Дело молодых

Моих дедов объединили не только мои родители, соединив сердца без благословения отцов. Объединило и "дело молодых". Оба приняли «лекарство против морщин».

Война.

Как-то прочитала пост в сети, как ребят провожали на СВО. Писали, что домашние снабдили их всем необходимым, даже квашеной капустой.

Последней фразы хватило, чтобы умыться слезами.

Квашеная капуста – куда уж банальней, примитивнее, как-то по-деревенски... И так близка эта деревенская простота, которая пахнет молоком и землёй.

И землёй. Деревенских первыми отправили туда, где "кровь через час уже просто земля...". Святая простота или распахнутая настежь душа плохо вяжется со смертью, особенно циничной на войне.

Смерть стоит среди провожающих на перроне и, наверное, всхлипывает – сливается с обстановкой. И сквозь прощальные слова и слезы уже слышно её сиплое, с хрипом и подсвистыванием, дыхание.

Первая мысль: кто-то уезжает навсегда.

И хочется кричать: "Какая, б...ть, капуста??!!!"

Хотя, оправдание капусте нашла у Ивана Сергеевича Тургенева: "Появление пошлости бывает часто полезно в жизни: оно ослабевает слишком высоко настроенные чувства...".

Называю смерть «больше никогда».

Когда уходил на войну 27-летний Сергей, отец моего отца, плакал. И погиб в первом же бою. Не так давно под Тверью установили монумент на братской могиле. Среди «братьев» и мой дед Слободяник Сергей Трофимович, украинец.

У Афанасия была бронь после ранения в живот в боях на КВЖД в 1929 году. Но он не пришёлся по нутру местному чиновнику – заступился за женщин, чьи мужья на фронте. Через год не стало высокого крепкого красивого весёлого, а ещё и многодетного Афанасия Максимовича Григоренко, украинца.

Рассматриваю воображаемую картину: молоденький Сергей подбрасывает на руках моего отца, ещё мальчонку. Белокурый кудрявый мальчик заливается смехом. А потом звонкими слезами заодно с приглушённым отцовским плачем и несдержанным бабьим материнским воем, из которого плещется горе.

Семья Афанасия приехала в Сибирь из Украины и была очень музыкальной. Все – музыканты-самоучки на клавишно-кнопочных. Дед работал на МТС завгаром. И, бывало, придёт с работы, посадит детей в телегу и – в соседнюю деревню к родственникам. Даст кому-нибудь из детей  вожжи управлять лошадью, а сам всю дорогу играет на гармошке.

"Две тысячи лет война!
Война без особых причин.
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин".

Мои деды – украинцы. Бабушки – русские. Я – кто? Разделить – можно?!


Рецензии