Фрагменты. Вкусный этикет

Иллюстрация: Шарль Ван Меер Утрехтский, "Кухарка и снедь" (фото картины)

В начале XIX века среди знати было заведено дарить друг другу «съестные» подарки. Причем такие презенты были не просто обычаем, а важной частью этикета светской жизни. Такой подарок демонстрировал вкус и знание того, что ценно для получателя, а так же - щедрость дарителя, его связи. Кроме того, русские вельможи интересовались не столько гастрономической частью банкетов, не столько утонченными рецептами, сколько внешним оформлением праздника и возможностью произвести фурор, заткнуть за пояс соседей или знакомых  (утереть им нос).

Особым шиком считалось дарить редкие деликатесы. Граф М.С.Воронцов (1782-1856), страстный любитель охоты и рыбалки, посылал другу лабардан (соленую
треску).

Князь Александр Порюс-Визапурский (1813-1865), изумлявший своей эксцентричностью, одаривал людей устрицами, галантно сопровождая презент стихами по-французски.
«Однажды, проезжая из любопытства через Володимир в Казань, он не застал меня в городе, — писал в „Капище моего сердца“ князь И.М.Долгоруков (1764-1823). — Вдруг получил от него с эстафетой большой пакет и кулечек. Я не знал, что подумать о такой странности. В пакете нашел коротенькое письмо на свое имя, в 4-х французских стихах, коими просит меня принять от него двенадцать самых лучших устерс, изъявляя между прочим сожаление, что не застал меня в губернском городе и не мог со мною ознакомиться. Устерсы были очень хороши; я их съел за завтраком с большим вкусом и поблагодарил учтивым письмом его сиятельство (ибо он назывался графом) за такую приятную ласковость с его стороны».

Помимо рыбы и устриц, популярным подарком была птица. Пушкин, например, посылал князю П.И.Шаликову (?-1852) индеек, каплунов и уток. Державин (1743-1816) писал Гасвицкому, что с нетерпением ждет «куликов» (диких уток), упоминая охотничьи таланты друга.

Иногда «съестные» подарки становились настоящим искусством. Известен случай, когда граф Ф.В.Ростопчин (1763-1826) преподнес балерине А.С.Небольсиной на день рождения  «преогромный паштет». Слуги внесли в комнату гигантских размеров нечто, завернутое в бумагу, сообщив, что паштет имеет особенно нежную начинку. Надобно заметить, что в старину паштетами именовали сложные блюда, более имеющие отношение к пирогам, нежели к тому, что мы сегодня понимаем под этим именем. Однако Небольсиной достался совсем уж диковинный паштет. Как только вскрыли обертку, из нее, как черт из табакерки, выскочил известный всей Москве карлик Миша. В руках у карлика был настоящий паштет и букет живых незабудок.

Особо ценными считались трюфели, которые привозили из Франции. Французская актриса Луиза Фюзиль рассказывала о богатом московском вельможе Релли, который заказал для нее «маленький» паштет из трюфелей. Паштет оказался настолько огромным, что его не пронесли в дверь ее столовой.

«Съестные» подарки дарили не только друг другу, но и высокопоставленным лицам. Почтмейстер Москвы до 1832 г., К.Я.Булгаков (1782-1835), в 1826 году отправил императору огромную стерлядь из Сибири, получив за это благодарность и приглашение к столу, к Нарышкину.

Графиня Шуазель-Гуффье в «Исторических мемуарах об императоре Александре I и его дворе» писала: «У меня на столе стоял огромный ананас, присланный мне государем, который ежедневно посылал знакомым дамам в Царском Селе корзинки со всякого рода фруктами — с персиками, абрикосами, мускатным виноградом ...». О символике подарков мы прочитаем ниже.

Николай Алексеевич Елагин, сын Авдотьи  Петровны Елагиной (1789 -1877), жил при матери и всегда держал бульдогов, то есть, один наследовал другому. Все они назывались "Болванами" (Болван первый, Болван второй и т.д.) и отличались они необыкновенной кротостью и пугливостью: боялись грозы, при первых ударах грома бежали под кровать горничной и конфузливо улыбались, скаля свои выдающиеся зубы, когда с ними заговаривали.

Друг Пушкина, С.А.Соболевский (1803-1870), восхищался елагинскими “Болванами” и прислал однажды стихи, где в последней строфе сочинил:
"Как не целовать сих лап
Белых, как у кролика,
Ведь лобзанье ног у пап -
Счастье для католика."

По воскресеньям С.А.Соболевский приезжал из английского клуба и неизменно привозил Болвану котлету в коробке от конфет. И когда Соболевский умер, то Болван, видя по воскресеньям съезд гостей, бегал все встречать Соболевского, волновался, но тщетно поджидал его "съестной подарок".

Символика подобных подарков была хорошо известна посвящённым (не всем и не всегда), и тогда дары становились посланиями. Попробуем разобраться в ней из того, что известно.

Представление о птице - древнее, ещё доисторическое: птица - образ человеческой души. Стало быть, битая птица — это погибшие души грешников.
Куропатка в средневековом фольклоре прочно олицетворяла сладострастие и эротический соблазн (еретический соблазн в том числе): считалось, что она крадёт чужие яйца, а выведенные ею птенцы всё равно потом возвращаются к своим биологическим родителям. Ловчий сокол, попирающий куропатку, возможно, олицетворяет собой триумф добродетели.

Другие толкователи сообщали черты соблазнителя уже соколу: «Трусоват сокол против большой птицы, посему подстерегает беззащитных цыплят, чтобы их ухитить. Такое творят также совратители изнеженных молодых людей и препровождают их к порочным нравам» (Унтеркирхер).  Поединок сокола (Порок) и цапли (Добродетель) означал предостережение (Берегись!).

Устрица — может быть символом скрытой красоты или красоты, развивающейся исподволь: скрытно в раковине устрицы растет жемчужина. Устрица иногда выступает в роли сакрального символа - женского потаённого желания.

В книге Амоса (Амос. 8:1, 2) народ Израиля сравнивается с корзиной спелых фруктов. Присутствие рядом друг с другом здоровых и червивых плодов (натюрморт Караваджо)  может быть намеком на Церковь, которая собирает как грешников, так и святых, либо истолковывается как противостояние католиков и протестантов.

Фрукты отдельно, без корзины, например, в христианстве яблоки, означают ветхозаветное искушение в рассказе о Еве, вкушающей запретный плод в Эдемском саду.

Ананас - символ гостеприимства и качества доброго, позитивного общения: искрометность, необычность, изысканность, импозантность, жизнерадостность, открытость и общительность.

Фрукты в корзине - символизируют принцип женского плодородия, как венец цветения.

В христианстве персик - плод спасения; персик с листком у черешка - добродетель сердца и языка, добродетель молчания.

Абрикос называют «армянским яблоком». В средневековой Франции влагалище на жаргоне называлось "abricot". В римской скульптуре с юга Франции круглые абрикосы чередуются со стилизованными фаллосами. Рабле называл влагалище "разрезанным абрикосом (abricot fendu)".

Виноград символизирует темы наслаждения и похоти, связанные с Вакхом, римским богом вина.

Гранаты ассоциируются с Персефоной, греческой богиней весны и царицей подземного мира.

Прекрасный букет свежих цветов может означать жизнь, веру, рост и силу. Увядающие цветы, напротив, служат своевременным напоминанием о том, что жизнь, материальные блага и красота хрупки, недолговечны.

Конкретные цветы также имеют более конкретные значения. Например, ядовитый паслён символизирует опасность или обман, маргаритки - невинность, маки - сон или смерть, а красная роза - любовь и обольщение.
В контексте христианства красная роза символизирует искупительную кровь, пролитую Иисусом Христом, в то время как белая лилия ассоциируется с чистотой и непорочным зачатием Девы Марии.

Незабудка подразумевает «не забудь». Название отражает настоящую суть этого цветка, который вызывает воспоминания о близких и четко напоминает о важности сохранения связей.

Рыба вообще - это символ христианства. Монастыри вместо денежного и хлебного государева жалованья иногда получали право заниматься рыбной ловлей. О получении от государя места для усадьбы именно с рыбной ловлей просил Сергей Голицын, друг Гаврилы Державина, потому что ему было запрещено врачами есть мясо (государь пожаловал ему усадьбу с рыбной ловлей - Зубриловку).
Что означает стерлядь, затрудняемся комментировать.

Иногда подарок был просто подарком, не содержащим намёка, хотя...


Рецензии