Последняя рецензия
Вот поэтому именно сейчас я и пишу последнюю рецензию. Пусть для себя, не всего человечества, но однажды по ней потомкам удастся восстановить весь путь мысли лишней, но сопутствующей каждому.
В начале повествования имеется желание расставить флажки. Для меня ими являются Достоевский, Петербург и женщины. По простоте смысла, выбирая их из множества городов, писателей, судеб, я понимал опасность, таящуюся в бездействии, промедлении в выработке мечты, образов для любви и подражания. Ведь при всем многообразии путей всегда остаётся возможность выбора одного, пусть ложного, но своего. С Достоевским я познакомился раньше, чем с Петербургом. Хотя в «Преступлении и наказании» раскрыт образ Петербурга низших слоев народа, это несравнимо с реальным дыханием города. Улицы и дома для меня не связаны с истинным обликом северной столицы. Попадая из метро на Невский проспект, в сердце тайных знаков русской литературы, перед глазами и в уме не остаётся ничего из прежде знакомого по легендам. Направление дороги к Дворцовой площади усеяно невидимыми следами исторических переживаний. А когда под ногами уже шуршит асфальт самой Дворцовой площади, в мыслях ужасом нагнетается кровавое прошлое России. Много полегло здесь народа, что омрачает и без того страшный путь в наивысшую точку страдания и гибели. Поэтому я решил не жить в этом городе, пожертвовать карьерой, судьбой, но не жить. Что мне сделал Достоевский? В нём сосредоточилась и практическое в эстетическом удовольствии, и духовное в примерах самосовершенствования. Доверяя в самом главном – как мне жить правильно, я потерял своё естество. Стал стремиться к идеалам общего благоденствия, забыв о семье и личном. Когда отвлечённые истины загораживают от жизни, люди навлекают на себя отчасти неспособность трезво оценивать мысленные процессы. Подавляя волю, легко скатиться к вседозволенности, наплевательскому отношению ко всему, что чуждо. И Достоевский одновременно своей религиозностью и атеизмом дозволяет доверчивому читателю встать на путь погружения в бездну сотворчества странных жизненных ситуаций. Словно гипнотизированный, сохраняя волю действовать и выполняя чужой приказ, я раздваивался и приходил к полному отождествлению себя с героями романов не в воображении, а в своей невыдуманной жизни, приходил к ненужному отождествлению и с вытекающими из этого большими роковыми последствиями. На меня оказали влияние многие знакомые и незнакомые, те люди, с которыми я лично незнаком, женщины. Что за осадок остался в душе после этих непонятных «встреч»? Всегда желая узнать поближе понравившуюся девушку, в душе я добивался не мгновенной любви, а сопереживания, награды за скромность, письма – благодарности за проявленную терпимость. В силу слабых коммуникативных способностей, я не знал, что инстинкты играют второстепенную роль в общении с женским полом. Важна социальная составляющая, единое понимание свобод и рамок жизни. В трудном долгожданном порыве я стремился в одиночку перебороть ситуацию страха, уйти от одиночества в вихрь серьёзных отношений, не показывая гордости, в желании долгого отзвука устремлялся в высоту несения своей судьбы. Всё же ни о чем не жалею, что испытал, сам заслуживал и только далёкие звёзды иногда напоминают о пути и той неповторимой дороге, которая приводит к счастью.
По разным причинам бывает, что субъективное личное отношение к происходящему в жизни человека подразумевает неясность, ошибочность оценок и суждений. Дойти умом при жизни до смысла существования – непростая задача. Что бы ни мешало, выход в постоянном задействовании памяти, но не объективно - ориентированной, а подсознательной. Пока не найдется случайной возможности отрешённо проанализировать закрытые символы жизни, нет шанса что-либо открыть для себя в явной логической задаче с хитрыми ловушками для идей ищущего человека. Возьмём, к примеру, понятие греха самоубийства, как преступления против природы. Значит, это невольное приближение конца жизни души. Но мысль о том, что жизнь по своей сути не только общая вещь, но и жизнь чего-то близкого, твоего, рядом находящегося, не правильна во мнении о принадлежности жизни другому человеку. Нельзя забывать и то, что в испытаниях не принято смотреть на себя со стороны, да и в будущее. Сложности, казалось бы, известны и решаемы. Но практика показывает, что внимательное прочтение азбучных истин приводит к более запутанному положению. Видно, рано приходит чувство правды, веры в правильность своих действий и мыслей. А так близко была к разгадке душа. А что же со свободой то ли воли, то ли безволия? Широкое во мнении убеждение про Божий промысел подвигает к неосознанным ошибкам, произвольным потерям самостоятельности. Концы уходящих веков убеждают в гибельности влияний застоя и упадка. Сомнения в нужности направляющей силы коллективного, вкусов культуры меняют ситуацию эгоизма и одиночества. Потребности изоляции обусловлены жаждой выражения себя в себе. Козни братства и равенства душат свободу личности. Согласиться с революционными воззрениями – значит сосредоточить в руках власть невежества. Аристократия пиршества духа, так называемая философия, подвергает испытанию разум, но в порядке всестороннего развития в пути к мудрости. Серьёзно и качественно заменить инстинкты сознанием ради выгод идеи сверхчеловека – вот тогда зазвучит песня нового человека, закружит вьюга возрождения золотого века литературы.
Стили меняются, что разумно предположить, что для авторов данная функция не только игра и отдых, а возвышенная задача не из числа сугубо личных пристрастий. Остановимся на произведения Ульяны Гамаюн - роман «Ключ к полям» и повесть «;» стали незаурядным открытием скрытых стилевых свойств постмодернизма для всех искушённых в этой области знаний читателей. Здесь смысл и форма выступают отнюдь не основным элементом в написанном тексте. В этих книгах отсутствует посыл к человеческому миру. Более важен для У. Гамаюн становится процесс письма, к тому обращенного не к конкретному адресату в каком-либо виде, для неё чуть ли не всё равно, поймут книгу или нет, в лучшем случае, чтобы и не пытались это сделать. Но не из-за личной тайны автора, а по прозаичной причине - острому желанию У. Гамаюн не обременять мировое пространство своими авторскими изысками и взглядами на жизнь. Неблагоразумно желать себе того, что представляется чужим, далёким, непривычным. Например, в литературе сегодня авторы скованы сроками работы, отложенным результатом, низкими продажами книг, в конце концов, низким общественным резонансом. Каждый писатель трезво оценивает разумное соответствие реальных творческих усилий и смутно ощущаемого идеала. Интеллектуальный продукт, созданный лично автором, вмещает в себя и условия, в которых литератор творит. Влияние проявляется даже не в ограничении творческого потенциала, не в окружении и бытовых проблемах, а в общественном устройстве. Важно знать, какие идеи востребованы и претворяются в жизнь, какие - отвергаются сразу, либо, если принимаются, то впоследствии приводят в тупик. Фазы существования самых разнообразных процессов включают в себя развитие, процветание, застой и распад. Необязательно, чтобы это происходило в строгой последовательности. Но бывают исключения. Именно своевременные предупреждения неравнодушных людей способны привести общество к действиям по стабилизации ухудшающегося порядка вещей. К таким тревожным сигналам можно отнести тексты Ульяны Гамаюн. Спокойное течение смысловых конструкций с вынужденными маркерами современной культуры без усилий вызывают в памяти юношеское отторжение общекультурных ценностей. Кризис нравственных устоев общества - это бескомпромиссный вызов к творческому самовыражению постмодернистов от литературы. Но связь, именно неразрывное родство, с общими языком и культурой, заставляют их также задумываться о проблемах, с которыми все мы столкнёмся уже в недалёком будущем. Как человек может помочь потомкам, обществу следующих поколений? Только собственным умом, выполняя посильный гражданский долг, вкладывая усилия в сохранение порядка и исправление недостатков. Ульяна Гамаюн одна прониклась болью о происходящем в реальной жизни и в литературе, а затем воплотила в своём творчестве призыв к людям меняться. Чтобы сделать окружающий мир не приспособленным только для потребления, а более восприимчивым к осмыслению, к тому, чтобы духовное начало в человеке преобладало над материальным. Таково предупреждение молодого автора, прямо относящееся и к процессам в литературной жизни. Востребованные и реализовавшие себя писатели не должны замыкаться в своем мире, словно в скорлупе. Необходимо взаимодействовать с читателем, как соавтором, во благо развития творческого процесса. Начинающим авторам нужно не бояться совершать ошибки, выбирать по сердцу жанры и стили, стремиться к полезному общению и самовоспитанию на добрых примерах. Ведь стилевое разнообразие, тот же постмодернизм, только больше и больше наполняют мир нужной созидающей энергией, так как творчество всегда было опорой в нелегком бремени коллективной жизни. Так часто бывает, что писателям не хватает возможностей общедоступного языка, и они изобретают новые языковые отношения. Хорошо разбираясь в создающемся инструменте для выражения мыслей, новаторы наталкиваются на непонимание окружающих. Здесь бы не спешить и погрузиться в необходимые раздумья. Самые обычные слова, пусть даже иностранного происхождения или специальные, в некоторых сочетаниях приводят к искажению смысла. Налицо нарушение законов логики. Но что такое логика? Это только средство к постижению мира. И если искажённые смысловые конструкции и помогают что-либо постигнуть, это случается лишь в иллюзиях полностью изолированной личности. Так устроена Вселенная. И остаётся надеяться, что молодые авторы, вдоволь наигравшись постмодернизмом, вернутся к традиционным стилям в литературе. И мы будем гордиться их новыми достижениями, развивающими великую историю русской литературы.
Свидетельство о публикации №225020900128
Приглашаю опубликовать в своёём литжурнале в Питере
С уважением
Диана
Мост Будущее 16.05.2025 13:29 Заявить о нарушении