О разбойнике в раю

                Мы знаем, что по правую руку от Христа был распят благоразумный разбойник, канонизированный  в лике праведников. Есть несколько гипотез относительно его имени: Дисмас, Тит и Рах. Последнее прижилось в Восточной Церкви, и в честь святого Раха в Санкт-Петербурге даже освятили новый храм. Помимо Раха, слева от Христа был распят другой преступник Гестас или Думах. Как известно, Церковь прославила первого и прокляла второго. Причина – в их поведении по отношению к Спасителю в смертный час. Евангелисты Матфей и Марк говорят, что сначала Христа злословили оба вора (Мф.27:44; Мк.15:32), но затем, как пишет Лука, Рах проникся мужеством и святостью Иисуса, осознал свою греховность, и через самоукорение и исповедование Христа Царем и Богом сподобился Его обетования и спасения в раю (Лк.23-39:42). Из этой истории нам предстоит извлечь нравственный урок и прийти к богословским выводам, несколько отличающихся от официального мнения Церкви. Божественным Промыслом оба злодея были выбраны для свидетельства истинности Евангельского учения, что проявилось в следующем.  Еще в притче о работниках единодесятого часа (Мф.20:7) Христос говорил о спасении, доступном всякому кто припадет к Богу, вне зависимости от времени обращения. Рах покаялся за несколько минут до смерти и вошел в рай раньше апостолов, а Гестас, ослепленный злобой и страхом поносил Христа как виновника своих бед. Почему же покаялся один, а не оба. Ведь условия и возможности у них были равные. Дело в свободном произволении, без которого даже Господь не может спасти человека. Конечно, еще до Воплощения Сын Божий знал, как поступит каждый из злодеев, но Он не предопределял их выбор. Исповедуя Христа, благоразумный Рах уподобился работникам, откликнувшимся на зов  Виноградаря, а злобный Гестас – лишенным брачной одежды, которых слуги бросили во тьму внешнюю, где был плач и скрежет зубов (Мф.22:11-14). Как я уже неоднократно говорил, есть два вида спасения – неосуждение в геенну и пребывание в Царствии Небесном. Они отличаются степенью приближенности к Богу и блаженства. Рай, как известно, был создан Богом на земле. Царствие Небесное – удел горних сил и место ранее человеку не ведомое и недоступное. Первым, кто сподобился его лицезреть был апостол Павел, описывая его как Третье Небо (2Кор.12:2).  Когда он говорит: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9), то свидетельствует о Царствии Небесном, поскольку о рае было известно еще праотцам. Они в нем пребывали от создания. В беседе «О рае, Лоне Авраамовом, Царстве Небесном и Божиим» я детально объяснял разницу между раем и иными местами упокоения праведников и повторяться не буду. Тогда мы выяснили, что рай находится там же, где и был создан, то есть на земле, но сокрыт до Второго Пришествия Христа от глаз живущих. Он – начальная ступень спасения и место пребывания оправданных Судом Божиим. Его отличие от Царства Небесного заключается в том, что в раю люди не страдают, а в Царствии Небесном блаженствуют так, как «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку». Именно в рай и попадает душа благочестивого разбойника.  Вместе с тем, история Раха, при всей кажущейся очевидности и простоте, порождает весьма сложную морально-нравственную дилемму. Если понимать ее буквально, то  возникает ложное убеждение в том, что как бы человек не грешил и какие-бы мерзкие дела не творил, он может спастись, если за несколько минут до смерти покается перед Христом. Это заблуждение ничто иное, как смертный грех излишнего упования на милость Божию, о чем писал еще святитель Димитрий Ростовский. Тогда, как же понять прощение Господом разбойника и убийцу? Ответ находим в других словах Спасителя, обращенных к кровоточивой женщине: «вера твоя спасла тебя» (Мф.9:22). Иначе говоря, спасение благоразумного разбойника было предопределено верою во Христа, как в Царя и Мессию. Понятие веры – очень сложное и относится к высшему богословию. Она, как часть образа Божия, она заложена в каждом, но не в каждом проявляется и дает свои плоды. И у Раха, и у Гестаса вера была одна и таже, но в первом она раскрылась и принесла спасение, а во втором – осталась под спудом, что и погубило нечестивца. Почему у одного вера проявляется, а у другого нет – дело неисповедимого Промысла Божьего.
                К сожалению, вырванные из контекста Евангельского учения слова Христа о спасении, стали великим соблазном для протестантов всех мастей и легли в основу их ереси о спасении верой во Иисуса. Аскетический опыт святых отцов свидетельствует, что вера, как правило,  обретается путем добродетелей и благочестивого образа жизни на протяжении многих лет. И лишь в исключительных случаях, неисповедимым Промыслом Божиим, посылается как дар и вспыхивает мгновенно, что и произошло с апостолом Павлом (Деян.9:1-18) и благоразумным разбойником. Более того, вера сделала из злодея Раха святого богослова, также, как она превратила гонителя христиан Савла в апостола языков Павла. Вот, что об этом пишет святитель Игнатий Брянчанинов: «Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою».  Но такие примеры – исключение из правил  в истории Вселенской Церкви. Поэтому никто не смеет думать, что, проводя грешную и блудную жизнь, он сможет оказаться в раю, если принесет покаяние за несколько минут до смерти.
                Итак, мы пришли к выводу, что спасение благоразумного Раха было обусловлено верой, озарившей его сердце благодатью распятого Христа. Нам важно понять, что произошло с Рахом после обетования Спасителя: «Ныне же будешь со Мною в раю». Эти слова не так просты, как кажутся. Известно, что Христос провел в аду двое суток, а на третьи воскрес. Вызывает недоумение вопрос: как Иисус мог быть одновременно в аду и в раю с разбойником, поскольку «ныне» значит сегодня. Ответ кроется в богочеловеческой природе Христа: Он и человек, и Бог в одной ипостаси. Поэтому, как воскресший, Иисус был в аду, а как Бог неизменно и неподвижно пребывал везде, а значит и в раю тоже. В этой связи, особый интерес представляют слова Раха: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:42). Из его просьбы видно, что разбойник слышал или был знаком с учением о Царствии Небесном, и слова проповеди Учителя глубоко запали в его сердце. Одновременно, он верует в загробную жизнь души и спасение, но уже не просто озарением свыше, а в силу полученных ранее знаний. Он исповедует Христа как Царя, царство Которого на небесах. Именно поэтому, святитель Игнатий называет Раха «богословом». Рах просит помянуть его в Царствии Небесном, а Господь отдает ему рай. Почему не Царство Христово? Тому есть несколько причин. Во-первых, Иисус еще не воскрес и оставался пригвожденным к кресту, а значит врата Царства Небесного были закрыты. Они отверзнутся только с вознесением Христа, а разбойник получал рай в день смерти. Сошествием Господа во ад не только разрушались его оковы, но и возвращался людям рай, которого Рах первым из смертных сподобился после праотцов; во-вторых, и это, как мне думается самое главное, – спасение верой недостаточно для обретения высшего блаженства в Царствии Небесном. В противном случае, в небесной иерархи возникала бы «уравниловка»: подвизающиеся в трудах, скорбях, искушениях и подвигах всю жизнь и исповедующие Христа за несколько минут до смерти получали бы одинаковую мзду. А это противоречит словам Господа: «достоин бо есть делатель мзды своея» (Мф.10:10), то есть каждый должен получить заслуженное. Но, поскольку благоразумный разбойник не просто исповедовал Христа Господом, но и проявил богословские знания о Нем, то он не только освобождается от наказания за прежние дела, но и сподобляется райского блаженства, то есть его спасение свершилось, благодаря и вере, и знаниям. Кроме того, умирая на кресте, он не только во Христа уверовал, но пытался в эти последние мгновения жизни второго злодея к Богу обратить и укорял его за поругание Иисуса: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). Это акт не только высокой любви, но и самопожертвования, причем самый первый в истории христианства. Вот почему Рах первым вошел в рай.                В связи с этим следует заметить, что апостолы сами не очень понимали учение Христа, то споря о месте рядом с Учителем во Царствии (Лк.22:24), то упрашивая показать Отца (Ин.14:8), то, не зная, как Его называть (Мф.16:13). Поэтому богословие разбойника на кресте было не ниже веры разбежавшихся от страха учеников Иисуса. Некоторые отцы полагают, что после Вознесения Рах мог отправится в Царство Небесное, но это остается лишь догадкой и благочестивым размышлением. С учетом общего учения Церкви о спасении и загробной жизни, можно предположить, что так и произойдет в День Страшного Суда, но далее мы распространяться не будем.
                История спасения благоразумного разбойника научает нас правильному отношению к добродетельной жизни и покаянию. Во-первых, желающий спасения, должен к нему стремиться, пока жив, а не в момент смерти, когда изменить уже ничего нельзя; во-вторых, рай дается за  добродетельную жизнь как следствие оправдания Судом Божиим, и в зависимости от личных заслуг каждого имеет свои места упокоения праведников. Для этого не обязательно быть богословом.   Достаточно жить по совести и в чистоте сердца. Царство Небесное – степень блаженства святых, посвятивших себя созерцанию и непогрешительному богословию. Каждому дается возможность стать Рахом, поскольку жить в благочестии и чистоте зависит от личного выбора, а жительство в Горнем Иерусалиме зависит исключительно от Бога, ибо это дар тем, кто достиг степени святости разбойника и стяжал дар божественного ведения сущих. Важно еще одно: покаяние за мгновение до смерти принимается Богом, если в его основе лежит не страх наказания праведным Судом Христовым, а любовь к Богу. Господь принимает любящих Его в любое время, но такая жертвенная любовь крайне редкое явление в истории человечества. Поэтому, желающий сподобиться рая, должен жить как православный христианин, а стремящийся стать одесную Отца, должен посвятить себя богословию, привлекая стремлением к истине благодать Духа, открывающую тайны мироздания.


Рецензии