Прекрасный закон

2 февраля (по новому стилю), или  23  января (по старому стилю) 1918 года был принят один из самых замечательных законов, принимавшихся когда-либо в нашей стране: Декрет от отделении церкви от государства и школы от церкви.
Много лет назад, будучи школьницей , я умудрилась прочитать произведение, для школьников не предназначенное: «Книгу для родителей»  А. С. Макаренко.  Была у меня тогда привычка: читать все, что в руки попало; простите грешницу. В этом поучительном сочинении меня  поразил один эпизод: у  отца тринадцати детей было два сына с одним именем – Иван. «Поп сунул младшего в воду и нарек во имя Ивана-мученика – а я теперь мучаюсь», - жаловался плодовитый отец.  Я просто не поняла: имена детям дают ведь родители? Причем тут поп?
Много  позже, когда я стала лучше разбираться в исторических вопросах, я поняла, какое сильное и бесцеремонное вмешательство в частную жизнь  людей осуществляет  религия и её жрецы в «традиционно-духоскрепных» государствах. В допетровской Руси и даже в более цивилизованной Российской империи посещение исповедей и исполнение религиозных обрядов было обязательным, совершать бракосочетание, оформлять рождение ребенка или хоронить можно было только через церковников. Роман Л. Н. Толстого "Анна Каренина", конечно, художественное произведение, но когда Левина перед свадьбой ОБЯЗЫВАЮТ пресмыкаться перед попом - это отражение реальности. «Исповедальные листы, также известные как исповедные ведомости или росписи, должны были ежегодно заполняться в каждом приходе России с XVIII до XX века. В Российской империи была единая вера, которая распространялась по всей обширной стране, и каждый житель, проживающий в той или иной местности, имел возможность регулярно посещать церковь. Как принято говорить сейчас – в шаговой доступности обязательно была православная церковь. Что это такое Каждый год перед Пасхой православные священники записывали, кто ходил на исповедь и причащался во время Великого поста. Список составлялся по семьям, причем первым указывался глава семьи, а затем все остальные члены семьи, которые посещали церковные службы. Для православных верующих участие в причастии во время Великого поста было не только ожидаемым, но и обязательным; если по каким-то причинам этого сделать не удавалось, человек был обязан исповедоваться либо в Петровском, либо в Успенском постах. Объяснение, почему кто-то не присутствовал на исповеди (например, уехал из города или просто пренебрег ею), записывалось рядом с его именем. Тем, кто не появлялся на исповеди, грозили серьезные последствия.» [1]/  Эта длинная цитата – с православного интернет-ресурса. Даже выбрать имя своему ребенку родители не могли - имя выбирал священник.  Нет, конечно, мог поп и спросить родителей - особенно если они были богаты и влиятельны. А мог и не спросить. И в результате у царя (Алексея Михайловича, если кому интересно) были две дочери Евдокии, а у  его современника М .А. Ртищева – два сына Фёдора. Два Ивана, два Григория и прочие совпадения – реальность. Документы 17 века поражают унылым однообразием имен: Фёдор, Анна, Евдокия; Иван, Фёдор, Евдокия. Впрочем, назло молодым родителям поп вполне мог окрестить чадо  каким-нибудь уродливым именем: Сосипатр, Хавронья, Перепетуя, Псой,  Сысой, Вавила. Это не шутка, а реальные имена из Святок. Любители похихикать над "Даздрапермой", которая фейк, над "Хавроньей", которая реальность,  почему-то не хихикают - наверное, потому, что советскую власть уже можно оскорблять безнаказанно, а за "оскорбление чЮЮЮЮвств" РПЦ-шников можно и присесть.
Формальной регистрацией отношений вмешательство церкви в  личную жизнь прихожан не ограничивалось. Церковники предписывали и контролировали, что и как должны люди есть; как и с  кем спать; как и во что одеваться. Во время исповеди поп спрашивал прихожан и прихожанок, в какой позе они занимались сексом, и если поза казалось ему недостаточно «благочестивой» - запрещал оную позу и накладывал наказание.
Современным людям внушают,  что в Российской империи народ верил в Христа постольку, поскольку это просто «истинная вера». И конечно, христиане не хотят даже слышать о том, что эта вера поддерживалась исключительно на штыках.

В 1284 году в Новгороде еретические рукописи сжигали на голове тех, кто их хранил, — об этом сказано в Кормчей книге. В 1438 году на Руси за отступление от веры сжигали живьем или закапывали в землю. По Соборному уложению 1649 года вероотступников полагалось сжигать, а тех, кто мешает проведению служб в храмах — «казнить без всякой милости».

Однако время шло, наказания становились более либеральными, но власть по-прежнему старалась защитить идеологическую основу государства. Остро эта проблема встала в XIX веке, когда идеи либерализма стали проникать в разные слои общества, а дворянство увлеклось масонством. Поэтому в 1846 году появилось «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», большая часть которого была посвящена вопросам веры. В разделе «О преступленiях против веры и нарушнiй ограждающих оную постановлений» было 8 статей, в разделе «О отступлении от веры…» — 16 статей, в разделе «О ересяхъ и расколахъ» — 12 статей, в разделе «О уклоненiи от исполненiя постановленiй церкви» — 5. Еще 35 статей находилось в других разделах, в которых указывались наказания за уголовные деяния против священников или церковного имущества. Примеры:
«Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.»
Примечательно, что  запрещая навязывать детям православных (хотя бы по названию) чуждые убеждения, сами православные демонстративно плюют на убеждения других людей, даже собственных родственников. Периодически можно прочитать или услышать рассказы о том, как верующие бабушки-дедушки, вопреки ясно выраженной воле  своих детей, тайком крестят своих внуков. Рассказы  такого типа неизменно преподносятся с гордостью: «ууу, какие мы герои! Мы  навязали свои религиозные выдумки!!!»
Но, вопреки давлению властей и связанных с ними церковников, антиклерикальные настроения и вольнодумство в России усиливались. В конце 19 века в России сложилась сложная ситуация: несколько волн голода, в том числе «царь-голод», привели население в  тяжелое психологическое состояние. Церковь никак не могла помочь людям – и стали происходить случаи массового  переход паствы некоторых епархий в другие конфессии (старообрядчество, баптизм, различные секты).  Стихийно распространялись псевдоязыческие представления, страх колдовства, фантастические идеи вроде переселения на Юпитер. Там, по мнению потенциальных переселенцев, «земли было много».
Свои причины для нелюбви к официальной церкви были и у образованной части общества. «С XVIII века русская культура развивалась в неразрывной связи с европейской культурой, а в официальных церковных изданиях Европа нередко демонизировалась, вследствие чего и русские писатели, философы подвергались нападкам со стороны церкви», пишет исследователь. И снова: секты , оккультизм, переход в католичество.
В течение 19 века происходили изменения в семейной жизни различных слоев общества. В деревнях массово происходил распад традиционных расширенных семей, состоявших из пожилых родителей, их женатых сыновей с женами, реже замужних дочерей с мужьями, неженатых сыновей и незамужних дочерей, детей женатых пар – внуков и внучек доминирующей пары стариков, иногда примкнувших к ним вдовеющих или одиноких родственников. Стало возможным выживание т.н. нуклеарных семей, состоящих из мужа, жены и их не состоящих в браке детей. Начались выделения молодых супружеских пар из расширенной семьи – т. н. «крестьянские разделы». Один из этих разделов блистательно запечатлел на своей картине В. М. Максимов – сам выходец из государственных крестьян. Тема крестьянских разделов однократно обсуждалась в документальных и художественных книгах того времени; при чтении у современника нередко появляется ощущение дежавю: «рушится традиционная патриархальная  семья! Раньше такого не было! Раньше семьи были крепче! Во разделах виноваты бабы!». «Бабы» у патриархалов всегда во всем виноваты, но речь не об этом.
Ещё более сильные изменения происходили в городах, где уклад жизни отличался от деревенского. Женщины получали больше свободы и самостоятельности, что церкви, как консервативной силе, не нравилось. Люди все чаще вступали в браки по собственному выбору, а не по указанию старших, и все реже хотели сохранять неудачные браки. Однако юридический развод через церковную консисторию был долог, дорог и сложен; несчастливые супруги, если была такая финансовая возможность, жили врозь де-факто.
В начале 20 века о расцерковлении россиян заговорила сама церковь. Помимо того что люди стали меньше посещать храмы, обострились отношения между миром и клиром. По данным Святейшего Синода, в 1907-1913 годах постоянно росло число жалоб прихожан на священников, случалось, что конфликты заканчивались драками и даже убийствами.
Ситуация усугубилась во время Первой Мировой войны. Иногда это усугубление носило почти анекдотический характер: «уходя на фронт, призывники пытались как можно скорее юридически оформить отношения со своими женщинами, чтобы в случае гибели мужа те могли претендовать на пособия или компенсации. Но церковь в большинстве случаев категорически отказывалась регистрировать браки в пост или какой-либо престольный праздник. Любопытна реакция россиян на эти запреты: в 1914 году на дни постов приходятся максимумы зачатий.» [2]. Это снова не иноагент, а благожелательный по отношению к РПЦ источник.

После Февральской революции обязательное посещение церкви было отменено. Сразу после отмены справки о причастии на Пасху 1917 года солдат причастилось на 95% меньше, чем за год до этого. По этой цифре можно смело судить об искренности веры большинства народа. Кстати, и сегодня в "православной России" регулярно посещает храм не более 5% населения страны.
После Октябрьской революции был принят декрет об отделении церкви от государства. Впервые в истории нашей страны была провозглашена свобода совести.
Упоминание этого документа в  среде истинно верующих неизменно сопровождается ритуальным воем на тему: «злобные большевики ущемляли верующих, бееее». Разумеется, истинно верующие не вспоминают, что в православно-духоскрепноые времена  их единоверцы ущемляли атеистов, агностиков, иноверцев – «это другое». Разумеется, они не вспоминают и о том, что во многих современных странах с преимущественно мусульманским населением атеистическое здравомыслие  является преступлением. Лицемерие – во всех красе.
После контрреволюционного переворота 1991 снова началась активная религиозная пропаганда: попы и имамы вещали из всех СМИ, лезли в школы и ВУЗы; на какое-то время произошел всплеск религиозности. Но когда попы стали попадаться на торговле табаком и финансовых махинациях, когда стали вырубать парки и застраивать их своими церковными лавками – разумные люди стали прозревать. В 90-ые годы  не раз приходилось слышать от разных людей: «я раньше не понимала/не понимал, почему после 1917 года попов сбрасывали с колоколен – теперь понимаю». РПЦ и связанная с ней власть реагировали на это привычным способом- принуждением. Вопреки нашей Конституции, провозглашающей формальное равенство граждан перед законом, нас делят на уберменшей – «верующих традиционных религий» - и унтерменшей – всех остальных. Вопреки Конституции, принимается закон, который злые языки называют «законом оскорбленных чЮЮЮвств». Закон, по которому верящих в разные религиозные выдумки оскорблять НИЗЗЗЯ – а вот здравомыслящих людей можно. Наш президент, именующий себя «гарантом Конституции», не стесняется публично оскорблять чувства неверующих.
Но все это помогает плохо.
Не иноагенты какие-нибудь, а российское  МВД сообщает, что показатель посещаемости служб на второй по значимости церковный праздник — Рождество, стал одним из самых низких с 2012 года.:
— 2014 — 2,3 млн человек;
— 2015 — более 2,6 млн человек;
— 2016 — 2,2 млн человек;
— 2018 — в 5,7 тыс. населенных пунктах более 2,5 млн человек;
— 2019 — 2,6 млн человек;
— 2020 — в 5,7 тысячах населенных пунктов около 2,3 млн человек;
— 2021 — консолидированные данные не публиковались;
— 2022 — в 5,9 тысячах населенных пунктов 1,4 млн человек;
— 2023 — более 1,3 млн человек;
- 2024 – более 1,4 млн человек;
- 2025 – более 1,4 млн. человек.
По данным на 21 января 2025 года, население России составляет 144 359 120 человек.  То есть рождественские службы в «православной стране» посещает примерно 1% населения.
Разумеется, публикации подобных сведений неизменно сопровождается воем «МВД все врет! Оно  продалось западным спецслужбам!»
Что будет дальше? Посмотрим.


[1] https://vk.com/wall-143169652_974
[2]  https://lenta.ru/articles/2016/05/29/revolution_church/


Рецензии
Вера, добрый вечер!
Спасибо за такое пространное изложение, которое, к сожалению, не будут читать верующие. Им это запрещено. Не благословляется их церковью.
А то, что Гарант Конституции потакает бывшим торговцам табачных изделий, нефти и прочего, так это простой приём дешёвой показухи. Впрочем, как и Патриарший молебен перед клятвой Президента после выборов. Ведь, по правде говоря, молебен-то должен был быть перед выборами, с определённой просьбой к основному Выборщику. Чтобы ЭТОТ человек и был избран народом.
С уважением, Сергей Чекалин.

Сергей Чекалин   12.02.2025 21:45     Заявить о нарушении