Рассказ двенадцатый. Русь Владимирская

Честно говоря, когда придумал это название для анонса даже в голову не пришло, что может быть двоякое толкование этого словосочетания. Хотя, пусть будет с политическим оттенком, одно другому не мешает, ведь, по большому счету, так оно и есть. Если вы вообще понимаете о чем я сейчас говорю. Тем не менее эти выходные я посвятил всё таки Владимирской области, о чем ни капелюшечки не жалею и всем рекомендую повторить мой тринадцатый подвиг Геракла.
Кстати, пытливые умы могут мне задать резонный вопрос, мол зачем я анонсирую свои путешествия, выкладывая карту и фоты на стене "В контакте". Отвечаю: во-первых это для того, чтобы лишний раз понтануться, что я - "не в себе" мотоциклист, а во вторых, что куда более практичнее - это план действий, по которому меня можно будет отыскать вдоль отмеченной дороги в больницах, моргах, мотосервисах, ментовке или в кабаке, если я не вернусь к запланированному сроку или буду бомжевать на вокзалах в беспамятстве, попав в сложную жизненную ситуацию. То есть для тех людей, которым моя судьба до сих пор не безразлична (я верю, такие ещё есть!). Всякое бывает, вот, например пару часов назад мне в машину въехал "Ларгус", благо, я отделался легким испугом, погнутым номером и сломанной планкой от него. Будь я в такой ситуации на моте всё было бы гораздо  печальнее. Ну да ладно, как говорится: "Пути Господни не исповедимы" (до сих пор не понимаю, что это означает, но регулярно так говорю, когда неприятное событие уже свершилось).

Как же мне нравится начинать поездки с утра, когда светит солнышко, у всех выходной, а у тебя два отличных дня впереди и, что самое главное, тебе не надо никуда спешить и что то успевать. Даже моя нелюбимая трасса на Москву в этот раз оказалась весьма приятной и быстрой. На одном дыхании я добрался до Переславля и, пока сидел на лавочке напротив памятника Александру Невскому, вспомнил, что в минувший четверг, созерцая Плещеево озеро, со стороны Никитского монастыря, увидел на противоположном берегу огромные крепостные стены Успенского Горицкого монастыря (как выяснилось позже), и во что бы то не стало решил его отыскать. Пользоваться интернетом - это слишком просто и не для меня, а вот покататься на удачу по заросшему частному сектору и размытым грунтовым дорогам, примерно предполагая, где он может находится - это самое оно моё! В итоге я набрел на еще какие то храмы и церкви, да и в целом проникся к Переславлю-Залесскому, а то я в нем толком то и не бывал, всё проездом да бегом. Монастырь я нашел, и был доволен, осознанием того, что каждое мое открытие - это пролог в следующее приключение.
Долго ли, коротко ли, но уже вскоре приехал в город Александров - врата Владимирщины и как поется в песне у А.Ф. Скляра: "Вот перед нами лежит голубой Эльдорадо, и одно только надо, лишь ладонь протянуть...". Вообще история с поездкой во владимирскую глубинку началась с того, что моя незабвенная и дорогая коллега и, одновременно, председатель фан-клуба "Рохирим", показала мне фотки интересного места, имя которому усадьба Хроповицких, в районе города Судогда. Что стало в итоге лейтмотивом этого путешествия и моей навязчивой идеей посетить это поместье (Татьяна Анатольевна, теперь и ты стала полноценным героем и основным действующим лицом моего рассказика).
Город Александров, как и большинство транзитных городов, имеет такую особенность - "многие мимо него проезжали, но мало кто в него заезжал", хотя он входит в состав "Большого золотого кольца". В общем, я решил исправить эту несправедливость. Кстати, имя этому городу дано в честь Александра Невского, который как то раз, посещая отца в Переславле, остановился станом в этом месте, а потом как то все завертелось и внезапно вырос город, поэтому то и название соответствующее. Но Александровская слобода более известна как резиденция одно из самых одиозных исторических деятелей государства Российского - царя Иоанна IV Грозного. Долгое время царь базировался в стенах, ныне Успенского женского монастыря, и фактически управлял страной из Александрова. А так изначально это была специально построенная загородная царская резиденция, где вершились судьбы России, россиян, создана и упразднена опричнина, а также хранились, экспроприированные у раскулаченных бояр, сокровища, как раз в огромных подвалах Покровской церкви. Так иногда полезно посидеть в тени осин на лавочке, любуясь стариной, и тихонечко подслушать аудиогида у, рядом сидящих, туристов.
Но в Александрове меня больше порадовала другая достопримечательность - это гамбургерный ларек напротив входа в резиденцию, точнее его продавщица. У меня теперь обширная летопись баек с продавцами шаверм и прочего быстропита. Так вот это была та самая, из воспетых Некрасовым: "Есть женщины в русских селеньях..." Ей было скучно и она охотно завела со мной разговор, раскрутила на самый дорогой гамбургер и о-о-о-очень долго и показательно старательно его готовила, попутно рассказывая все, что у неё на уме. Когда я в шутку усомнился в качестве её продукции, то она торжественно обещала, что сама мне окажет первую и любую другую помощь. Так что, когда я жевал этот гамбургер, то искренне надеялся, что её помощь мне не понадобится или я успею выйти поодаль от нее и упасть, где то за пределами её досягаемости. "...И гамбургер вкусно сготовит, в горящую избу войдёт!" (кстати, очень даже вкусно).
Дальше я уже ехал в Судогду к Храповицким.
Почему то в это самое время, в середину июля, все дорожники дружно соскребают старый асфальт, причем именно с моей полосы, встречка, как правило, уже с новым покрытием. На машине это не очень то и принципиально, но на мотоцикле тебя водит по всей полосе и можно поскользнуться если резко перестраиваться, ускорятся или тормозить. Эта история меня преследовала вплоть до Ярославля (по ивановской дороге).
Я не знаю с чем это связано, но регион, находящийся всего в ста километрах от Ярославля совсем иначе выглядит, по крайней мере, с тех дорог, по которым я ездил. Ведь, что интересно, вроде такие же деревья, поля и речки, но расставлено и организовано все немного по-другому и эта разница для меня настолько очевидна, потому что в памяти всплывают полотна наших знаменитых живописцев Левитана, Поленова, Шишкина и других (я много знаю художников еще со времен художки, даже без Википедии, не хочу более вас утомлять), где изображались места, которые я в живую особо то не встречал. Вот оказывается, где они черпали свое вдохновение и находили натуру. Тоже самое можно сказать и про Подмосковье. Поэтому, увидев прелестный вид, я с трудом сдерживался, чтобы не остановится и его сфотографировать. Поначалу я так и делал, но, зачастую, фотографии таких мест не так впечатляют как явь, да и останавливаться на каждом повороте не с руки, поэтому я впитывал эту красу без лишней суеты и на ходу. Хотя нет-нет да и тормозну.
В полдень меня немного подкосила усталость от дороги (а может это гамбургер?), и я остановился на какой то автобусной остановке. Оставил мот, присел на скамеечку под павильоном, а потом и прилег и так хорошо стало, что я как Штирлиц дремал ровно двадцать минут, развалившись на скамейке. Всё бы ничего, но эта остановка находилась перед поворотом на "федералку" и там на светофоре скапливался заторчик. Уже позже я обратил внимание, что из машин меня фотографируют на телефоны, улыбаются и живо обсуждают меня с пассажирами. Так что если в сети увидите подобные снимки скиньте мне.
Приятно удивил городок Судогда, разительно отличающийся от Александрова, может даже он и не городок, а поселок, но тем не менее опрятность, чистота и благоустройство очень заметны. И это относится ко всем населенным пунктам Владимирской области - местами бедненько, но опрятно и чисто. Я думаю, что если я это заметил, значит у нас в области не так благополучно обстоят дела в этом смысле.
Усадьба Храповицких находится в паре километров от Судогды в поселке Муромцево. Уже в дали, в кронах деревьев, я заметил конусообразные крыши башенок, стилизованных под сказочный замок из заставки Диснея.
Поместье достаточно больше, я даже сразу и не понял, что экспозиция этого паркового музея, который как выяснилось входит в состав Суздальского музея-заповедника, весьма обширная. Состоит поместье из трех тематических зон. Это сам непосредственно замок-усадьба, куда без экскурсовода не пускают, а вокруг стоит глухой зеленый забор, хорошо, что не бетонный, затем конюшенный и скотный дворы и наконец - барские пруды. Все было бы замечательно если бы это место немного благоустроили, хотя бы нормальные дорожки в зеленом массиве сделали, без ужасных труб, под которыми надо накланяться до земли и переползать на корячках, а так же грязи и зарослей с кучей комаров. Потому как пока ты добираешься от дворов к прудам ты проходишь небольшой квест на преодоление полосы препятствий (я думаю, что Лёша Суринов от такого похода к заброшкам был бы просто в восторге).
В целом, место действительно интересное и самая та пора, когда туда нужно ехать, так это сентябрь-октябрь, с уже золотым лесом, меньшим количеством листвы на деревьях, а средневековые строения усадьбы придадут приятную мистическую атмосферу замка Дракулы, особенно в полнолуние.
Впереди меня ждал тот самый Муром, о котором мы, советские дети, знали, что где-то рядом, в деревне Карачарово, тридцать лет и три года лежал на печи былинный богатырь Илья Муромец. Я, кстати, сравнительно недавно узнал, что Илья Муромец это вполне реальный человек, причисленный к лику Святых, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской лавре, а частица мощей даже есть у нас в Ярославле. Надо погуглить про Соловья-разбойника, может тоже реальный персонаж.
Я не буду вам сильно расписывать город Муром и, что там есть, а чего нет, но попытаюсь описать его одним словом - уютный. Это вполне современный город, там ездят большие автобусы, брежневская и постсоветская застройка с хорошо обустроенным историческим центром. Ты не чувствуешь себя там чужим и, что все тебе здесь в новье, наоборот, я регулярно подмечал, что в одном месте он похож на Асбест, в другом на Северодвинск, в какой то момент, мне показалось, что я попал к нам в Брагино, особенно, когда убегал от местной гопоты (это юмор), нет не от гопоты, от ментов))). Я спокойно обошел почти весь город вдоль и поперек за пару часов. Хорошо, что я сразу скинул сбрую, латы и меч, оставил мот в конюшне у хостела и на легке гулял по вечернему Мурому.
Уютность в городе проявляется во всем, начиная от Богоявленского монастыря и, заканчивая обычными многоквартирными деревянными бараками, с уютно покосившимися заборами. Вот так и хочется зайти в такой двор, как из песни "Любе" "Ребята с нашего двора", в гости, попить чаю с рисовыми козинаками, поговорить с хозяевами, ну и что греха таить, наконец-то нормально поесть.
Ближе к ночи я вернулся в хостел, где меня ждала веселая ватага таджиков-гастарбайтеров, которые готовили что-то вкусное на кухне. Они балакали на своем бусурманском, но при этом были учтивы и вежливы. Я думаю, что если бы я попросил тарелочку их ароматного варева, то они бы со мной непременно поделились. Но я не стал так рисковать и оставаться им должным, тем более я не изжил в себе медиа стереотипы о восхитительных блюдах восточной кухни из кошек, голубей или собак.
Я не думаю, что жители Ярославской области откроют что-то новое в Муроме, так похожему на Рыбинск или скорее на Углич, но если будете мимо проезжать потратьте пару часов своей жизни и он останется у вас в сердце.
По уже устоявшейся традиции двухдневных путешествий, в шесть тридцать утра я был уже в седле и покидал пустынный утренний город навстречу новым впечатлениям.
Дороги я стараюсь выбрать таким образом, чтоб было минимум федеральных трасс на маршруте, потому что они очень меня утомляют от монотонности, обилия камер, фур и, что самое печальное, многие "консервоводы" ездят гораздо быстрее меня на своих 3-5 литровых машинах. Поэтому лучше быть королем двух полосных извилистых лесных дорог, чем посредственностью на магистрали. И дорога из Мурома на Вязники как раз оказалась таковой - интересной, удобной и красивой. Обычно в пути я периодически поглядываю на спидометр, чтоб контролировать пройденный путь и планировать ритм движения. И этот интервал у меня получается равен порядка шести километров, а здесь я так увлеченно катил, что поймал себя на мысли, что я не смотрел на спидометр около 43 километров.
Если я не ошибаюсь, но ребята, которые приютили меня во Владимире в прошлом году как раз родом и племенем из Вязников. Я не стал их беспокоить, тем более, что не планировал более часа останавливаться в этом городке и не уверен, что они меня помнят вообще. Как оно чаще всего бывает, я заехал в Вязники не с самого основного въезда, коих там три и все с "М7", поэтому я удачно заметил табличку "Смотровая площадка" и поехал по указателю. Здесь открылся шикарный вид на долину реки Вязьма, по которой можно изучать теоретическую часть экзаменационных билетов по маломерным судам, в части касающейся структуры рек - русло, протока, плес, рукав, пойма и т.д., очень наглядно и красиво. В остальном Вязники напоминают Шую, но гораздо ухоженнее и симпатичнее (про Шую см. рассказ "Четвертый лепесток"))).
Дорога от Мурома до Ярика в обратный путь на сто километров короче, да и маршрутных точек по пути уже было меньше, поэтому обратно ехалось заметно быстрее. Одной из таких точек стал город Ковров, я так понимаю, это второй город во Владимирской области, как Рыбинск у нас или Нижний Тагил в Свердловской области. Прямо настоящий город с проспектами и троллейбусами, очень похожий на Иваново. В Коврове я достопримечательностей уже не искал, потому как Коняш начал выдавать неприятные звуки где в коробке передач на цепи и на заднем колесе, поэтому "не до жиру, быть бы жИвым", но пару-тройку мест я запечатлел. В Коврове на оружейном заводе, как и на многих оружейных заводах нашей страны, долгое время производили мотоциклы, такие как "Ковровец" и "Восход", на Тульском оружейном делали семейство "Тула", в Ижевске на оружейном делали "Ижи", так что получается, что мотоцикл - это убойная штука!
Вот как то так я поехал почти всю, не объезженную мной ранее, Владимирскую область и открыл очередные горизонты не ведомой до селе страны. Были у меня поползновения двинуть и в Дивеево и в Гусь-Хрустальный,  но времени, средств и здоровья мотоцикла уже хватало. Но ничего, мы с Коняшкой еще повоюем, но это будет уже совсем другая история.

15.07.2019 г.


Рецензии