История войск правительственной связи

          История войск правительственной связи: от основания до современности

          Войска правительственной связи (ВПС) — важный компонент системы национальной безопасности, обеспечивающий передачу информации и управление на всех уровнях государственного управления. История данных войск тесно связана с развитием системы управления и связи, а также с необходимостью обеспечивать безопасность информационных потоков на всех уровнях власти.

          Исторические данные

          Согласно историческим данным, первая организованная связь в армии появилась в Древнем Риме с использованием сигнальных флагов и труб. Передовые страны, такие как Китай, также использовали гонцов и дымовые сигналы для передачи сообщений (1). Однако серьезное развитие войск связи началось в 19 веке с появлением телеграфа.
          Расширение телеграфной сети во время Крымской войны (1853-1856) показало важность быстрого обмена информацией для управления войсками. Это привело к созданию специальных подразделений связи (2).

          Начало формирования войск правительственной связи

          История войск правительственной связи восходит к началу XX века, когда необходимость в надежных коммуникационных системах стала очевидной в условиях нарастающей военно-политической напряженности.  Однако истоки можно проследить ещё в годы царской России, когда возникла необходимость в организации систематической связи между государственными учреждениями и военными формированиями.
          В 1918 году, после революции, в Красной армии была создана специализированная служба связи, призванная обеспечить связь между командами и высшим уровнем руководства.
          20 октября 1919 года Приказом №1736/362 Революционного военного совета, было создано Управление связи Красной армии, а также управления связи фронтов и армий, отделы связи в дивизиях и бригадах. Этот день стал – «днем рождения войск связи Вооружённых сил страны», как самостоятельных специальных войск.
          В период гражданской войны впервые в истории военной связи для управления войсками Красной армии были использованы поезда связи.
Советский Союз, образовавшийся в 1922 году, осознал необходимость создания специализированных войск связи.
          В 1928 году, по указанию Иосифа Сталина была создана -  «Группа секретной связи». Связь имела название высокочастотной (ВЧ-связь).
          В 1935 году была создана Войсковая служба связи РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия), что стало важным шагом для обеспечения надежной связи между частями армии.
          В 1939 году была проложена самая длинная в мире воздушная линия телефонной связи от Москвы до Хабаровска (8615 километров). В этот же год была создана многоканальная телефонно-телеграфную аппаратура радиосвязи.
          25 ноября 1940 года вышло постановление Совета народных комиссаров СССР №2408-107СС «О включении в правительственную ВЧ-связь объектов ВВС Красной армии» согласно которому аппаратура шифрования должна была быть установлена на всех линиях к главным объектам ВВС РККА.

          Правительственная система связи в период Великой Отечественной войны

          Процесс развития связи продолжался во время Второй мировой войны с внедрением радиосвязи и систем шифрования. Эти технологии позволили обеспечить высокую степень секретности и надежности связи между командованием и подразделениями (3).
          В ноябре 1942 года из Войск связи Красной армии были выделены радиодивизионы особого назначения, занимавшиеся радиоразведкой, которые были переданы в подчинение НКВД СССР.
          30 января 1943 года было принято постановление ГКО СССР №2804сс о возложении всех задач по обеспечению правительственной связи на структуру НКВД.
          31 января 1943 года вышел приказ НКВД №0204 «О строительстве, восстановлении и охране линий и проводов правительственной ВЧ-связи», согласно которому было создано Управление связи Главного управления внутренних войск (УС ГУВВ) НКВД.
          26 мая 1943 года вышел приказ НКВД № 00895 «О переформировании ГУВВ НКВД СССР», согласно которому было создано Управление войск правительственной связи (УВПС) НКВД. Теперь войска правительственной связи подчинялись непосредственно руководству НКВД.
          В период с мая по август 1943 года были созданы отдельные дивизионы связи РВГК и узлы связи особого назначения (УСОН) для обеспечения связью представителей Ставки Верховного главнокомандования с Генеральным штабом и со штабами фронтов.
          Первым участием ВПС в боевых действиях стала битва на Курской дуге летом 1943 года.
          В ноябре 1943 года ВПС участвовали в обеспечении Тегеранской конференции трёх союзных государств.
          2 января 1944 года вышел приказ НКВД №3 об утверждении 15 февраля Днём Войск правительственной связи.
          Совершенствование техники и методов передачи информации позволило значительно увеличить эффективность командования. На основе анализа военных действий того периода стало очевидно, что надежная связь является ключевым фактором успешного ведения боевых действий.
          По окончании советско-японской войны, 10 октября 1945 года вышел приказ НКВД № 001185 «О расформировании частей войск правительственной связи» в соответствии с Постановлением СНК СССР № 2417-643 от 21 сентября 1945 года «О сокращении численности войск НКВД». Упразднены отдельные части и подразделения ВПС.

          Послевоенный и советский периоды функционирования войск правительственной связи

          После Второй мировой войны ВПС СССР были реорганизованы и стали важной частью Вооруженных сил. Успехи в области радиосвязи и использование электронных средств связи сделали советскую армию одной из самых технологически продвинутых в мире (4).
          В течение 1945-1946 годов войска правительственной связи и ОПС НКВД выполнили задачу по организации правительственной связи с командованием зарубежных групп советских войск, которые разместились в Восточной Германии, Венгрии, Австрии, Польши, Чехословакии, Румынии, Монголии.
          26 августа 1947 года Управление войск правительственной связи и Отдел правительственной связи были переданы от МВД в структуру МГБ.
          После окончания войны войска правительственной связи и дальше подвергались развитию. В 1950-60-е годы акцент был сделан на радиоэлектронные технологии, что дало возможность обеспечить надежность и защищенность коммуникаций.
          18 октября 1951 года вышел приказ МГБ СССР № 00764 о реформировании войск правительственной связи на территории СССР. Они были реорганизованы в части правительственной ВЧ-связи внутренней охраны МГБ.
          14 марта 1952 года Управление войск правительственной связи вошло в состав Главного управления внутренней охраны МГБ.
          25 сентября 1954 года - отдел войск правительственной ВЧ-связи Главного управления внутренней охраны МВД со всеми подчиненными ему частями был передан в состав КГБ.
          В период 1961-1965 годов было построено 50 новых ВЧ-станций.
          5 февраля 1962 года вышло Постановление Совета министров СССР № 130-61 «О создании системы полевой правительственной связи», были развёрнуты новые части войск правительственной связи для военных округов и направлений
          В 1966 году в городе Багратионовск Калининградской области было создано Военно-техническое училище КГБ. В 1971 году училище было перенесено в Орёл и переименовано в Орловское высшее военное командное училище связи КГБ.
          В 1968 году на основе кафедры автоматического засекречивания связи Киевского высшего военного инженерного училища связи началось обучение специалистов-инженеров для войск правительственной связи.
          Важным этапом стало использование спутниковой связи в 1970-1980-х годах, что позволило значительно увеличить эффективность передачи информации. В этот период произошло становление специализированных войск связи, обязательных для каждого военного округа (5).
          После августовского путча ГКЧП 29 августа 1991 году, в КГБ СССР была проведена реформа итогом которой стал вывод Войск правительственной связи из состава КГБ СССР и его передача в Комитет Правительственной связи при Президенте СССР.
          Одним из ключевых достижений в советский период стало создание системы защищенной связи, которая использовала как радиочастотные, так и оптоволоконные линии связи.

          Названия ВПС за советский период существования:

          1) Управление связи Главного управления Внутренних войск НКВД СССР;
          2) Войска правительственной ВЧ-связи НКВД СССР;
          3) Части правительственной ВЧ-связи внутренней охраны МГБ СССР;
          4) Части правительственной ВЧ-связи внутренней охраны МВД СССР;
          5) Войска правительственной связи КГБ при Совете Министров СССР;
          6) Войска правительственной связи КГБ СССР.

          Постсоветский период

          Распад Советского Союза и образование новых независимых государств в 1991 году привели к кардинальным изменениям во всех сферах государственной деятельности, включая сферу обеспечения правительственной связи. Войска правительственной связи, являясь ключевым элементом системы управления государством, столкнулись с необходимостью адаптации к новым политическим, экономическим и технологическим реалиям.
          В постсоветский период войска правительственной связи претерпели существенную трансформацию, направленную на модернизацию технической базы, совершенствование организационной структуры и повышение квалификации личного состава.

          1. Основные этапы реорганизации ВПС в постсоветский период:

          1) 1990-е годы: период адаптации и выживания.  Основной задачей являлось сохранение работоспособности существующих систем связи, предотвращение их разрушения и обеспечение минимального уровня функциональности.  Активизировался процесс формирования национальных структур управления ВПС и разработки национальных стандартов связи. (6; 7).
          2) 2000-е годы: период модернизации и развития. Активизировалось внедрение современных технологий связи, включая цифровые системы передачи, спутниковые каналы связи и системы шифрования. Большое внимание уделялось развитию систем защиты информации и обеспечению кибербезопасности. (8; 9).
          3) 2010-е годы – настоящее время: период цифровой трансформации и повышения эффективности.  Внедрение облачных технологий, больших данных и искусственного интеллекта в системы управления и обеспечения связи.  Усиление внимания к вопросам информационной безопасности и защите от киберугроз.  Развитие мобильных и защищенных каналов связи для оперативного управления в условиях кризисных ситуаций. (10; 11).

          2. Хронология реорганизации в постсоветский период

          Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) - создано Указом президента РСФСР № 313 от 24 декабря 1991 года «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР».
          Статус и назначение ФАПСИ были определены Законом России № 4524-1 от 19 февраля 1993 года «О федеральных органах правительственной связи и информации».
          ФАПСИ имело статус центрального органа федеральной исполнительной власти, ведающего вопросами организации и обеспечения правительственной связи.
          В постсоветский период спецслужбы РФ вели активную разведывательную деятельность на территории других стран. Эта деятельность неразрывно связана с проблемами шифрования, передачи и сохранности разведывательной информации, поэтому к этой работе привлекались и сотрудники ФАПСИ.
          Подготовку специалистов для ФАПСИ в основном осуществляло Орловское высшее военное командное училище связи (с 2000 года — в Академия ФАПСИ; ныне Академия ФСО России) и Воронежское военно-техническое училище (ныне филиал Академии ФСО).
          Согласно Указу президента РФ от 11 марта 2003 года № 308, «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» все обязанности ФАПСИ были распределены между ФСО России, ФСБ России, СВР России и Службой специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации.
          С 1 июля 2003 года Президент России упразднил ФАПСИ, создал при ФСО России — Службу специальной связи и информации (Спецсвязь России), а с 7 августа 2004 года включил эту службу непосредственно в состав ФСО России (часть подразделений бывшего ФАПСИ была переведена под юрисдикцию ФСБ России и других спецслужб).
          Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, ведающим в пределах своих полномочий вопросами безопасности государства, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, связи для нужд органов государственной власти, а также функции по информационно-технологическому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов (12).

          Современное состояние

          На сегодняшний день войска правительственной связи обеспечивают не только военные, но и государственные нужды, включая безопасность, антитеррористическую деятельность и кризисное управление.
          В последние десятилетия ВПС столкнулись с новыми вызовами, связанными с киберугрозами и развитием технологий. Война в Ираке, Афганистане, Пакистане, Армении и других странах продемонстрировала необходимость обеспечения связи в условиях сложных географических и политических факторов.
          Современные ВПС должны активно адаптироваться к изменениям, необходимость интеграции новых технологий, таких как искусственный интеллект. Специалисты подчеркивают, что наиболее эффективным решением будет создание гибридной структуры, объединяющей традиционные методы связи с современными цифровыми средствами (13).

          Перспективы дальнейшего развития

          В условиях современной геополитической обстановки и развития информационных технологий войска правительственной связи должны продолжать развиваться и совершенствоваться.  В перспективе войска должны стать более гибкими, адаптивными и технологически оснащенными, способными эффективно противодействовать современным угрозам и обеспечивать надежную защиту информации.
          Направления дальнейшего развития:
          1) Импортозамещение:  Разработка и внедрение отечественных технологий связи, оборудования и программного обеспечения.
          2) Развитие искусственного интеллекта:  Внедрение систем искусственного интеллекта для автоматизации процессов управления сетями связи и обеспечения информационной безопасности.
          3) Квантовые коммуникации:  Исследование и внедрение квантовых технологий в системы правительственной связи для обеспечения абсолютной защиты информации.
          4) Развитие мобильных сетей связи:  Создание защищенных мобильных сетей связи нового поколения, обеспечивающих доступ к информации в любой точке территории страны.
          5) Усиление международного сотрудничества:  Развитие международного сотрудничества в области обмена опытом и технологиями для повышения эффективности противодействия киберугрозам.

          Заключение

          История войск правительственной связи — это история непрерывного развития и адаптации к новым вызовам времени. С каждым новым этапом развития ВПС становятся все более актуальными и необходимыми, что подчеркивает важность дальнейших исследований в этой области. Понимание их истории и современного состояния позволит создать более устойчивую и эффективную систему связи в контексте национальной безопасности.

          Список литературы

          1. Петров И.В. (2019). История военной связи в России. Москва: Военное издательство.
          2. Михайлов А.С. (2020). Коммуникации на войне: опыт и уроки Крымской войны. Исторический журнал, (3), 45-56.
          3. Сидоров Е.Б. (2021). Радиосвязь во Второй мировой войне: технологические прорывы. Журнал военных технологий, (2), 30-41.
          4. Алексеев П.Я. (2018). Войска связи советского периода: история и современность. Петербург: Издательство «Наука».
          5. Белоусов В.К. (2019). Спутниковая связь в Вооруженных силах России: становление и развитие. Вестник военной науки, (5), 78-85.
          6. Коновалов В.Н. Развитие системы правительственной связи Российской Федерации в условиях информационного общества. // Вопросы кибербезопасности. - 2018. - No 4(28). - С. 2-8.
          7. Петров А.А. Организационно-правовые основы функционирования системы правительственной связи в Российской Федерации. // Право и безопасность. - 2019. - No 1(70). - С. 39-44.
          8. Иванов С.П. Модернизация правительственной связи как фактор укрепления национальной безопасности. // Вестник Академии военных наук. - 2015. - No 3(52). - С. 81-86.
          9. Сидоров К.В. Эволюция технологий правительственной связи в Российской Федерации. // Информационные войны. - 2017. - No 2(42). - С. 43-48.
          10. Смирнов Д.А. Цифровая трансформация в системе правительственной связи: вызовы и возможности. // Вестник цифровой экономики. - 2020. - No 4(12). - С. 36-43.
          11. Кузнецов М.Ю. Применение облачных технологий в системе правительственной связи. // Вопросы кибербезопасности. - 2021. - No 1(39). - С. 17-22.
          12. Федеральная служба охраны Российской Федерации. (2025). Официальный сайт http://fso.gov.ru/.
          13. Захарова Т.Н. (2022). Киберугрозы и войска связи: новые вызовы XXI века. Военно-технический журнал, (7), 12-23.


Рецензии