, —
да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрёт,
не задрожит рука;
…Пусть свет и радость прежних встреч
нам светят в трудный час,
а коль придётся в землю лечь,
так это ж только раз…»

Или это:

- За всё ты бралася без страха,
и, как в поговорке какой,
была ты и пряхой, и ткахой,
умела — иглой и пилой.
Рубила, возила, копала —
да разве же всё перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
что будто б отлично живёшь…

Да, всего не перечислишь…

Великое явление в русской культуре – песни советского времени. Никакие романсы XIX века – страстные до озноба, никакие бардовские творения с их дурным диссидентским душком не сравняться с этим чистым голосом русской души – то нежным, то радостным, то гневным («Священную войну» вспомните!) И среди поэтов-песенников того времени первое место, несомненно, принадлежит Исаковскому, - наверное, потому, что он был не поэтом-песенником, а просто поэтом, - стихи его живут и без музыки, что редко-редко случается в песенном цехе. (Обратите внимание: хороший стих не часто ложится на музыку, а слова хорошей песни далеко не всегда можно назвать хорошим стихом).

А может быть, вы не помните, какие песни поются на стихи Исаковского? Вот, оцените:

«И КТО ЕГО ЗНАЕТ» - песня о простодушной и чистой любви. Кто ещё мог писать о любви так горячо и так безгрешно?

«КАТЮША» - хоть песня и не про войну, но она стала как бы народным гимном Великой Отечественной.

«ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ» - трагичная, пронзающая сердце, - и при том не слезливая, не бьющая на жалость, но поднимающая дух песня.

«В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ» - тут всё и любовь, и печаль, и раздумья о близкой смерти, и могучий порыв к подвигу… Михаил Васильевич, отправляя этот текст композитору Матвею Блантеру, так сказал: «Матвей, я написал стихи. Может, этим обеспечу хоть какое-то участие в войне». И обеспечил…

«ПОД ЗВЁЗДАМИ БАЛКАНСКИМИ» - песня-предчувствие близкой Победы.

«ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ» - гимн Победы, гимн солдата, возвращающегося на Родину, которую он только что отстоял, спас…

«ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ» - и снова чистая, как небо любовь, но и что-то ещё, что невыразимое словами…

«КАКИМ ТЫ БЫЛ, ТАКИМ ОСТАЛСЯ» - широкая, как степь, полная надежды и счастья.

«ОЙ, ЦВЕТЁТ КАЛИНА» - по-девичьи трепетная, нежная…

И ещё с десяток можно вспомнить…

Можно вспомнить – и нельзя забыть. Пусть всякое время рождает свои песни – очень хорошо, что рождает, плохо будет, когда прекратит рождать; но песни Исаковского уже перешли ту грань, когда песня прочно связана с эпохой, её родившей. Они уже вне времени, они уже стали частью России.

Какая разница, когда были написаны «Коробейники», «Ой, мороз-мороз», «Славное море, священный Байкал» - и так далее? Они просто живут в русской судьбе и будут жить, пока живёт Россия. Так и песни Исаковского – великого русского ПРАВОСЛАВНОГО поэта.


Рецензии