24. Небольшой экскурс в первые темы
Для того, чтобы они обрели должную ясность и наглядность, необходимо «увидеть» их именно «оттуда», с той самой позиции, исходной позиции, которая открывает этот взгляд и делает его исключительно отчётливым. В противном случае эти выводы переплетаются с сиюминутными устоявшимися представлениями о мироздании и вязнут в них.
По данной причине я решил ненадолго вернуться, как говорится, к своим баранам, и ещё раз прояснить суть этой позиции, суть своей концепции познания мироустройства.
Она формулируется крайне просто, её можно выразить одной фразой: выйди за границы своего тела, за границы планеты и истории, глянь на это всё из вселенной, как бы её глазами, и увидишь сразу очень и очень многое.
Правда, такая формулировка, как это ни странно, моментально отпугивает от себя кого угодно, в том числе (и даже в первую очередь) учёных, обладающих или не обладающих учёными степенями.
И тем не менее – попробуйте. Разумеется, мысленно. Разумеется, не впадая ни в какие изменённые состояния сознания. Просто представьте, что вы видите нашу планету, Солнечную систему, наш Млечный путь издалека, откуда Земля неразличима даже в самый сильный телескоп, а Млечный путь выглядит как звёздочка на небосклоне.
Или хотя бы представьте, что вы Юрий Гагарин номер два, долетевший до ближайшей к нам звезды. Этого тоже достаточно.
Теперь вообразите себе вечность времени. Самые элементарные школьные или дошкольные познания подскажут вам, что вся история человечества на этом фоне – это доля секунды.
Теперь ответьте себе на вопрос: могут ли некие существа, обитающие на этом кратковременном сгустке материи, претендовать на роль единственных и уникальных обладателей знаний, на роль цели и венца творения природы, и не наивно ли это выглядит.
Спросите себя, что такое современный этап развития науки и какова может быть продолжительность этого этапа. Может ли он быть окончательным, когда нам вдруг всё стало ясно, мы всё познали и познавать нам больше нечего. Ответ придёт сам собой: что за глупости.
Спросите себя, является ли ваш вывод научным. Ответ будет таким: для «современной науки» он абсолютно ненаучен и трижды антинаучен. Почему? Вы это тоже сразу поймёте: потому что наука оценивает сама себя и всё остальное только со своей сиюминутной точки зрения. Которая и в самом деле не более чем точка. Сегодня одна, завтра другая, и так до бесконечности. Вернее до тех пор, пока существует человечество.
Ну, и так далее.
Вы увидите, что и наука, и человечество в целом сознательно или неосознанно закрыли себя внутри непроницаемой оболочки, которую лично я склонен считать границей искусственной антропологической сферы, какой-то ментальной оболочки, какого-то пузыря, за пределы которого запрещено проникать даже мысленно. И это плохо. Плохо и одновременно странно. Странно и одновременно необъяснимо. Необъяснимо и как минимум глупо.
Попробуйте отвлечься от антропоцентризма (мы «цель творения», «наследники Творца», «единственные разумные существа» и так далее). Попробуйте отвлечься от всего этого – в частности и от человеческого тела с его ограниченным наборов органов чувств, с их крайне узким диапазоном. С кратковременностью его существования. С его приспособленностью к существованию только в тепличных условиях нашей планеты. Спросите себя, действительно ли некий Творец создал эту планету и эти условия специально для нас. Спросите себя, не считаем ли мы в таком случае, что он нам прислуживает, нам подчиняется и обязан нам угождать. И так далее, и тому подобное.
Не ставим ли мы этим себя выше того Творца, которого рисуем себе в своём воображении. И уж не считаем ли себя этим Творцом?
Вопросы как будто бы неожиданные – и в то же время совершенно естественные.
И только глянув «оттуда», вы сразу увидите то, что ни при каких обстоятельствах не увидите изнутри, из этого искусственного ментального «пузыря». Увидите и поймёте очень и очень многое.
Все мои тексты – как раз об этом, о том, что было мною «увидено». Я просто описываю эти картинки и выкладываю их. Они не универсальны, они ненаучны. Просто вижу – и рассказываю: вот идёт ишак, везёт на себе вьюк. Вот кто-то возделывает землю. Вот там ураган, а вот здесь консилиум физиков-теоретиков. А тут революция. А вот здесь Аристотель. Вон там динозавры, а вот тут Тунгусский метеорит.
Я приглашаю к обсуждению и зову на такую же экскурсию. Жду высказываний от проницательных наблюдателей, которые подскажут мне, что где-то что-то я разглядел неправильно из-за дефектов своего внутреннего зрения, а где-то чего-то не заметил, и так далее. Расскажите о том, что увидели вы.
Таким образом, суть всей моей так называемой методологической концепции познания мироустройства сводится к максимальному раскрепощению сознания и к максимально достижимой объективизации взгляда на мир, на пространство, на время, на вселенную с её прошлым и будущим. На их слияние в какой-то «сингулярности» или даже наяву. На их единство и взаимосвязь, на целостность мироздания, и так далее.
Философия ли это? Не знаю. Я считаю, что это методология познания как раздел философии. Наука ли это? И да, и нет.
Мой основной тезис, постулат и даже аксиома: вселенная (мироздание, природа) существует, несмотря ни на что. Как бы мы к этому ни относились и какие бы очередные «научные законы» ни пытались на них напялить (простите, пожалуйста, за нехорошее выражение). Она этого просто не заметит. А мы опять обнаружим, что мир состоит из каких-то парадоксов (надо же!). И рано или поздно она даст нам сдачи, да так, что мало не покажется.
Контакты: mai54@mail.ru
Свидетельство о публикации №225020901513