Русь даны шведы и норманны 17
(сериал Эпитомы русологии. Поиск руси в древней Дании и на землях норманнов Скандинавии)
Листаем монографию Лебедева Г.С. «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» (2005), в которой «Отдельный раздел посвящен русско-скандинавским взаимоотношениям и роли викингов-варягов в становлении Руси — государства, воплощенного в исторической реальности, и феномена национального самосознания = важный для круга читателей, для которых очевидна связь «проблемы викингов» и «варяжского вопроса» — ключевого вопроса русской истории.
III. ВАРЯГИ НА РУСИ
Е. А. Мельникова выделяет Holmgardr в качестве древнейшего известного скандинавам названия на территории Древней Руси и вычленяет его раннюю форму Gardar, первоначально обозначавшую собственно Новгород (или поселения IX — начала X в. на месте будущего города), а позднее осмысленное как название страны: «Гарды» (книжное XIII-XIV вв. «Г ардарики»)
Список городов, упомянутых в «предании о варягах»: Ладога, Новгород, Изборск, Белоозеро, позднее (после 864 г.) — Полоцк, Ростов, Муром,— очерчивает первоначальные границы «Верхней Руси», на основе которой позднее сложилась Новгородская, Псковская, а уже в X в. обособилась Ростово-Суздальская земля. Ее центры, несомненно связанные между собой и выполнявшие определенные административные функции межплеменного союза
Область Древней Руси, наиболее знакомая скандинавам, с городами Альдейгьюборг и Хольмгард (Ладога и Новгород), возможно, первоначально собственно «Гарды», и по данным ПВЛ выступает зоной наиболее ранних и интенсивных славяноскандинавских контактов. Верхняя Русь, область северной межплеменной конфедерации, варяжской дани и «призвания князей» в первую очередь стала ареной зарождения русско-варяжских отношений. Именно здесь
обнаружены и независимые от письменных текстов свидетельства формирования сложной и многосторонней системы этнополитических и экономических отношений в Восточной Европе начала IX в.
Важны хронологические горизонты событий, происходивших в полном объеме, по крайней мере, с 750-х по 830-е гг. В совокупности, это время деятельности двух-трех поколений первых строителей «начальной Руси», безымянно отобразившейся в движении артефактов, формировании археологических комплексов и памятников.
Первые тридцать лет этого хронологического отрезка (750-780-е гг.) иногда рассматриваются как начало если не в целом северной «эпохи викингов», то, во всяком случае, циркумбалтийских торговых связей. К этому времени следует
отнести безымянное «поколение перво поселенцев» Староладожского Земляного городища, притом не только скандинавов, но также их славянских современников, и окрестное финское население — «чудь» Приладожья, «весь» Белоозерья, «мерю» Волго-Окского междуречья
С 840 г. проходит примерно двадцатилетний отрезок до следующего появления «росов» в поле зрения Византии, похода на Константинополь в 860 г., запечатленного в Послании патриарха Фотия. «Поколение Дира» (840-860) уступило место «поколению Аскольда», киевского князя и современника Рюрика в Ладоге и Новгороде, через двадцать лет (882 г.) устраненного с исторической арены Олегом Вещим, объединившим Новгород и Киев в границах единого Русского государства.
эта «Русская земля» 830-х гг. и по сей день остается загадкою для историков. Почти столетие начальной русской истории, с 750-х по 840-е гг., заполняли практически не известные потомкам масштабные события, разыгравш иеся от Ладоги (с 753 г.) до Саркела (834 г.), маркированные Петергофским кладом (805-825?) и курганом № 47 в Гнез-
дово (после 840 г.?), как и другими, пока что немногочисленными находками, артефактами и комплексами, дополняющими разрозненные и скупые свидетельства письменных источников.
4. ВЕРХНЯЯ РУСЬ
Северо-Запад Европейской части России, от Чудского озера до слияния Мологи с Волгой, от Ладожского озера и Финского залива — до Западной Двины, то есть в пределах восточноевропейского водного бассейна Балтийского моря
Верхняя Русь— это зона начального, наиболее раннего контакта славян с финно-уграми, причем в первую очередь славян «северославянской» первичной этнокультурной группы. Чудь, весь, меря — первые финно-угорские контактеры славян в Восточной Европе, достаточно неопределенно соотносятся с позднейшими финскими народностями.
Эти же «летописные» этнонимы в латинизированной форме— thiudos, vas, merens, mordens, *micsaris (?) — выступают в западноевропейских источниках V-VI вв. Имя thiudos идентифицируется с общегерманским и древнесеверным thjod— «вооруженный народ,войско, ополчение»: так, древнейшее название Швеции — Svitjod — дословно означало
«народ свеев»
Новгородская держава XI—XIII вв., исторически сменившая здесь первоначальную «Русь Рюрика» IX-X вв., выступает как своеобразная «федерация» трех славяно-русских городов — Новгорода, Пскова, Ладоги, с принадлежащими к
ним волостями, погостами, «пригородами», и трех равноправных с «новгородцами, псковичами, ладожанами» финских
племен-федератов — карел, ижор, води, соответственно оформляющихся как территориально-политические образования на «племенной» основе — Карельская, Ижорская и Водская земля Господина Великого Новгорода.
6. ЛАДОГА И ЛАДОЖСКОЕ ЯРЛСТВО
« Если я выйду замуж за Ярицлейва (Ярослава) конунга, то хочу я в свадебный дар мне Альдейгьюборг и ярлство то, что к нему принадлежит» - так запечатлены в «Саге об Олаве Святом» слова Ингигерд, дочери шведского конунга Олава Шеткону нга, в 1019 г. отдавшей предпочтение перед Олавом Харальдссоном Норвежским утвердившемуся на киевском престоле русскому князю Ярославу Владимировичу, вошедшему в историю Киевской Руси как Ярослав Мудрый (1016-1054). Брак Ярослава и Ингигерд отображен у Адама Бременского, в «Истории о древних норвежских королях» монаха Теодрика, сагах и обзорах «королевских саг», исландских анналах (см. Джаксон).
Альдейгоборг, Крепость на Альдейгье, Ладога, по частоте упоминаний в скандинавских текстах превосходит все остальные древнерусские города, вместе взятые. Aldeigja — первый и единственный восточноевропейский топоним, появляющийся в скальдике X в.; Holmgardr— Новгород — известен в рунических надписях XI в. и «королевских са
гах» XIII в., Koenugardr— Киев — в географических сочинениях и «сагах о древних временах» XIII-XIV вв.
Исходная форма названия основана на финском гидрониме Alode-joki — ‘Нижняя река. Это местное название в древнесеверном языке приобрело форму AIdeigja, а при переходе в славянскую речь (с меной — а1/ла)— Ладога.
Ладога в пределах Верхней Руси была первым из центров связей с «внешним миром» Скандобалтики. Речная гавань за коренным берегом Ладожского озера расположена в низовьях Волхова, главной водной магистрали Новгородской земли. Двухсоткилометровый речной путь ведет от Ладожского «озера Великого Нево» к истоку Волхова из озера Ильмень, где в районе Новгорода, на берегах Волхова и в Ильменском Поозерье (Западном Приильменье) в VIII—
IX вв., если не с VII столетия, формируется племенной центр словен ильменских со святилищем Перуна в Перыни в качестве одного из важных админисгративно-культовых компонентов.
« Н у л е в а я ф а з а» Л а д о г и VI/ VII(?) — первой половины VIII вв., вопрос о которой ставит новое поколение исследователей (С. Л. Кузьмин, А. И. Волковицкий), безусловно предшествует той структуре скандо-славяно-финских отношений, которая начинает формироваться с основанием Староладожского поселения (на Земляном городище) с середины VIII в. «Н у л е в а я ф а з а», охватывает период до конца 740-х гг., начинающийся, по-видимому, в последних десятилетиях VII в. (670-?).
Славяне (словене) должны были встретить на новом месте автохтонную чудь, лот, весь, а при их посредничестве познакомиться с посещавшими острова и побережья восточной Балтики и Финского залива и оседавшими здесь скандинавами— niotsi, roots, «русь».
Уже во второй половине VIII — начале IX вв. Ладога стала крупным центром международной торговли. Славян и норманнов связывал общий интерес в том, чтобы вывести оборот таежной пушнины из-под контроля хазар, монополь
но (через булгар на Волге) торговавших с финскими племенами Прикамья, Поволжья, Приладожья.
I ф а з а (750-810 гг), «начальная» («домонетная»), анонимная, представлена I и II ярусами застройки Староладожского поселения на Земляном городище
I I ф а з а (810-840), «первой волны серебра» (поколение Убби-Захарии). Имена греческого и варяжского «коммерсантов»
I I I ф а з а (840-865), деятельности «поколения Дира», открывается, а не завершается первой «манифестацией руси» в Константинополе и Ингельгейме: послы — вернулись, «хакан» — правил. Л а д о г а этого времени впервые засвидетельствована в русской летописи под своим славянским именем; но для скандинавов это уже — Aldeigjuborg, крепость на Ладоге (срубиша городъ Ладогу, — констатирует летопись это преобразование, может быть, торжища или места межплеменного веча, — придоша к словеномъ первое, а отсюда уже — к веси и чуди, на Белоозеро и в Изборск).
IV ф а з а (865-890), «призвания князей» поколения Рюрика, его «братьев» и «руси» = укрепление политичес
ких, а возможно, и экономических связей Руси со Скандинавией, которое в старой русской историографии получило название «призвания варягов»».
V ф а з а (890-920), Ладога Олега Вещего и «волжской торговли русов». Расцвет Староладожского поселения начинается с этой поры, когда «стольным городом» Верхней Руси, безусловно, был Новгород, княжеский и вечевой город «Руси Рюрика».
Ладога выступаетэпицентром и первоисточником ряда процессов, развернувшихся на этой фазе от Бирки до Константинополя, отображенных в появлении иерархии камерных могил «русов Бирки» или в договорах византийских басилевсов с киевскими послами и «великим князем руским».
Именно с этой поры актуальны арабские сведения о «трех центрах Руси» — Славиюн, Куйяба, Арса. В наиболее развернутом изложении середины X в. ал-Истахри: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное от них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте.»
Ал-Масуди в своем сочинении «Золотые луга и россыпь самоцветов» (947-950) отмечал: «Ар-рус составляют многие народы, делящиеся на различные разряды. Есть между ними разряд, называемый ал-лаудана. Они наиболее многочисленны и ходят по торговым делам в страну Андалус, в Рум, Кунстантинийю и к Хазарам».
Со времен А. Я. Гаркави выдвинуто и обосновывается чтение ал-лаудана— ладожане (Гаркави 1870: 155; Кир
пичников 2002: 46). Ладога середины X в. выступаете глазах исламского мира основным организатором «восточной торговли» со всей Средиземноморской цивилизацией, мусульманскими и христианскими странами, от Испании до Кавказа.
Ибн Хордадбех, «начальник почт и осведомления» одной из областей Халифата, в «Книге путей и стран»
(846/47 гг. с дополнением 885/86 гг.) описал восточные, азиатские маршруты «русов»:
«Ар-рус, а они вид (джинс, разряд, каста) славян, вывозят меха бобров и чернобурых лисиц и мечи из отдаленных частей страны славян к Румскому морю, и берет десятину с них властитель Ар-Рума (Византии). Если они хотят, то отправляются по Реке Славян, входят в Хамлидж, город Хазар. Тот властитель также взимает с них десятину. Затем от
правляются они к Джуржданскому [Каспийскому] морю и высаживаются на каком-либо берегу, куда стремились... Иногда везут товары из Джурждана на верблюдах в Багдад, и переводят им евнухи из славян, они же русы заявляют себя христианами» (не в плане религиозной принадлежности, но при определении платежей) (Заходер 1967:84-85).
«Восточная торговля» русов обретает четкие организационные формы, и Договоры Руси с Византией 907-911 гг. кодифицируют отношения, описанные Ибн Хордадбехом. С другой стороны, багдадское посольство в Булгаре 922 года наблюдает «русов, когда они прибыли по своим торговым делам»,
V I ф а з а (920-950), Ладога «великаго князя рускаго».
V I I ф а з а (950-997), «Ладога Вальдамара Старого»
V I I I ф а з а (997-1015), Ладога Ярослава
I X ф а з а (1016-1105), Ладога Ингигерд, Ладожское ярлство. в 1020 г. на какое-то время «выводит» Ладогу (Альдейгьюборг) из магистрального хода общерусской истории.
X ф а з а (1105-1164), Ладога Мстислава, завершает процесс трансформации «открытого торгово-ремесленного поселения» VIII — первой половины IX вв., равноценного «викам», архаического «города старшего типа», без обычных для такого рода трансформаций, катастроф и переносов, в средневековый древнерусский классический «город младшего типа», периодически приближающийся к статусу «княжеского» или «стольного города». Возвращение
Ладогив 1105 г. под прямое управление новгородского князя
П римерно столетний период (750-850-е гг.) сравнительно мирных взаимодействий на водных путях и в центрах на волоках восточноевропейских лесных рек завершается обострением славяно-скандинавских отношений, а затем изгнанием «варягов» (свеев) из Ладоги. В ходе развернувшейся межплеменной усобицы ладожские словене в 862 г. обращаются к Рюрику. Этот предводитель викингов к тому времени владел землями в западной Ютландии и на фрисландском побережье, во фризо-скандо-немецкославянском пограничье; он контролировал водный путь из Северного моря по р. Айдер в Хедебю, а незадолго до 860 г., видимо, покинул Дорестад (который вскоре после этого снова стал добычей викингов). Не исключено, что Рюрик был одним из организаторов блокады Бирки в 850-х гг. Изгнанный из Фрисландии местными жителями, «кокингами», Рюрик не ранее 864 г., однако мог появиться в Ладоге;
Безусловно, вождь викингов, появляясь в Ладоге, не ставил своей целью основание династии, которая возглавит государство с предстоящей тысячелетней историей. Цели, как и на Западе, сводились к контролю (на тех или иных условиях соглашения с местными силами, будь то король франков, primores фризских «кокингов» или племенной «старейшина» чуди, веси, мери, словен и кривичей «Земли нашей») над выходами морских путей: Дорестад или Хайтабу, Ладога и Изборск были вполне равноценны в этом отношении. Рюрик строит крепость в Ладоге, а вполне равноценные по статусу вожди — «братья» — садятся в Изборске и на Белоозере. Во всех трех случаях речь идет, прежде всего, о контроле над магистральными выходами из Балтики— в Ладожское озеро, с Финского залива — на Нарову и водную систему Чудского бассейна на западе или в речной бассейн Волги на востоке «Верхней Руси».
Имена «братьев» давно рассматриваются как переосмысленный текст древнесеверной Висы.
Последовавшая «разборка братвы» была скоротечной и эффективной. В Изборске и на Белоозере появляются «мужи» Рюрика, положение закрепляется захватом Полоцка и Ростова, и теми всеми обладаяше Рюрик (ПВЛ). Рюрик же переходит в Новгород «и сьде ту княжа раздан волости» (Радзивиловский и Троицкий I список ПВЛ), «и по тъм городомъ суть находници Варязи», и «отъ тЬхъ прозвася Руская земля, Новугородьци, ти суть людье Новогородьци отъ рода Варяжьска, преже бо беша Словени»(ПВЛ 1926)
В 870-873 гг. Рюрик возвращается на Запад и примерно так же улаживает свои владельческие отношения с королем Франции — Карлом Лысым и Германии— Людовиком Немецким. В Ладоге и Новгороде в это время, видимо, формируется антикняжеская оппозиция во главе с Вадимом Храбрым.Вернувшись, Рюрик сумел расправиться с не
покорными и, вероятно, в это время вступил в династический брак с одной из представительниц местной знати («Ефанда», по В. Н. Татищеву). Второй период его пребывания на Руси (875-879 гг.) отмечен стабилизацией экономических связей на Балтике.
Брак Рюрика с представительницей местного, скандо-славянского рода (судя по «ославяненной» форме имен Олега и других членов этого рода— Ольги, которую потом выдадут замуж за Игоря, тоже— носителя «ославяненного» скандинавского имени) закреплял «княженье» за этой местной династией, передавая освященное «избранием» королевское право призванного конунга прямым мужским потомкам Рюрика. Игорь, сын варяжского князя, передан Олегу, строго в соответствии со скандинавскими обычаями, «на воспитание» (frosti).
Вещий Олег (Вольга, Волх русских преданий^ своем былинном имени соединивший напоминание о Волхове и Волге, обеих «священных реках» России) сменяет Рюрика после его смерти в 879 г. именно на правах «воспитателя» малолетнего Игоря, и поход на юг по Днепру в 882 г. объединенного войска Верхней Руси, с варягами и «союзными» кривичами, проходит «под лозунгом» утверждения владельческих прав наследника «призванного» князя.
Деятельность Олега в 882-912 гг., первая масштабная реформаторская политика «великаго князя рускаго» объеди
ненного Древнерусского государства, вполне равноценна деятельности других «конунгов-реформаторов» этого ремени, но направлена на интересы тех, кто, объединившись во главе многоплеменных войск и дружин, «Варязи и СловЪни и прочи прозваша ся Русью» (ПВЛ)
. Утвердив Киев — «метрополией», мати градомъ Русьскимъ, Олег «нача городы ставити, и устави дани
Словьном, Кривичемъ и Мери, и Варягомъ дань даяти от Новагорода гривен 300 на лЬто мирадЬля, еже до смерти Ярославль даяше Варягомъ
Ладога «летОлъговых» оставалась своего рода «княжеским доменом», и возвращение туда Олега ко времени совершеннолетия Игоря закрепляет ее позицию в структуре «трех центров Руси», специализированных либо на
выходе в Каспийский бассейн, в Булгар и Хазаран (Арса), либо — в Византию, отношения с которою с 907 г. регулируются договорами «слов великаго князя Рускаго», либо — на выходе с обоих путей, Волжского
«в Булгары и Хвалисы» и Днепровского «из Варяг в Г реки», с Волхова— на Балтику, «в море Варяжьское». Ладожане, по свидетельству Масуди, активно действуют на всех этих трех направлениях международной «северной торговли» эпохи викингов.
7. ОСТРОВ ХОЛЬМГАРД
6.8. Русса Южного Приильменья
Старая Русса - форт или опорный пункт Новгорода в Южном Приильменье – названа по пришедшим русам Рюриковичам, а не наоборот - пришедшие названные якобы по топониму!
Это Русь Рюрика!
Свидетельство о публикации №225020900450