Персидский коридор
Общая беда отодвинула все прежние обиды, разногласия, недоверие и идеологическую неприязнь. В день нападения Германии на нашу страну английский премьер – министр У. Черчилль выступил по Лондонскому радио. «Опасность для России, - сказал он, - является нашей опасностью и опасностью США, так же как дело каждого русского, борющегося за свою землю и дом, является делом свободных людей и свободных народов в любой части земного шара».
В начале августа правительство США приняло решение «оказать все осуществимое экономическое содействие с целью укрепления Советского Союза в борьбе против вооруженной агрессии».
Для выработки конкретных мер по оказанию помощи Советскому Союзу в конце сентября 1941 года в Москве прошла конференция трех держав, на которой правительства США и Великобритании обязались передать СССР большое количество вооружения и стратегических материалов.
1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР. 28 октября 1941 года на Советский Союз был распространен Закон о ленд-лизе, в результате чего нашей стране был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально они по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года, однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».
Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки, посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов.
Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование, и т.д. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.
Грузы в СССР по ленд-лизу доставлялись по нескольким основным маршрутам:
1.Арктические конвои. Путь начинался в портах США и Великобритании и через Атлантический океан и Арктику вёл в советские порты Мурманск и Архангельск. Этот маршрут был опасен из-за суровых погодных условий и постоянной угрозы атак немецких подводных лодок и авиации.
2.Тихоокеанский маршрут. Грузы отправлялись с западного побережья США в советские порты на Дальнем Востоке, такие как Владивосток. Этот путь был относительно безопасным, поскольку японская армия, несмотря на союз с Германией, не препятствовала советским перевозкам в этом регионе.
3.Трансиранский маршрут. Путь проходил через Персидский залив и Иран, откуда грузы доставлялись в Советский Союз. Данный маршрут был менее опасен с точки зрения военных угроз, но имел свои сложности, связанные с логистикой и климатическими условиями.
(В 1945 году вместо Иранского пути для поставок стали использовать черноморский маршрут).
Использование трансиранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска (с севера и юга соответственно) вступили на территорию Ирана. Но до 22 июня 1941 года там вовсю хозяйничали немцы. Гитлеровцев Иран интересовал как стратегический плацдарм против СССР и Британской империи, а также как источник сырья, прежде всего нефти (8,4 млн тонн в 1940 году – четвертое место по добыче в мире). Германский фактор становился все более весомым во внутри – и внешнеполитической жизни Ирана. Нацистская пропаганда энергично проталкивала идею об общем «арийском происхождении» и «арийском братстве» немцев и персов. В 1940 – 1941 годах 45,5% внешней торговли Ирана приходилось на Германию, тогда как на СССР – 11%, Великобританию – 4%. Немцы поставляли промышленное оборудование, направляли специалистов и консультантов, организовали авиалинию Берлин-Кабул, проходившую через Иран. Особенно активно они участвовали в модернизации и расширении железных дорог, столь важных с экономической и стратегической точки зрения. Три четверти паровозов были привезены из Германии, а немецкий персонал встречался повсюду: от центрального управления железными дорогами до паровозных бригад.1
Особое беспокойство в Москве и Лондоне вызывали военные связи между Берлином и Тегераном: поставки немецкого оружия и военного снаряжения, направление военных инструкторов и советников в иранскую армию, жандармерию и полицию, обучение иранских курсантов в германских военно – учебных заведениях.
В Иран с разведывательно – диверсионными целями активно внедрялась германская агентура. Прямые агенты Германии и ее агенты влияния имелись практически во всех сферах политической и общественной жизни страны. Влияние нацистов ощущалось буквально везде: «от шахского двора до тегеранского базара».2
Прогерманская политика иранского Реза – шаха Пехлеви не была завуалирована, хотя с началом Второй мировой войны Тегеран 4 сентября 1939 года заявил о своем нейтралитете и подтвердил эту свою позицию 26 июня 1941 года после нападения Германии на Советский Союз.
От исхода грандиозных сражений, развернувшихся на советско- германском фронте, в решающей степени зависела и судьба стран Ближнего и Среднего Востока. Гитлер намеревался после разгрома СССР прорваться в этот регион и дальше двигаться через Иран на Британскую Индию. В «Записке от 23 августа 1941 года по вопросу о продолжении операции на советско-германском фронте» фюрер мотивировал свое решение бросить силы не на Москву, а на юг тем, что, в частности, политически «прежде всего» необходимо «дать Ирану надежду на возможность получения в ближайшее время практической помощи от немцев в случае сопротивления угрозам со стороны русских и англичан».3
Таким образом, нежелание иранских властей пропускать через свою территорию оружие для СССР и нейтрализовать германскую «пятую колонну», стало последним толчком к военной акции со стороны союзников – СССР и Великобритании.
Москва и Лондон быстро нашли общий язык в отношении Ирана. Их объединяло общее понимание того, что они хотели добиться от Тегерана. Так У.Черчилль писал И.В.Сталину: «По поводу Персии. Наши интересы там заключаются лишь в следующем: во-первых, создание барьера против германского проникновения на Восток; и, во-вторых, устройство сквозного пути для поставок к Каспийскому бассейну».4
Иранская сторона, несмотря на давление со стороны Москвы и Лондона, всячески уклонялась от выполнения их требований, ссылаясь на то, что они носят ультимативный характер, ущемляют суверенитет Ирана и нарушают проводимую им политику строгого нейтралитета. «Стремление не обидеть немцев проходит красной нитью в политике Ирана», - докладывал 10 августа в Москву советский посол в Тегеране А.А.Смирнов.5
25 августа 1941 года СССР направил Ирану ноту, в которой говорилось, что Советский Союз намерен воспользоваться пунктами 5 и 6 Договора между Советской Россией и Ираном от 1921 года, позволяющими ввести войска в Иран в случае возникновения военной угрозы. Операция "Согласие" в августе-сентябре 1941 привела к тому, что советские и британские войска вступили на территорию Ирана.
С советской стороны для иранской экспедиции были выделены 44 – я армия (командующий – генерал-майор А.А.Хадеев) и 47-я армия (командующий – генерал-майор В.В.Новиков), общей численностью 135 тыс. человек. Еще две армии (45-я и 46-я), имевшие 110 тыс. чел., прикрывали границу с Турцией. Все они входили в состав Закавказского фронта, образованного 23 августа на базе Закавказского военного округа (командующий – генерал-лейтенант Д.Т. Козлов). В походе участвовала также 53-я отдельная армия Среднеазиатского военного округа (командующий – генерал-майор С.Г. Трофименко). План операции советских войск был разработан начальником штаба Закавказского фронта генерал-майором И.Ф. Толбухиным. Общий замысел состоял в том, чтобы внезапным ударом лишить иранские войска способности сражаться, а в случае сопротивления – уничтожить их, не допуская отхода на юг.
25 августа советские войска из Закавказья вступили на территорию Ирана. Главный удар наносила 47-я армия, наступавшая на Тебриз.
Активно действовала и советская авиация (522 самолета), которая наносила бомбовые удары. Всего военно-воздушные силы сделали около 17 тыс. самолето-вылетов, сбросив 7 тыс. бомб на военные объекты.
25 августа, со стороны Ирака, от Басры и Багдада, двинулись в наступление англо-индийские войска. Они заняли юго-западные территории и порты в Персидском заливе. Был уничтожен иранский военный флот. 29 августа в районе Сенендеджа союзники вошли в непосредственный контакт друг с другом.
29 августа иранские войска сложили оружие перед англичанами, а на следующий день – перед Красной Армией.6
Потери союзников были минимальными: с советской стороны – около 50 убитых и свыше 100 раненых, с британской – 22 убитых и 45 раненых.
В послании, полученном в Москве 30 августа, У.Черчилль писал Сталину: «Известие о том, что персы решили прекратить сопротивление, весьма приятно». И.В. Сталин ответил: «Дело с Ираном, действительно, вышло неплохо. Совместные действия британских и советских войск предрешили дело. Так будет и впредь, поскольку наши войска будут выступать совместно». И добавил: «Но Иран только эпизод. Судьба войны будет решаться, конечно, не в Иране».7 Прозрачный намек на то, что главный враг – Германия.
17 сентября советские и британские войска вошли в Тегеран. Официальные представители Германии, а также Италии, Румынии и Венгрии был высланы из страны. Отношения Ирана со странами «оси» были разорваны.
Шах передал бразды правления Мохаммеду Реза Пехлеви и был отправлен в фактическую ссылку на территорию Южно-Африканского Союза.
29 января 1942 года был подписан договор между СССР, Великобританией и Ираном. Союзники обязались уважать территориальную целостность, суверенитет и политическую независимость Ирана и защищать его от всякой агрессии со стороны Германии, а также оказывать ему экономическую помощь. В договоре также было сказано, что не позднее шести месяцев по окончании военных действий союзных государств с Германией, их войска должны были покинуть территорию Ирана.8
Пример Ирана оказал сдерживающее воздействие на Турцию и Афганистан. В октябре 1941 года из Кабула были высланы представители Германии и ее союзников.
В современной российской историографии высказывается сомнение в оправданности официальной советской версии о наличии реальной военной угрозы для СССР, исходившей от Ирана с его территории. Главным политическим расчетом советского руководства называется «продолжение предвоенной сталинской политики расширения советских границ, «восстановления» утраченных имперских рубежей». (Голуб Ю.Г. 1941: Иранский поход Красной Армии. Взгляд сквозь годы// Отечественная история.2004, №3, С.25; Гасанлы Дж.П. СССР – Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.). М., Герои Отечества, 2006. С. 9-10; Любин Д.М. Ввод Красной Армии в Иран летом – осенью 1941 года: Причины, осуществление, последствия. Дисс…канд.ист. наук. Саратов, 2005; Ходеев Ф.П. Советско – английское принуждение Ирана к лояльности в 1941 году// Военно – исторический журнал. 2011.№9.).
С этим утверждением трудно согласиться по ряду причин. Во-первых, в августе 1941 года вряд ли советское руководство думало об «имперских рубежах, когда немецко-фашистские войска были уже под Ленинградом, дошли до Днепра, был взят Смоленск, и они рвались дальше вглубь страны. Речь шла тогда о выживании советского государства и советского народа. Все действия Москвы в тот момент были обусловлены именно этим обстоятельством. Во-вторых, необходимость обеспечить военный транзит в СССР через иранскую территорию. В этом была самая что ни на есть живейшая потребность. В-третьих, прогерманские силы могли совершить государственный переворот в Иране: таких сил в стране было предостаточно. Гитлер в открытую требовал от Реза-шаха вступить в войну на стороне Германии и ставил вопрос о передаче люфтваффе иранских авиабаз, к строительству которых немецкие специалисты имели прямое отношение.9
В- четвертых, в 1941-1942 годах не раз возникала угроза прорыва германо-итальянских войск к Суэцкому каналу и дальше в Юго-Западную Азию.
В-пятых, своевременность и обоснованность ввода советских и британских войск в Иран с точки зрения борьбы с фашизмом подтвердили и события 1942 года на советско-германском фронте, когда немецко-фашистские войска вышли к Главному Кавказскому хребту. Возникла угроза прорыва гитлеровцев в Закавказье, а оттуда до Ирана буквально рукой подать.
Таким образом, с момента подписания договора между союзниками и Ираном, территория этой страны стала использоваться для поставок в СССР.
Транспортные суда шли из американских портов, огибая Африку в порты Персидского залива Басру и Буширу, более двух месяцев. Основные сухопутные маршруты вели из портов в Тегеран, а затем грузы направлялись по линии Тегеран — Ашхабад или Тегеран — Астара - Баку. Железнодорожные перевозки осуществлялись по Трансиранской железной дороге. В морские перевозки были вовлечены суда Каспийской флотилии.
Для поставки автомашин в феврале 1942 года был освоен путь из северных портов Персидского залива через Ширазский проход в горах Загрос в Иранский Азербайджан. Дорога шла через высокогорные перевалы и вела на территорию СССР через Джульфу - пункт на границе Ирана и Нахичеванской АССР. Дальнейшая перегонка машин шла по маршруту: Джульфа — Ереван — Казах — Тбилиси — Орджоникидзе. Отметим, что на начальном этапе функционирования коридора рейс с юга Ирана (Хорремшехр) к границам СССР (общей протяженностью около 2000 км), занимал более 30 суток.
Ключевой проблемой маршрута было состояние дорог. По свидетельству участников перевозок, на горных дорогах существовала постоянная угроза падений в пропасть; постоянные поломки машин приводили к потере времени и грузов.
С подключением американских специалистов рассчитывали на ускорение сроков проведения ремонтных работ, но и по этому вопросу быстрого продвижения добиться не удалось.
Одним из главных грузов, проходивших по персидскому маршруту, были "студебекеры", легендарные военные грузовики Studebaker US6. Именно на шасси этой машины с весны 1942 года комплектовались знаменитые "Катюши", установки полевой реактивной артиллерии (до этого на базе грузового автомобиля ЗИС-6). Из 400 тыс. автомобилей, поставленных за годы войны из США, половина была получена через территорию Ирана.
Общая доля грузов, поставленных по ленд-лизу за годы войны через Персидский маршрут, составила почти 24%. Большие объемы обеспечивал только тихоокеанский маршрут.
Как уже было сказано выше, несмотря на все усилия союзников, пропускная способность «персидского коридора» поначалу росла не теми темпами, как хотелось бы. В августе 1941 года, она составляла всего 10 тысяч тонн грузов в месяц. В сентябре 1942 года объем поставок вырос до 40 тысяч тонн грузов, в январе 1943 года – до 51 тысячи тонн. Резкий рост перевозок будет отмечен уже в 1943 году.10
Доки и судоремонтные заводы перешли на круглосуточную работу, чтобы обеспечить функционирование флота и вернуть в эксплуатацию списанные суда.
Потребовалась реконструкция и расширение советских портов под ленд-лизовские грузы. Так было, в частности, в Баку, Астрахани, Гурьеве.
Зимой 1941 -1942 годов на севере Каспия впервые пришлось проводить навигацию в ледовых условиях.
В ночь на 20 июня 1942 года над устьем Волги появился первый немецкий бомбардировщик. Начались бомбардировки и минирование акваторий. Особенно ожесточенным атакам подвергался астраханский рейд, где происходила перегрузка с морских судов на речные (в августе – ноябре – более 200 налетов).11
У Трансиранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация, только в октябре и ноябре потопившая и повредившая 32 судна с грузами. В-третьих, Кавказ был далеко не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей численностью 17513 человек.
Тем не менее, в 1941-1942 годах «персидский коридор», объединив морские, воздушные и сухопутные пути ленд-лизовских поставок в СССР, сыграл важную роль в налаживании военно–экономического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции. Он стал одним из важнейших маршрутов поставок по ленд-лизу из США и Великобритании в Советский Союз. Если в 1941 году его доля составляла всего 3,7%, то в 1942 году поднялась до 28,8%, а в 1943 году – до 33,5%. Всего же за годы этим путем было перевезено 23,8% грузов. Масштабнее были только поставки через Тихий океан.12
5 апреля 1942 года Адольф Гитлер подписал директиву №41, определяющую очередные задачи военных действий против СССР на Восточном фронте. Новый план получил кодовое наименование Fall Blau — «Блау», или «Синева».
Согласно плану Blau, летом и осенью 1942 года перед немецкими войсками ставились две основные стратегические цели — осуществить захват территорий вдоль нижнего течения Волги и Кавказ, лишив тем самым СССР поставок нефти и нефтепродуктов, и прервать связь Москвы со Средней Азией и Ираном, откуда шли поставки по ленд-лизу от западных партнеров тех же нефтепродуктов.
Захватить и завоевать Кавказ, значит, выиграть не одну войну. Сюда немцы спешили по 3 причинам. Первая, геополитическая — открыть путь к Персии, Афганистану и Индии. Вторая и третья — стратегические. Кубань и Ставрополье должны были обеспечить немецкую армию провизией. Майкоп, Грозный, Баку — нефтью. Война моторов требовала топлива, а Баку на тот момент обеспечивала нашу армию горючим на 75%.
Чтобы представить себе, насколько богат нефтью Кавказ, нужно отметить, что во всем восточном полушарии нет более богатых источников нефти, чем Кавказ и Закавказье. СССР в ту пору был вторым государством мира по добыче нефти, и 88% оной добывалось именно на Кавказе и в Закавказье.
Осознавая это, Гитлер и настоял на том, чтобы перенести основные усилия с московского направления на Кавказ. Так он и свои нефтяные проблемы решил бы, и Советскому Союзу оставил бы только 12% ее нефтяных ресурсов.
Несомненно, что прорыв немецко-фашистских войск к Волге, захват Кавказа и выход их к Каспию, помимо всех прочих тяжелейших последствий, по сути, разрушил бы с таким трудом создававшийся «персидский коридор» для ленд-лизовских поставок.
Тогда вся тяжесть поставок легла бы на северный путь по арктическим морям, который, правда, немцы как раз в это время (1942 - 1943 годы) активно пытались блокировать своими авиацией и флотом, и путь с востока, через Тихий океан, который вообще был вне досягаемости для гитлеровцев.
О желании Гитлера летом 1942 года было перерезать один из главных путей доставки союзнической помощи России пишут и немецкие историки. «Нефть и Кавказ были главными факторами, - писал В.Тике. – Одним ударом необходимо было перерезать пути доставки помощи от союзников через Иран…Наряду с захватом нефтяных месторождений главным стремлением немецкого командования в ходе операции «Эдельвейс» было остановить этот поток материалов».13
«Немцы назначили адмирала, которому будут поручены военно-морские операции на Каспийском море, - писал 30 сентября 1942 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль председателю Совнаркома СССР И.В. Сталину. – Они избрали Махач-Калу в качестве своей главной военно-морской базой. Около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, итальянские торпедные катера и тральщики, должны быть доставлены из Мариуполя на Каспий, как только будет открыта линия. Ввиду замерзания Азовского моря подводные лодки будут погружены до окончания строительства железнодорожной линии».14
Однако битва за Кавказ, длившаяся с 25 июля 1942 года по 9 октября 1943 года и ставшая одним из наиболее продолжительных и кровопролитных сражений Великой Отечественной войны, закончилась полным крахом для фашистской Германии. Авантюрному плану Гитлера по захвату всего Кавказа и выйти к Каспию, не суждено было сбыться.
Военное и политическое значение этой битвы, тесно связано с успехами Красной Армии в сражениях под Сталинградом и Курском, происходившими одновременно с ней и имевшими решающее влияние на провал не только вражеской операции «Эдельвейс», но и создавшими коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Огромную роль в этих гигантских сражениях, сыграло бесперебойное снабжение Красной Армии вооружением и продовольствием, включая поставки от союзников, в том числе и по «персидскому коридору».
Примечания
1. Очерки истории российской внешней разведки. Т. 4.1941-1945 годы. М., Международные отношения, 2003. С. 326.
2. Оришев А.Б. Иранский узел. Схватка разведок. 1936-1945 гг. М.,2009.
3. Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки. Документы и материалы. Т.2. Агрессия против СССР. Падении «третьей империи». 1941-1945 гг. М.,1973. С.42-49.
4. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 2-х т. Изд. 2-е. Т.1. Переписка с У. Черчиллем и К.Эттли. (Июль 1941 г. – ноябрь 1945 г.). М., Политиздат, 1976. С.40.
5. Юнгблюд В.Т.,Чучкалов А.В. Политика США в Иране в годы второй мировой войны. Киров;2011. С. 128.
6. Голуб Ю.Г. Иранский поход Красной Армии. Взгляд через годы// Отечественная история.2004, №4.
7. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 2-х т. Изд. 2-е. Т.1. Переписка с У. Черчиллем и К.Эттли. (Июль 1941 г. – ноябрь 1945 г.). М., Политиздат, 1976. С.27, 29.
8. Документы внешней политики СССР. Том 24. 22 июня 1941 г. – 1 января 1942 г. М., Международные отношения, 2000. С. 202-205.
9. Оришев А.Б. В августе 1941-го. М., 2011. С.76.
10. Френкель М.Ю. Трансафриканский маршрут поставок вооружений из США в СССР в 1941 – 1945 гг.//США: экономика, политика, идеология.1993, №5. С.42-50.
11. Широкорад А.Б. Каспий – русское озеро. Великий волжский путь. Большая нефть и большая политика. М., АСТ: АСТ Москва, Хранитель, 2007. С.285-286.
12. Мамедова М.Н., Дунаева Е.В., Оришев А.Б. Светский Союз и Иран (1933-1945). В кн.: СССР и страны Востока накануне и в годы второй мировой войны/отв. редактор В.В. Наумкин. М., Институт востоковедения РАН, 2010. С. 285.).
13.Тике В. Марш на Кавказ. Битва за нефть. 1942/1943/ пер. с нем. М., Эксмо, 2005.
14. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 2-х т. Изд. 2-е. Т.1. Переписка с У. Черчиллем и К.Эттли. (Июль 1941 г. – ноябрь 1945 г.). Политиздат, 1976. С.84.
Свидетельство о публикации №225020901487