Затраты на метан оправдываются
Участие в совещании также приняли министр промышленности и энергетики А.Шарыгин; представители ПАО «Газпром», ООО «Газпром добыча Оренбург», Уральского филиала ООО «Газомоторное топливо»; начальник отдела технической политики министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей и промышленности И.Басаков; представил свою презентацию по видеосвязи представитель компании «РариТЭК холдинг».
Участники затронули темы: «Об исполнении протокола рабочей группы от 28.03.24г.», «Об опыте использования газомоторного топлива ООО «Газпромдобыча Оренбург», «О проекте «Народное топливо». О работе АГНКС в поселке Новосергиевка», «О проведенной правительством области работе по развитию использования газомоторного топлива в Оренбургской области и Новосергиевском районе», «О деятельности ОА «РариТЭК холдинг».
Открывая совещание, Сергей Балыкин отметил, что в России активно идет процесс перевода техники на газомоторное топливо, и процесс этот вполне логичный и естественный, если учесть, что наша страна обладает колоссальными запасами природного газа. Россия, занимая по ним первое место в мире, полностью способна обеспечить работу своего топливо-энергетического комплекса. Вице-губернатор также отметил преимущества этого вида топлива. В том числе экологичность, безопасность его использования и выгоду с точки зрения ценообразования. Он подчеркнул, что сокращение расходов на топливо, позволит сдерживать стоимость товаров и услуг для населения.
- Не случайно, местом проведения нашего совещания стала Новосергиевка, - подчеркнул Сергей Викторович, - потому как источником развития Новосергиевского района служит сельское хозяйство. И за то, что здесь у нас установлена газозаправочная станция, мы благодарим «Газпром», потому, что они поверили в это и пошли на это. Прошлым летом мы всерьез задумались над проблемой перевода на новое топливо, что связано со значительным скачком цен на бензин и дизельное топливо; были серьезные перебои с поставками - год назад даже дорогое топливо нельзя было купить. В итоге нами был начат поиск альтернативных вариантов, и среди системных решений этого вопроса стало решение о переходе на природный газ.
Вице-губернатор отметил, что самыми крупными потребителем метана в качестве топлива являются агропромышленный холдинг «Миратон», группа компаний «РосАгро», компании «Интека». В последних пятьдесят процентов техники работает на метане.
- Как показывает опыт передовых хозяйств, - подытожил он, - переход на метан дает экономию до миллиона рублей на единицу техники.
В развернувшейся затем дискуссия по поводу повышения эффективности использования газомоторного топлива прозвучали разные мнения. Участники совещания подробно останавливались не только на его преимуществах, но и об «узких местах» его использования.
Так, рассказывая об опыте работы в этом направлении министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности начальник отдела технической политики И.Басаков отметил, что в 2013 году в рамках действующей на тот момент Государственной программы по расширению использования газомоторного топлива Министерством сельского хозяйства, во взаимодействии с Газпромом «Оренбургтрансгаз» в СПК «Колхоз Красногорский» Саракташского района была осуществлена реализация пилотного проекта по переоборудованию четырнадцати единиц существующей автомобильной техники, ранее работавшей на дизельном топливе.
- На газомоторном топливе, - сказал он, - эта техника работала в течение пяти лет и показала несомненную экономическая целесообразность. Но продолжалось это до тех пор, пока Газпром «Оренбургтрансгаз» предоставлял передвижной автомобильный газовый заправщик – ПАГЗ. Когда же заправщик был перемещен на другие объекты и исчезла возможность заправляться, техника была переоборудована на работу на пропане. При этом нагрузка по переоборудованию целиком и полностью легла на «плечи» хозяйства.
Сейчас есть уже готовая техника работающая на метане. Она проходит испытания. Тогда ее не было. Уже выпускается серийно трактор «Беларусь»1321 на газомоторном топливе. Как только он будет поставлен в область, будем отрабатывать этот вопрос с товаропроизводителями. Пока не ясен вопрос цены и другие вопросы, связанные с сопровождением этого трактора.
И.Басаков также высказал мнение, что необходима господдержка на всех уровнях.
- Хотя Министерством сельского хозяйства и возмещается часть затрат на переход хозяйств к использованию газомоторного топлива, этого недостаточно, - заключил он, предложив предусмотреть субсидии, как за счет средств федерального бюджета, так и со стороны заинтересованных структур Газпрома.
Он также подчеркнул, что, несмотря на то, что с 2012-2014 годов количество объектов заправочной инфраструктуры увеличилось, их явно недостаточно для обеспечения сквозного проезда по территории области как с севера на юг, так и с запада на восток. При использовании же этого вида топлива на самоходных машинах и другой сельхозтехнике, «узким местом» является отсутствие ПАГЗов в непосредственной близости к местам дислокации техники в полях.
Характеризуя положение дел на местах, заместитель главы администрации по сельскому хозяйству Новосергиевского района Вячеслав Лоик уточнил:
- Заправочная станция в Новосергиевке построена давно. У нас имеется 780 тракторов, 250 комбайнов, более двухсот других машин в сельском хозяйстве. Тратится на них где-то шесть с половиной-семь тысяч тонн дизельного топлива и около четырехсот тонн бензина на автомобили обслуги. Если с дизельным топливом все прозрачно и можно посчитать эффективность его использования, то с бензином эффективность не очевидна. И кто был бы против уменьшить затраты на него? Но пробег на одной заправке метаном маленький – двести-триста километров. Нужно либо увеличить пробег, либо расширить сеть заправок! В несколько хозяйств мы ездили, обсчитывали затраты на перевод техники на газомоторное топливо. Но все упиралось в проблемы его использования и обслуживания. Чего стоит лишь покупка одного ПАГЗа?! 30 миллионов рублей - это стоимость трех комбайнов...
Министр промышленности и энергетики А.Шарыгин, комментируя общую ситуацию с переходом сельхозтехники на метан сказал:
- Вопрос расширения использования газомоторного топлива – не сиюминутный. Эта программа рассчитана на перспективу. Да, видимо нам нужно многое здесь продумать. В том числе и вопрос с использованием ПАГЗов. Можно, к примеру, обсудить такой вариант, чтобы они были не в собственности, а, скажем, в аренде, обеспечивая заправку непосредственно на полях; возможно, нужно совместно определяться в вопросах локации ПАГЗов. Важно, чтобы для этого было обоюдное желание заинтересованных сторон. Нам нужно более полное понимание, где и сколько конкретно нужно работающих на газомоторном топливе машин, какие для этого необходимы условия.
Участники совещания единодушно пришли к мнению, что стоящая перед сельхозпроизводителями задача поэтапного переведения сельхозтехники на газовое топливо – вполне реальна и, что особенно важно, экономически целесообразна. Иллюстрация тому – опыт работы передовых хозяйств.
Придирчиво осматривая представленные на развернутой здесь же, у здания администрации, образцы работающей на метане техники и беседуя с представителями хозяйствующих субъектов ее применяющих, сельхозпроизводители Новосергиевского района убеждались: затраченные на метан средства оправдаются!
Свидетельство о публикации №225020900479