О разбойнике в раю
К сожалению, вырванные из контекста Евангельского учения слова Христа о спасении, стали великим соблазном для протестантов всех мастей и легли в основу их ереси о спасении верой во Иисуса. Аскетический опыт святых отцов свидетельствует, что вера, как правило, обретается путем добродетелей и благочестивого образа жизни на протяжении многих лет. И лишь в исключительных случаях, неисповедимым Промыслом Божиим, посылается как дар и вспыхивает мгновенно, что и произошло с апостолом Павлом (Деян.9:1-18) и благоразумным разбойником. Более того, вера сделала из злодея Раха святого богослова, также, как она превратила гонителя христиан Савла в апостола языков Павла. Вот, что об этом пишет святитель Игнатий Брянчанинов: «Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою». Но такие примеры – исключение из правил в истории Вселенской Церкви. Поэтому никто не смеет думать, что, проводя грешную и блудную жизнь, он сможет оказаться в раю, если принесет покаяние за несколько минут до смерти.
Итак, мы пришли к выводу, что спасение благоразумного Раха было обусловлено верой, озарившей его сердце благодатью распятого Христа. Нам важно понять, что произошло с Рахом после обетования Спасителя: «Ныне же будешь со Мною в раю». Эти слова не так просты, как кажутся. Известно, что Христос провел в аду двое суток, а на третьи воскрес. Вызывает недоумение вопрос: как Иисус мог быть одновременно в аду и в раю с разбойником, поскольку «ныне» значит сегодня. Ответ кроется в богочеловеческой природе Христа: Он и человек, и Бог в одной ипостаси. Поэтому, как воскресший, Иисус был в аду, а как Бог неизменно и неподвижно пребывал везде, а значит и в раю тоже. В этой связи, особый интерес представляют слова Раха: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:42). Из его просьбы видно, что разбойник слышал или был знаком с учением о Царствии Небесном, и слова проповеди Учителя глубоко запали в его сердце. Одновременно, он верует в загробную жизнь души и спасение, но уже не просто озарением свыше, а в силу полученных ранее знаний. Он исповедует Христа как Царя, царство Которого на небесах. Именно поэтому, святитель Игнатий называет Раха «богословом». Рах просит помянуть его в Царствии Небесном, а Господь отдает ему рай. Почему не Царство Христово? Тому есть несколько причин. Во-первых, Иисус еще не воскрес и оставался пригвожденным к кресту, а значит врата Царства Небесного были закрыты. Они отверзнутся только с вознесением Христа, а разбойник получал рай в день смерти. Сошествием Господа во ад не только разрушались его оковы, но и возвращался людям рай, которого Рах первым из смертных сподобился после праотцов; во-вторых, и это, как мне думается самое главное, – спасение верой недостаточно для обретения высшего блаженства в Царствии Небесном. В противном случае, в небесной иерархи возникала бы «уравниловка»: подвизающиеся в трудах, скорбях, искушениях и подвигах всю жизнь и исповедующие Христа за несколько минут до смерти получали бы одинаковую мзду. А это противоречит словам Господа: «достоин бо есть делатель мзды своея» (Мф.10:10), то есть каждый должен получить заслуженное. Но, поскольку благоразумный разбойник не просто исповедовал Христа Господом, но и проявил богословские знания о Нем, то он не только освобождается от наказания за прежние дела, но и сподобляется райского блаженства, то есть его спасение свершилось, благодаря и вере, и знаниям. Кроме того, умирая на кресте, он не только во Христа уверовал, но пытался в эти последние мгновения жизни второго злодея к Богу обратить и укорял его за поругание Иисуса: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). Это акт не только высокой любви, но и самопожертвования, причем самый первый в истории христианства. Вот почему Рах первым вошел в рай. В связи с этим следует заметить, что апостолы сами не очень понимали учение Христа, то споря о месте рядом с Учителем во Царствии (Лк.22:24), то упрашивая показать Отца (Ин.14:8), то, не зная, как Его называть (Мф.16:13). Поэтому богословие разбойника на кресте было не ниже веры разбежавшихся от страха учеников Иисуса. Некоторые отцы полагают, что после Вознесения Рах мог отправится в Царство Небесное, но это остается лишь догадкой и благочестивым размышлением. С учетом общего учения Церкви о спасении и загробной жизни, можно предположить, что так и произойдет в День Страшного Суда, но далее мы распространяться не будем.
История спасения благоразумного разбойника научает нас правильному отношению к добродетельной жизни и покаянию. Во-первых, желающий спасения, должен к нему стремиться, пока жив, а не в момент смерти, когда изменить уже ничего нельзя; во-вторых, рай дается за добродетельную жизнь как следствие оправдания Судом Божиим, и в зависимости от личных заслуг каждого имеет свои места упокоения праведников. Для этого не обязательно быть богословом. Достаточно жить по совести и в чистоте сердца. Царство Небесное – степень блаженства святых, посвятивших себя созерцанию и непогрешительному богословию. Каждому дается возможность стать Рахом, поскольку жить в благочестии и чистоте зависит от личного выбора, а жительство в Горнем Иерусалиме зависит исключительно от Бога, ибо это дар тем, кто достиг степени святости разбойника и стяжал дар божественного ведения сущих. Важно еще одно: покаяние за мгновение до смерти принимается Богом, если в его основе лежит не страх наказания праведным Судом Христовым, а любовь к Богу. Господь принимает любящих Его в любое время, но такая жертвенная любовь крайне редкое явление в истории человечества. Поэтому, желающий сподобиться рая, должен жить как православный христианин, а стремящийся стать одесную Отца, должен посвятить себя богословию, привлекая стремлением к истине благодать Духа, открывающую тайны мироздания.
Свидетельство о публикации №225020900732