Беда

 СРЕДСТВО ОТ УНЫНИЯ
Даже врачи-психотерапевты признают, что 21 век будет веком распространения страшной пандемии – эндогенной депрессии. Депрессия опасна еще и тем, что она заразительна, она несет в себе специфические энергии, которые не только исходят от ее носителей, но поражают и тех, кто пытается с ними общаться: успокаивать, утешать, предлагать пути разнообразных выходов из нее.
У меня вокруг есть несколько близких людей, с которыми я провожу время, пытаясь их развлечь, вытащить из этого тяжелого состояние, придумать им возможный счастливый сценарий дальнейшей жизни и т.д. Но как только они уходят, меня буквально подкашивает та черная туча, которую они принесли с собой: мне хочется лечь плашмя, укрыться с головой и забыться…
Впрочем, это хороший монашеский способ борьбы с унынием. По крайней мере, мне о нем говорили люди духовные, сами иноческого чина. Монах, впавший в депрессию, запирается на три дня в своей келье, ложится на подстилку, укрывается с головой рясой и лежит без движения, словно бы умирая и умиряя противоречивые помыслы,  сталкивающиеся внутри него разряды молний. Но после этих трех дней он должен встать, вернуться к своим послушаниям и идти дальше, неся свой крест.
А как быть человеку мирскому? В чем святоотеческая традиция видела причины уныния? Об этом написаны целые тома, в которых запечатлены потрясающие открытия в сфере жизни и устроения человеческой души. Но вкратце: причина уныния прежде всего – гордость, корень всех грехов. Далее – надежда не на Бога, а на себя самого или на других людей, равно как и на земные обстоятельства, то есть на нечто, принадлежащее сфере имманентных явлений.
Такой человек пробует всем своим весом опереться на подрубленное дерево, на глыбу, которая вот-вот сорвется в бездну, а то и просто на тень, которая вот-вот ускользнет. Такой самонадеянный человек неизбежно рискует сорваться в уныние. Причиной уныния могут стать и другие грехи, в которых человек не покаялся и которые омрачают душу: жизнь такому человеку представляется муторной и невыносимой, а он сам кажется себе отвратительным и мерзким, и с этим сознанием ему тоже невозможно примириться.   
Итак, смирись, гордый человек! Легко сказать – смириться, но как? Я слышала о таком верном, хотя и болезненном способе (не знаю, правда, подействует ли он на человека неверующего, не принесшего покаяния, не поддерживаемого церковными таинствами и молитвой). Но я – пробовала на себе, и мне помогало!
Надо произвести с миром то, что на философском языке называется «феноменологической редукцией». Что это такое?
Надо умалить все, чем ты обладаешь (в том числе – и какие-то собственные способности), низвести это до несуществующего. Остаться нагим и нищим. Обратить себя в Иова, сидящего на пепелище и посыпающего голову пеплом. И поставить себя перед лицом Господним. «Наг ты пришел в мир, нагим и отыдеши!»
Нет ничего в этом мире, чем бы ты владел с полным правом и с полным основанием мог бы назвать – своим. Нет ничего, что бы ты заслужил и заработал своим трудом или своими талантами. Да и таланты у тебя – не свои. Все ты получил задаром извне – и через других людей, и от самого Промыслителя. А «Бог дал – Бог взял». И вот какое-то время надо сродниться с этой мыслью, самому стать ею: в мире есть только душа и Бог.
И когда ты это почувствуешь всем своим составом, всем своим существом, всей правдой своего бытия, тогда – можно оглянуться по сторонам! И тогда вдруг откроется, чем Господь наградил тебя, чем увенчал. Тогда самая простая, даже житейская вещь, приобретет значение дара Господня, знака Его милости.
Так человек, страдающий и иссохший от многолетней бессонницы, с воодушевленной благодарностью произносит Богу хвалу за посланный ему сон. А человек изголодавшийся, облобызает ноги Всевышнего за упавшие с Его стола крошки хлеба. А сирота, настрадавшийся от одиночества и нелюбви и вдруг в один прекрасный день очнувшийся в родной любящей его семье, возликует всем сердцем, прильнув к любимым родителям. А бездомный, ночующий в мороз возле едва обогреваемого сортира, проснувшись в тепле да на чистых простынях, воспоет гимн Милосердному Богу!
«Если не скажет человек в сердце своем: «В мире я один и Бог» – не найдет успокоения», – как выразил эту мысль подвижник Нитрийской пустыни авва Алоний.
В теплой влажности, в беспамятности сладкой
зарождаются фантазмы и туманы,
бродят вирусы, плодятся лихорадки,
фарисеи, прометеи, графоманы.
Заболочен, заморочен ум превратный,
что ни выродит – все скука, день безбытный:
снедь как будто бы, и сам продукт бесплатный,
люд и налетает, любопытный.
Может, драму ему дать? Метеоритом
засветить да грянуть громом, негодуя?
Чтоб, придя в себя, с живейшим аппетитом
благодарно грыз он корочку ржаную?
Воду ржавую горстями из колодца
пил, глотал, хлебал, блаженно раскраснелся
и в дрожащих каплях щурился от солнца…
Да к тому же куст расцвел, и дрозд распелся!!  Олеся  Николаева.
Думаю, что этот недуг надо переносить тайно. И молча.
Есть вещи, о которых не надо знать никому. От повреждения души никто не вылечит. А только разрушит её окончательно.
***
Ну и бег трусцой, и отжимания от пола... Это Святое.))
Укрыться тряпкой с головой - тоже хороший метод. Желательно -мокрой..)


Рецензии