Рассказ шестнадцатый. Третий монастырь патриарха Н
Иной раз себе дивлюсь, как я придумываю названия своим постам. Несведущий в моем интерне-творчестве человек, увидев такие названия, может подумать, что речь пойдет про православные нравоучения с незыблемой моралью или исторический очерк про церковную реформу патриарха Никона, которая в свое время расколола православный мир, и дала начало старообрядчеству. Нет, нет, нет, мои дорогие, я не стану вас пугать нравоучениями и грузить витиеватой исторической информацией. Меня подкупил тот факт, что при посещении в этом году Валдайского Иверского монастыря (см. «Суровый и дальний поход»), выяснилось, что его основал Никон, а до этого в далеком 2012 году, будучи на Кий-острове в Онеге (см. «Чунга-Чанга»), я взирал на Онежский Крестный монастырь, основанный все тем же Никоном. Получается, что из трех основанных им монастырей, я не был лишь в одном – в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре (г. Истра Московской области). Не то, чтобы я являюсь поклонником или последователем или сподвижником патриарха, но для меня это звучало как вызов! Тем более, мало кто может похвастаться таким фактом – побывать в столь разных местах, разве, что паломники, ну или ударенные на голову путешественники))).
Делать нечего, яркое октябрьское солнце после полуторанедельных дождей уже высоко над горизонтом, за бортом +4 градуса жары с перспективой на +10 днем, в гараже бьет копытом Коняш, а значит нам пора в дорогу, чтобы красиво и звонко закрыть этот мотосезон.
В следующем году я продолжу планировать свои путешествия, как говорят программисты, «методом случайных чисел». Конечно, можно выбрать другого патриарха или иного исторического деятеля или любой другой ориентир, ну или куда ветер подует, главное, чтобы ехать к любой намеченной, пусть даже эфемерной, цели, а остальное, быть может, и не так важно.
Скажу сразу, что особых дорожных приключений в этой однодневной, затянувшейся на 810 километров, поездке не произошло, по крайней мере со мной, что не скажешь про моих домашних. Но обо всем по порядку.
Весь световой день меня сопровождали головокружительные и прекрасные осенние пейзажи. Те самые, которые изображают на картинках про пушкинскую осень, чтобы передать эту особенную сезонную красоту и атмосферу. Кстати, яркие желтые лиственные деревья такие как клены или рябины, очень хорошо подсвечивают дорогу в темноте, точнее не дорогу, а обстановку на обочинах. Они отлично отражают дальний свет фар, и на их фоне прекрасно заметны силуэты придорожных объектов. Учитывая, что обратно, на протяжении почти трехсот километров, я ехал в полной темноте, эта приятная особенность меня неизменно радовала, и придавала больше комфорта и уверенности в пути.
Опять таки, путь я выбрал самый, что не наесть красивый, через северо-западные холмы Подмосковья – Дмитров, Истру и Клин, у истоков Валдайской возвышенности. Я всегда смело оперирую разными географическими понятиями и терминами как завсегдатай всезнайка, надеюсь, ни кто из вас потом не проверяет эти факты в интернете)).
В Дмитрове была моя основная обеденная остановка, откуда я должен был добраться до Истры через обширную паутину подмосковных дорог. Но именно здесь я остался без какой либо связи с внешним миром. У меня разрядились оба телефона, а внешний аккумулятор, который непременно ездит со мной на такие случаи, оказался не заряжен (видимо бурное празднование Дня гражданской обороны с коллегами накануне сбило мою обязательную обстоятельную подготовку к дороге до уровня «и так сойдет», благо я хоть утеплился по максимуму). На последних зарядах своего телефона я отправил жене смску, что остался без связи и буду крайне поздно, с чувством выполненного долга, продолжил свой путь, особо не переживая по этому поводу. Что, в общем то, и сыграло со мной злую шутку. Как выяснилось потом, смска так и не улетела адресату. И в этот момент запустилась незапланированная последовательность событий.
Подмосковье для меня остается противоречивым регионом. С одной стороны заметное дорожное и прочее благоустройство на фоне красивых пейзажей очень воодушевляет, а с другой – перманентная стройка всего и вся, особенно, на граничащих с Москвой районах и вдоль основных трасс, с бесконечным автомобильным трафиком во все стороны, изрядно напрягает.
На подъезде к Истре стало понятно, что так просто и быстро я от туда не выйду, а возвращаться в Ярославль тем же маршрутом на Дмитров или через Москву, когда вся столица дружно покидает город днем и вечером в субботу, может стать фатальной ошибкой. Должен признаться, что в этот раз я менее продумал свой план действий по перемещению в пространстве, чем когда либо. Я не учел загруженность подмосковных дорог и протяженность всего пути для одного дня. При этом достаточно поздно пустился в путь. Ну, и излишняя уверенность в своих силах, после обретенного опыта многотысячных странствий, проверила на прочность мою волю и силу духа по дороге обратно, в условиях темноты, дождя, холода и всяких козлов, которые не переключают дальний свет на ближний, ездят с ксеноном или, вообще, с рядами прожекторов на радиаторах или на крышах. «Гладко было на бумаги, да забыли про овраги» - таков стал девиз этого странствия.
На самом деле в этом и есть суть любых приключений – преодоление сложностей. В нашем деле главное, чтоб сложности не оказались фатальными. Вот вспомните Фродо и Сэма из «Властелина Колец». Ведь они на протяжении трех книг шли к подножью Роковой Горы, чтобы уничтожить Кольцо Всевластия, преодолевая опасности, расстояния и себя, а обратно вернулись верхом на орлах. Это я к чему, а к тому, что могли бы сразу туда на орлах прилететь, но тогда и писать было бы нечего. Ну, вы поняли аллегорию))).
Итак, я в Истре. И вскоре пред моим взором предстал тот самый Новый Иерусалим. В этот же самый момент у меня возникло ощущение, что это место до боли напоминает Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Нет, не по архитектуре, а по царящей вокруг атмосфере: много туристов, вокруг парковки, машины и автобусы, развалы сувениров и всего этого плотно и много. Тем не менее, место очень самобытное и красивое. Изумрудно-зеленые купола и шатры крепостных башен выглядят спорно и не канонически, но на фоне белых соборных и крепостных стен очень даже аутентично и подчеркивают восточные мотивы в Воскресенском соборе. Кстати, кроме самого монастыря в Истре создан историко-культурный комплекс Новый Иерусалим (я так и не понял, где он именно находится, но как уже позже выяснилось, вокруг монастыря). Все это великолепие вышло из того, что патриарх Никон хотел сделать из этого места некую копию Святой Земли, поэтому повсюду меняли исторические названия на палестинские. Реку Истра близ монастыря называли Иорданом, разные возвышенности в округе обрели названия святых мест близ Гроба Господня в Иерусалиме.
Цель путешествия была достигнута, поэтому теперь смело можно было ехать домой. Спросив у мужиков на парковке как выбраться в сторону Клина, я двинулся дальше. «Язык до Киева доведет» - говорится в одной русской мудрости, коей я и руководствовался, чтоб хоть как то ориентироваться уже в местных дорогах Истринского городского округа, которые чаще всего не имели каких либо указателей. Не без удовольствия, я поплутал около 30 километров по деревням, и вскоре выбрался на Большое московское кольцо (А108).
С этого момента мое путешествие перестаёт быть томным, потому что у меня на глазах под вспышки молний, нарастания ветра и грозовых туч начинается дождь. Обычный, очень холодный и очень мокрый дождь. Надо признаться, что пока шёл дождь, вплоть до границы с Тверской областью, было не так холодно, но вот ближе к Калязину я преодолел раздел воздушных масс и попал в сухую и почти морозную погоду. Всё бы ничего, но я уже был мокрый и это немного сказывалось на моём мироощущении.
На остановках в холодную и сырую погоду я практикую подогрев своих перчаток на горячем движке мотоцикла. Так что, начиная очередной отрезок пути, мои руки ещё пару минут сохраняют подаренное Коняшкой тепло. Правда, трогательно!
Любопытно, но год назад в день закрытия мотосезона, когда я ездил до Брейтово (см. «К последнему морю») была очень похожая погода и мне пришлось вспоминать обретенные тогда навыки езды с открытым забралом в дождь, холод и темень. Причем для меня оказалось открытием тот факт, что вполне сносно аж до 100 км/ч можно ехать без визора если перед тобой нет машин, которые поднимают с дороги пыль и песок, нет насекомых, листьев и сильного дождя. А необходимость этого продиктовано тем, что в закрытом шлеме из-за запотевания и царапин кроме встречных и задних огней ничего не видно, в том числе не видно дорожной разметки, изгибов и больших ям. Таким вот незатейливым способом, с красными от ветра глазами, на средней скорости, почти на пустой дороге пришлось ехать более двухсот километров. В какой то момент хотелось втопить и побыстрее добраться домой, тем более моя застывшая на холоде поза мотоэмбриона еще больше усугубляла дискомфорт от длительного неподвижного сиденья, а замерзшие конечности перестали слушаться и только неимоверными усилиями воли удавалось шевелить ногами и руками на рычагах. Все таки, в таких условиях сложно ездить в удовольствие, когда нужен дополнительный адаптированный экип и всякие приспособления по типу ручек с подогревом, электрожилетка и эргономическая подогреваемая сидуха, ну или теплый и комфортный автомобиль.
На тех редких заправках, где я останавливался погреться и размяться, тут же оказывался в центре внимания персонала и посетителей, которые с жалостью и восторгом взирали на меня, когда я, тяжелой поступью снаряженного рыцаря, подходил на кассу. Чаще всего, даже не снимая шлемака и наколенников (если, конечно не собирался там перекусить), чтоб сохранить тепло, от чего мои движения были неповоротливы и грубы, а экип от дождя блестел в свете магазинных огней. Мне кажется, это выглядит прям очень по-мужски, и осознания этого греет моё самолюбие (тот самый случай, когда хороший понт дороже денег).
Кто то скажет: ну зачем всё это надо? Мерзнуть, мокнуть и мучиться?! Но в этом тоже есть свой кайф. Он хоть и поросячий, но кайф и я с удовольствием бы повторил еще такой заезд в таких же условиях.
Вскоре после Никульского на горизонте замаячило зарево от НПЗ и к часу ночи замерший, уставший, промокший, но довольный как слон, наконец-то, добрался до гаража.
На этом можно и закончить повествование, но внимательный читатель меня должен спросить: а как же там с незапланированной последовательностью событий?
А теперь посмотрим на моё путешествие со стороны моих домашних.
07.25 – убытие из дома.
10.35 – сообщение из Переславля.
12.42 – последнее сообщение от меня жене, что я в Дмитрове и…всё.
15.00, 18.00, 21.00 и 24.00 – никаких сообщений, звонков и сигналов. Мои телефоны не доступны. Вот и думай что хочешь, причем у нас с ней создана отработанная годами система взаимной связи и оповещения.
Моя супруга, как истинная офицерская жена, в этот ответственный момент берет вопросы моего поиска и спасения под свой контроль и без компромиссов поднимает поисковую группу в составе: друзья – 3 чел., МВД - 2 чел., МЧС – 2 чел., плюс адвокат, нотариус, душеприказчик и похоронный распорядитель. Всего 10 человек и одна единица техники (велосипед для нарочной связи между домом и гаражом). Поэтому, когда я дома включил свои телефоны, то обнаружил десятки пропущенных звонков, сообщений и проклятий. Более того, когда супруга увидела меня живым и в полном здравии, мне кажется, она даже немного расстроилась, потому что предпринятые ею усилия не увенчались должным успехом)).
Если серьезно, то с моей стороны не очень хорошо и дальновидно вывернулась эта ситуация, и я хочу извиниться за причинённое волнение и беспокойство своим родным и близким. Хотя с другой стороны, мне было приятно осознавать, что у моей семьи есть такая весомая поддержка в сложных жизненных ситуациях, а учебная тревога прошла на высоком организационном уровне. Последним штрихом в этой «картине маслом» стало прибытие уже рано утром участкового, который потребовал написать объяснение, что я, собственно, не терялся и насильственных действий в отношении меня не применяли (наверное, имея ввиду насильственные действия со стороны жены). Так что, ррребята, прррошу понять и прррастить.
И на этой душераздирающей ноте, после воссоединения семьи, мои мотобайки 2019 года подошли к концу. Коняшка же выдержал все дорожные испытания, и был, как всегда, на высоте. Но, пожалуй, я напишу об этом отдельно, потому что это уже совсем другая история.
07.10.2019 г.
Свидетельство о публикации №225020901113