Размышление о спектакле. Сюжет Герой
http://proza.ru/2025/02/06/1943
(с) 09.02.2025
«Играли мальчики в войну…»
Небольшая сценка-новелла
Сюжет в первом приближении.
"Герой"
Федька и Колька были друзьями. И учились в одном классе. В 5 «Б».
Вкусы у них совпадали. И увлечения тоже. Футбол, марки и кино, книги про героев Великой Отечественной или про индейцев Северной Америки, про пиратов и космические путешествия.
И девочка им нравилась одна и та же. Света с косичками, которая сидела на первой парте.
Света занималась ещё в музыкальной школе и драматическом кружке.
И они часто, возвращались домой вместе, мальчишки после футбола с пацанами на школьной спортивной площадке после уроков, а Света после занятий в музшколе.
И ребята всегда помогали ей нести скрипку и портфель, если вдруг пути их пересекались.
Однажды, Света рассказала, что ко дню Победы Мария Ивановна, руководитель их драм кружка, решила поставить спектакль на тему «Юные герои Великой Отечественной войны!».
По сюжету юного партизана схватили фашисты. Допрашивали, пытали, но он им ничего не сказал. Вел себя дерзко и смело, как Зоя Космодемьянская.
И за это его убили. Но так и не сумев ничего добиться, чтобы он выдал своих товарищей и где находится партизанский отряд.
Нужно было сыграть эту сцену.
Но в драмкружке были одни девочки и толстый Сеня, тоже одноклассник Феди и Коли, которого с трудом уговорила Марь Ивановна участвовать хотя бы чтениях стихов со сцены на литературных вечерах.
Сеня любил поесть и актерским дарованием особенно не отличался. А тут про подвиг героя небольшой спектакль.
Нужно было ещё, как минимум, два мальчика. Один будет играть героя, другой немецкого офицера-фашиста, который его допрашивает.
Но мальчишек всегда трудно было уговорить участвовать во всяких литературных вечерах. Им нравились более подвижные мероприятия.
Чемпионат школы по футболу, например. Между «абв» классами. Это да, вот это азарт! Тут себя можно показать.
А учить «Во глубине сибирских руд, храните долгое терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье», а потом со сцены всё это читать в этом «дам кружке», как шутил Федька – это как-то было не по-пацански. Это для девчонок.
Но пьеса про героя… Тут мальчишки задумались и согласились.
Хотя этот «дам кружок» им никогда не был привлекателен.
Но это же Света, а не кто-то попросила. С которой они были знакомы с детского сада, да и жили по соседству, недалеко друг от друга.
Да и "чё там играть" – и так понятно. Оставалось только решить – кто будет героем, а кто немецким генералом.
Ну да, не какой-то простой офицер или солдат иначе совсем обидно будет играть.
Это же сволочь фашистская. Пусть мучается с нашим героем по полной.
Решили кинуть жребий. Роль героя досталась Феде, а фашиста – Коле.
А Сеню Федька с Колькой решили сделать немецким солдатом. Для натуры.
Пусть сидит себе где-то в углу со шмайсером-автоматом в руках, с ремнем через плечо, и цербера гестапо изображает, который яблоки жует молча, без реплик.
Или «Яволь!» на всё отвечает, если потребуется.
Каску ему надо было ещё найти. Но это Коля обещал достать у знакомого пацана.
Он её из деревни привез, на чердаке нашёл или бабка его использовала как поилку для кур или зерно курам из ящика им черпала. Неважно.
Фуражку для "генерала" Мария Ивановна обещала купить к спектаклю в военторге.
Из старого черного костюма деда решили пошить форму, как у Штирлица.
Из картона сделать погоны. Покрасить их в серебристый цвет.
В общем, с костюмами обещали помочь родители.
Мария Ивановна одобрила все идеи и мысли новоявленных актеров, помогая им небольшими советами – как убедительней играть, как двигаться на сцене, чтобы зрителям было видно всё, и говорить свои реплики в сторону зала, громко и чётко, а то не всё всем будет слышно.
Репетировали долго. Коля тренировался говорить с немецким акцентом.
Федя придумал внешний облик юного партизана.
Порванная рубашка с пятнами засохшей крови. Перебинтованная голова и рука на перевязи после ранений и пыток.
Его герой после гибели должен был упасть с криком «Отомстите за меня, товарищи!».
А немцы услышав грохот канонады и крики «Ура!» где-то вдали, в ужасе бежать со сцены. «Наши наступают! Бейте гадов фашистских!» – должен был ещё крикнуть напоследок юный герой.
Примерно так и решили, как будет выглядеть спектакль и финал.
И вот наступил день премьеры. Собралось много народа. Началось представление.
Распахнулся занавес.
Немецкий генерал нервно ходил по сцене туда-сюда, убрав руки за спину.
– Ганс! – крикнул Колька-«немецкий генерал».
Из-за кулис вышел Сеня в каске с деревянным, покрашенным в черный цвет шмайсером в руках и закатанными по локоть рукавами.
– Яволь!
– Юный парьтизанен выдал явки, пароль, свои друзия?
– Нихт!
– Тогда, приведи этот юный партизанен сюда! Я сам его допрошу!
– Яволь, штурмбанфюрер! – Сеня скрылся на секунду за ширму и как бы втолкнул Федьку в комнату.
Федька, с перебинтованной головой бинтом головой и одной рукой на повязке, в ответ на толчок, замахнулся на охранника. Тот отпрянул назад.
Федька гордо выпрямился и с вызовом стал смотреть на немецкого генерала.
Тот, покачиваясь с носка на пятку сапогами, выбросил руку с указательным пальцем в сторону партизана и спросил:
– Партизанен? Кто ти есть? Как твоё наме?
– Перетопчешься всё знать, фриц проклятый!
– Повторяю! Ктё ти есть? Как тибя завут? Отвечай!
– Вот ещё, много будешь знать – скоро состаришься!
– Ти есть дерзить! Ктё тибя даль задание? Где твои друзия? Явка, паролька! Кавари!
– Я тебе, фашистская сволочь, ничего не скажу!
– Ах так? Тогда мы тибя будем немножко расстрелять или вешать!
– Всех не перевешаете! Наши придут и от вас только пыль да кости останутся, фрицы проклятые!
– Ах так? Тогда умри! Бах! Бах! – Колька выхватил из кобуры деревянный парабеллум, который они Федькой мастерили целую неделю, и стал стрелять в партизана.
Тот схватился за грудь.
– Врешь, не возьмешь! – гордо закричал Федька, как Чапаев в фильме.
– Бах! Бах!
– Всё равно мы победим!
– Бах! Бах! Падай! Падай!
– Не упаду! Пусть Гитлер твой падает!
– Марья Ивановна! Так нечестно! Я его застрелил уже три раза, а он всё не падает! Это не по роли! – закричал в зал, забывшись, Колька.
В зале засмеялись.
– И не упаду! Герои не сдаются! Их не убить! Победа будет за нами! Стреляй, стреляй, морда фашистская!
– Вставай страна огромная, вставай на смертный бой! – вдруг запел «неубиваемый» Федька.
С фашистской силой темною, с проклятою ордой!
Пусть ярость благородная, вскипает, как волна! Идет война народная, священная война!
В зале перестали смеяться.
«Немецкий генерал» стоял в недоумении. Он ничего не мог поделать с юным партизаном.
В сердцах он вдруг швырнул на пол свою фуражку, сорвал с себя погоны и пиджак и встал рядом с Федькой, глядя в зал. Обнял его за плечо и тоже стал петь:
– Идёт война народная, священная война!
К ним присоединился Сеня, бросив всю немецкую атрибутику и тоже встал рядом.
Выбежала на сцену Света в пилотке и военной гимнастерке с сумкой медсестры, она должна была пытаться спасти Федю, когда фашисты сбегут. И тоже запела с ребятами
В зале зааплодировали и подхватили песню.
Вставай страна огромная! Вставай на смертный бой…
***
И ведь смогли.
Вечная память и слава погибшим за наше счастье и свободу героям, советскому народу, сумевшим остановить разгромить эти орды фашистских нелюдей!
Мы помним, мы не забыли – какой ценой досталась нам Победа.
Дети могут немного наивно представлять - как оно было. Больше патриотично, чем как на самом деле - страшно было.
Но главное - ощущение "Наше дело правое! Победа всегда будет за нами!" у них остается. Навсегда.
Всё по сюжету навеяно - где-то похожее уже было.
В фильме ли, спектакле ли, из рассказов родителей о военном, послевоенном детстве, про школьные спектакли в их время.
Мы тоже играли в войнушку в детстве. Уже в 60-х.
Фашистов изображать - не хотел никто.
Даже понарошку. Приходилось играть, воюя с воображаемым противников.
Получать ранения, спасать товарищей, стоять насмерть, идти в атаку.
Мы жили уже эхом прошедшей войны. На рассказах и фильмах о подвиге наших солдат.
Помню в нашем детском садике среди малышни гуляли присказки-стихи:
"Внимание, внимание!
Говорит Германия!
Сегодня под мостом,
Поймали Гитлера с хвостом!"
Кто такой гитлер, наверное смешно - что с хвостом.
Не зря же над ним насмешка такая?
Это постарше уже про войну стали узнавать больше.
Странно, но помню эти стишки. А вы - похожее?
Вспомните свои спектакли. Школьные постановки ко Дню Победы.
Может что-то увиденное позже. Может чьи-то рассказы.
И не судите строго предложенный вариант сюжета.
Тут ещё много надо дорабатывать и с точки легкости чтения и диалогов, и литературности.
Хотелось просто предложить примерный сюжет для театральной постановки.
Не тратя время на "идеальность".
Идею. Сейчас важно набрать материал. Для обсуждения и мыслей - как выстроить спектакль.
***
Для проекта "Спектакль к Юбилею Дня Победы"
http://proza.ru/2025/02/06/1943
Фото взято из интернета.
Свидетельство о публикации №225020901346