Фрагменты. Вкусный этикет

Иллюстрация: Шарль Ван Меер, "Кухарка и снедь" (фото картины)

В начале XIX века среди знати было заведено дарить друг другу «съестные» подарки. Причем такие презенты были не просто обычаем, а важной частью этикета светской жизни. Такой подарок демонстрировал щедрость дарителя, его связи, вкус и знание того, что ценно для получателя.

Особым шиком считалось дарить редкие деликатесы. Граф Воронцов, страстный любитель охоты, посылал другу лабардан (соленая треска).
Князь Александр Порюс-Визапурский, известный своей эксцентричностью, одаривал людей устрицами, галантно сопровождая презент стихами по-французски.

«Однажды, проезжая из любопытства через Володимир в Казань, он не застал меня в городе, — писал в „Капище моего сердца“ князь И.М.Долгоруков. — Вдруг получил от него с эстафетой большой пакет и кулечек. Я не знал, что подумать о такой странности. В пакете нашел коротенькое письмо на свое имя, в 4-х французских стихах, коими просит меня принять от него 12 самых лучших устерс, изъявляя между прочим сожаление, что не застал меня в губернском городе и не мог со мною ознакомиться. Устерсы были очень хороши; я их съел за завтраком с большим вкусом и поблагодарил учтивым письмом его сиятельство (ибо он назывался графом) за такую приятную ласковость с его стороны».

Помимо рыбы и устриц, популярным подарком была птица. Пушкин, например, посылал князю Шаликову индеек, каплунов и уток. Державин писал Гасвицкому, что с нетерпением ждет «куликов» (диких уток), упоминая охотничьи таланты друга.

Иногда «съестные» подарки становились настоящим искусством. Известен случай, когда граф Ростопчин преподнес А.С.Небольсиной на день рождения огромный паштет. Но вместо вкусной начинки из него высунулась голова карлика князя X, а затем он сам вышел с паштетом и букетом незабудок.

Особо ценными считались трюфели, которые привозили из Франции. Французская актриса Луиза Фюзиль рассказывала о богатом московском вельможе Релли, который заказал для нее «маленький» паштет из трюфелей. Паштет оказался настолько огромным, что его не пронесли в дверь ее столовой.

«Съестные» подарки дарили не только друг другу, но и высокопоставленным лицам. К.Я.Булгаков в 1826 году отправил императору огромную стерлядь из Сибири, получив за это благодарность и приглашение к столу к Нарышкину.

Графиня Шуазель-Гуффье в «Исторических мемуарах об императоре Александре I и его дворе» писала: «У меня на столе стоял огромный ананас, присланный мне государем, который ежедневно посылал знакомым дамам в Царском Селе корзинки со всякого рода фруктами — с персиками, абрикосами, мускатным виноградом и т.д.». О символике подарков мы прочитаем ниже.

Николай Алексеевич Елагин, сын Авдотьи  Петровны Елагиной (1789 -1877), жил при матери и всегда держал бульдогов, то есть, один наследовал другому. Все они назывались "Болванами" (Болван первый, Болван второй и т.д.) и отличались они необыкновенной кротостью и пугливостью: боялись грозы, при первых ударах грома бежали под кровать горничной и конфузливо улыбались, скаля свои выдающиеся зубы, когда с ними заговаривали.

Друг Пушкина, Соболевский, восхищался елагинскими “Болванами” и прислал однажды стихи, где в последней строфе сочинил:
"Как не целовать сих лап
Белых, как у кролика,
Ведь лобзанье ног у пап -
Счастье для католика."

(Существует поверье, что кроличья лапка - часть, которая имеет самый тесный контакт с источником жизни, землей, - приносит ее обладателю удачу и процветание, а лапка проворного кролика или зайца — хорошее средство от подагры и ревматизма).

По воскресеньям Соболевский приезжал из английского клуба и неизменно привозил Болвану котлету в коробке от конфет. И когда Соболевский умер, то Болван, видя по воскресеньям съезд гостей, бегал все встречать Соболевского, волновался, но тщетно поджидал его "съестной подарок".

Символика подобных подарков была хорошо известна посвящённым (не всем и не всегда), и тогда дары становились посланиями. Попробуем разобраться в ней из того, что известно. Представлением о птице - древнее, ещё доисторическое — как образ человеческой души. Стало быть, битая птица — это погибшие души грешников. Куропатка в средневековом фольклоре прочно олицетворяла сладострастие и еретический соблазн: считалось, что она крадёт чужие яйца, а выведенные ею птенцы всё равно потом возвращаются к своим биологическим родителям. Ловчий сокол, попирающий куропатку, возможно, олицетворяет собой триумф добродетели.

Но другие толкователи сообщали черты соблазнителя уже соколу: «Трусоват сокол против большой птицы, посему подстерегает беззащитных цыплят, чтобы их ухитить. Такое творят также совратители изнеженных молодых людей и препровождают их к порочным нравам» (Унтеркирхер).  Поединок сокола (Порок) и цапли (Добродетель) означал предостережение (Берегись!).

Устрица — может быть символом скрытой красоты или красоты, развивающейся исподволь, скрытно в раковине устрицы растет жемчужина. Устрица иногда выступает в роли сакрального символа - женского потаённого желания.

Корзина с фруктами - в книге Амоса (Амос. 8:1, 2), народ Израиля сравнивается с корзиной спелых фруктов. Присутствие рядом друг с другом здоровых и червивых плодов также может быть намеком на Церковь, которая собирает как грешников, так и святых.
Фрукты в корзине - символически обозначают принцип женского плодородия, как венец цветения.

Фрукты отдельно, без корзины, например, в христианстве яблоки, означают ветхозаветное искушение в рассказе о Еве, вкушающей запретный плод в Эдемском саду. Виноград символизирует темы наслаждения и похоти, связанные с Вакхом, римским богом вина. Гранаты ассоциируются с Персефоной, греческой богиней весны и царицей подземного мира.

Желтый солнечный ананас символизирует жизнерадостность, открытость и общительность, что вытекает из его символики гостеприимства, когда он становится символом доброго и позитивного общения. Ананас олицетворяет искрометность, необычность, изысканность и импозантность.

Прекрасный букет свежих цветов может означать жизнь, веру, рост и силу. Увядающие цветы, напротив, служат печальным напоминанием о том, что жизнь, материальные блага и красота хрупки, недолговечны.

Конкретные цветы также имеют более конкретные значения. Например, ядовитый паслён символизирует опасность или обман, маргаритки символизируют невинность, маки символизируют сон или смерть, а красная роза символизирует любовь и обольщение. В контексте христианства красная роза символизирует искупительную кровь, пролитую Иисусом Христом, в то время как белая лилия ассоциируется с чистотой и непорочным зачатием Девы Марии.

Рыба вообще - это символ христианства. Монастыри вместо денежного и хлебного государева жалованья иногда получали право заниматься рыбной ловлей. О получении от государя места для усадьбы именно с рыбной ловлей просил Сергей Голицын, друг Гаврилы Державина, потому что ему было запрещено врачом есть мясо (государь пожаловал усадьбу с рыбной ловлей - Зубриловку).
Что означает стерлядь, затрудняемся комментировать.

Иногда подарок был просто подарком, не содержащим намёка, хотя...


Рецензии