Владимир Аристов. Предметная музыка...

ИСКУССТВО ИНТЕГРАЛЬНОГО СТИХА

(новое краткое вступление
к Антологии современного Интегрального стиха)


Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: простой пример - музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями, с уходами от ожиданий, не по кругу, но по спирали развития - это и есть один из главных природных факторов здорового существования человека.

И тут один шаг до рифмы, которая основана на звуковом повторе.

Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - так писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.

Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.

Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…

И вот тогда, когда в стихах исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами ровного метра, рифмы на конце строки, чёткой строфы других достаточно строгих компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности… Слабые рифмы становятся более значимыми, внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.

Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, с которыми поэт часто работает на уровне интуиции, - приобретают особую силу воздействия. Инструментарий поэта расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздействие, их совместная работа, их интеграция. На этом во многом и основано искусство Интегрального стиха.

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии,
февраль 2025.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Владимир АРИСТОВ


ПРЕДМЕТНАЯ МУЗЫКА

Отдалённый города гул
Ты заслышал зимним утром
Глаза закрыв

Ты вспомнил: в метро-переходе играли так же гусли-самогуды

Ты пробегал с привычной сумкою через плечо
и ощутил под пальцами
всю городскую музыку, трепет и людские разговоры

то был его источник, слабый родник этого гула

ты чувствовал, как мир играл, переходя в простой предмет

но некому его собрать, создать

город везде и где-то
но там тебя нет

отдалённо болит голова

ещё в сумерках ты нащупал звук —
внезапный лай отдалённый — узор незнакомого смутного перламутра
ты думал, что сможешь вернуть тот рисунок

И в мёрзлом трамвае
Где музыка отдалённая
Остеклённая холодом

Твой портфель на коленях под руками звучит
Словно ты гитару перевернув
Струнами вниз
В жёлтом дереве музыку слышишь
Затрепетав, как лира полевая


Город вокруг — не видит тебя
И ты лишь ладонь его чувствуешь
что это... лёгкая дрожь купюры, детский флажок или вымпел под ветром


и вокруг снег — руина, но всё ж нерушим

просит город-мир, чтобы ты бродил
по улицам его, садам
даря ему его отдалённый смысл

Ты играешь пальцами
на сумке своей
или дереве старой гитары

И хотя город каждым жестом своим
торжественно тебя опережает
он не произойдёт без тебя.

2006


(источник:
Аристов В. Избранные стихи и поэмы. СПб., 2008;
seredina-mira. narod. ru)




In memoriam Раича

                Раич — литературный воспитатель Тютчева и Лермонтова


Ты сорвёшь стоп-кран
Вбегая внезапно на платформу Москва-III

Оглянувшись на путепроводе:
           Ты где?
Ты здесь и там,
Удаляясь к Москве в электричке

И на 3-ей Мытищенской
Тополей пропилеи пыльные
Ты взглянул уже вниз в антрацит вагонный

Разом все припомнив:
"Приключения Мишки Стрекачёва", "Профессия — репортёр" и "Эроика"
И на улице остановился человек с волосом конским
           в куртке с броневыми заклёпками

Определи
           Где ты ищешь
                Ты где-то рядом

По следам забвенного Раича

Входишь ли в железный проём в ограде
Припадая взглядом к живописной руине
времён перестройки

   Или дальше уже?
   В перевитых путях привокзальных
   Дальше, где
   На крыше разрушенной полуротонды
   Берёза шумит
   Где-то Пятницкое, здесь —
   Женские указуют персты

Но глухая кладбищенская стена
   И заметает свой путь
   Заводская тропинка

Где-то рядом
   Эта память не жива, но и не мертва


   Ты удалишься по ту сторону в просек Лучевой

Несколько фраз из хриплого застряло транслятора:
      "Атлант на Гиппогрифе"...

Пригарный пригород
   Но где-то рядом
         вьётся былая вязь
О Раиче Семёне Егорыче

Воспитателе пестователе детей
      Муравьёва-колонновожатого и Ланских

Что осталось? Всего пара фраз:
"Вскипел Бульон, течёт во храм"

Но ведь не было этого
   У создателя Готфреда Буйонского
      И Роланда Буйного

      перевесили вечером эолову арфу
       с окна на окно
      от форточки к форточке
      всё следил его слух за ней

разысканье воздушной могилы

И напрасно Флоренский в словесной его упрекал глухоте
Когда "Магию слова" писал на глухом октябрьском дворе
положив тетради на жесть ведра
      в клинике где служила сестра его милосердная
      в клинике для умалишённых октябрьскою ночью

2004

(источник:
Аристов В. Избранные стихи и поэмы. СПб., 2008;
seredina-mira. narod. ru)



ПОВЕРХНОСТЬ КИТАЙСКОГО ЗЕРКАЛА

Можжевельник у озера?

Стена по горе промелькнула спиною дракона

Там дальше по стене
В нерастворимую бесконечность
Сносит ветер границу аммиака
По дикой тропке

Здесь между стёкол автобуса можно
Комикс жизни своей
Перевести в допотопную быль

Ведь на дне многоугольника
              Рисового болота
И жевательный автограф нейтрален
Но певучая немота - не монета...


(не позже 2022 года)
источник:
vavilon. ru/metatext/legko/aristov.html


АРИСТОВ Владимир Владимирович
Поэт, переводчик, эссеист, математик. Родился в 1950 г. в Москве. Окончил Московский физико-технический институт. Доктор физико-математических наук. Автор 18 поэтических книг («Отдаляясь от этой зимы», 1992; «Иная река», 2001; «Избранные стихи и поэмы», 2008, «Открытые дворы», 2016, «Пандемос», 2021, "Платок скомкан - скомкан платок", 2024 и др.). Стихи печатались в журналах «Юность», «Новый мир», «Волга», «Знамя», «Комментарии», «Уральская новь», «Арион», «Воздух» и др., переводились на различные языки, входили в отечественные и зарубежные антологии. Автор романов «Предсказания очевидца», "Mater Studiorum", пьесы «Театр одного философа», книги теоретических работ "Idem-forma: поиск тождества в несходном в литературе и других искусствах". Автор статей и эссе о философии поэзии и об отдельных поэтах (в т.ч. о Б. Пастернаке). Лауреат премии им. Алексея Кручёных, премии им. Андрея Белого и др. Живёт в Москве.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Аристов В.В., стихи, 2008, 2022.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2025.


Рецензии