Столица Поморья
Давненько подметил, что когда приезжаешь в места, в которых когда то жил и уже не живешь длительный срок, будь то Асбест, Петербург или Архангельск, то невольно прокручиваешь в голове воспоминания и ассоциации, связанные с этими городами, при этом возникает образ, оставшийся в памяти как непроглядная старина, с жирным слоем музейной пыли, который не всегда тебя радует. Поэтому в этот раз, приехав рано утром в Архангельск, сойдя на перрон с определенной долей скепсиса на лице, мол я уже из того возраста вырос, уже через пару минут полностью адаптировался в давно знакомой атмосфере. Допускаю, что в этот же момент начал использовать в своей речи характерные для этих мест диалекты, отчетливо представлять всю географию города, дома, улицы, какие и где ходят автобусные маршруты, знакомые магазины, кафешки и прочую информацию, надежно скрытую все эти годы в подсознании и невостребованную до селе. И от этого ты чувствуешь себя очень комфортно и легко. Добавлю еще, что знакомые люди, которых я не видел с аж десяток лет, очень лаконично включаются в твоё сознание и ты не чувствуешь, что между вами многолетняя пропасть расставания, а наоборот как будто вчера попрощались на проходной своей части, а сегодня по-свойски встретились на улице. Это меня очень порадовало, что я ни от кого не шарахался, более того почти все признали меня и даже помнят как звать-величать! Я же, в свою очередь, не всех смог припомнить, но все равно подыгрывал, абсолютно не представляя с кем я говорю. Что-то с памятью моей стало...
Итак, столица Поморья зимой - это унылое, белое и холодное зрелище с высокой вероятностью суицидальной развязки для путешественника, если он, конечно, не ностальгирующий романтик как я, или безнадежный турист-экстримал, который втыкает флажки на глобусе, в местах, где он бывал.
Разного рода городские и пригородные достопримечательности зимой явно проигрывают лету, наверно, как и везде, если это не горнолыжный курорт. Поэтому в мой путевой лист вошли прежде всего тропинки моей вешней молодости - Кемский поселок, городская набережная, центр и почти вся Соломбала, а более никуда и не хотелось, потому что Вячеславович уже вовсю нарезал и разливал.
Город за время моего отсутствия заметно преобразился от многочисленных точечных объектов жилого и торгового назначения, местами стал выглядеть как небрежный детский макет из разнородных цветных кубиков, расставленных как попало. И самое главное, что у меня отложилось в памяти - это отсутствие какого-либо благоустройства, даже рядом с новыми домами и строениями. А застывшее уже как два года берегоукрепление на набережной Седова, так и вообще нагоняет тоску даже на суровых местных жителей.
Чтобы немного развеять, сгущенные мной краски, и добавить позитива, должен признать, что зимние масленичные гуляния в Малых Карелах весьма занимательны и будут интересны широкой публике.
Местное население живет в своем неспешном северном ритме и для меня это заметно и даже умиляет.
Еще меня порадовала зима, по которой жители средней полосы изрядно соскучились, устав от затянувшегося на пол года межсезонья. Поэтому я как зачарованный дивился белому и морозному снегу и нормальной зимней погоде.
Проходя мимо дома, в котором я жил последние годы перед отъездом, вспомнилось, что мы уезжали из Архангельска со слезами на глазах, потому что это было первое и пока единственное место в моей семейной биографии, где мы просто жили и не стремились чего дождаться, не торопили время и не выгадывали каких то благоприятных моментов, чтобы поскорее от туда свалить. Нет, жили не спеша, размеренно, довольствуясь тем что имели, не заглядывая за горизонт. Сейчас такого восприятия действительности иногда очень не хватает, но это уже совсем другая история.
01.03.2020 г.
Свидетельство о публикации №225020901132