Разомкнутый круг глава 2

2

В течение трёх лет всё продолжалось примерно по одному сценарию. Саша в Ленинграде постигал азы морского дела и скучал по Лене, чем дальше, тем сильнее. Когда он приезжал на каникулы, они вновь были неразлучными, и Саша верил в то, что всё в его жизни складывается в соответствии с его мечтами.
Леночка кое-как училась в институте и первые два года бездельничала от сессии до сессии, даже не пытаясь найти какую-нибудь работу. Потом подруга матери устроила её к себе в научно-исследовательский институт ботаники лаборантом в одну из лабораторий. Но Леночке быстро надоело мыть пробирки и что-то там ещё, что требовало чистоты и заботы, и уже без посторонней помощи она смогла устроиться личным секретарём к одному из руководящих работников НИИ. Это и предрешило дальнейшую судьбу их с Александром взаимоотношений.
У Лены завязался роман со своим шефом, тридцативосьмилетним руководителем одного из отделений. Он уже пару лет находился в разводе и проживал в отдельной кооперативной четырёхкомнатной квартире в центре города, которую имел благодаря влиятельным и состоятельным родителям.
Саша успешно закончил четвёртый курс училища и приехал домой на каникулы. Дату своего приезда он не стал никому сообщать, решив сделать сюрприз и родным, и невесте, каковой он считал свою Лену.
Дома он застал одну лишь Аришу. Сестра только что закончила в учёбу в медучилище и стала дипломированной медицинской сестрой, а сейчас отдыхала перед началом самостоятельной работы. Успев лишь принять душ и переодеться, Саша сразу же собрался ехать к своей любимой прямо на работу.
- Может, дождёшься, когда она придёт домой? – тихо спросила его Арина, закусив губу от волнения за брата.
 Ты что, это же столько ждать… - отмахнулся он. – Может, Ленуська сможет отпроситься, тогда мы погуляем с ней по городу, столько ж не виделись!
- Ну-у-у, не знаю… - пожала плечами сестра, и в самом деле не зная, как ей поступить и переживая, что мать с отцом сейчас на работе, они бы нашли предлог остановить Саньку, а так… - Что же мне делать… - хныкала она себе под нос, пока брат прихорашивался перед зеркалом.
 - Ну, и чего ты загрустила, сестрёнка моя любимая? – щёлкнул он её по носу, демонстрируя прекрасное настроение.
- Понимаешь, Сашенька, Лена твоя… она не достойна тебя! – Арина хотела предупредить брата, но он перебил её, не дав сказать ничего плохого о своей девушке.
- Недолюбливаешь ты её, Аришенька, я знаю, но готовься, дорогая, скоро мы с ней поженимся и она тоже будет членом нашей семьи, так что… - развёл он руками, широко улыбаясь.
- А если не станет?! – громко выкрикнула сестра. – Если она откажется выходить за тебя замуж… такое же может случиться! – настаивала Арина.
- Никогда! – рассмеялся Саша.
Пару месяцев назад Арина увидела, как Лену домой подвезли на машине. Поначалу этот факт никак не озадачил её – мало ли кто кого подвозит… Но потом она заметила эту машину у Ленкиного дома ещё и ещё, а Лена всё больше задирала нос и, если и здоровалась, то как-то всё со смешком, да и вообще казалась весёлая сверх меры. Потом как-то за столом мать сказала, что видела, как Ленка прощается возле своей калитки с каким-то мужчиной, показавшейся женщине взрослым и очень хорошо одетым.
- От ты мать… разглядела же всё! – шикнул на жену Фёдор Григорьевич. – И взрослый-то, и одетый… Раздетым ему, что ли, быть? Весна, чай, на дворе, не лето…
- Дурит она голову нашему Саньке, а ты тут налетел на меня, глупости городишь! – обиделась супруга. – Что видела, то и говорю! - в сердцах высказалась она, да и ногой ещё притопнула для пущей доказательности.
- Я тоже видела, как она разъезжает на машине с кем-то, - тихо сказала Арина и, переживая за брата, предположила: - похоже, что она бортанула нашего Санечку!
- Ладно, раньше времени не кудахтайте! – остановил их Фёдор Григорьевич. – Приедет Санёк, сами разберутся!
Но вскоре после этого разговора одним из погожих весенних деньков Евгения Павловна пришла домой расстроенная сверх меры. Она присела на стул в прихожей, скинула туфли и сказала выбежавшей навстречу ей Арише:
- Всё, пропал наш Сашенька…
- В каком смысле пропал? – оторопела Арина.
- В том самом смысле, что Ленкина мать сказала, что у дочки появился ухажёр, не чета Сашке Ларионову!
- Тебе сказала?
- Да прям, мне… Если бы мне, разве ж я стерпела бы… Сашка им, видите ли, плохой… На свою бы дочечку лучше смотрела… нашему голову морочит, а сама, ты глянь – хвостом вовсю крутит, свистелка фигова!
Дальше – больше! Как-то вечером Евгения Павловна с дочерью копались на грядках в своём огородике и Арина, завидев проехавшую знакомую уже машину, сказала об этом матери. Обе поспешили в угол своего участка, откуда просматривался переулок, где был дом Снежиных. Из автомобиля вышел мужчина в костюме и галстуке, обошёл его и открыл дверцу, из которой тут же выпорхнула «фигова свистелка» с большим букетом цветов и каким-то пакетом, кокетливо помахала своему провожатому ручкой и скрылась за калиткой, а он сел в автомобиль и уехал.
Евгения Павловна посмотрела на дочь и строго сказала:
- Не вздумай говорить что-то Сашке, ещё дров наломает… Приедет, тогда и расскажем…
- Конечно! – согласилась Арина.
И вот он приехал, а что теперь делать, Арина не знала. Она придумала ещё какие-то предлоги, пытаясь остановить его, но все они оказались несостоятельными. Саша поцеловал сестру в очаровательный носик и рассмеялся:
- Я понял Ариш, что ты не даёшь мне уйти… Я тоже соскучился по тебе, но… вечером поговорим, хорошо? Медсестрёнка ты моя! Уколы-то умеешь ставить?
- Конечно, могу, что ты так уж обо мне плохо думаешь? – возмутилась Арина.
- Да разве ж такое возможно, я вообще надеюсь, что ты ещё в мединститут поступишь, станешь классным врачом, и я возьму тебя на свой корабль, когда стану капитаном, вот! – он ещё раз чмокнул сестрёнку в нос и поспешил на выход. – Всё, дорогая, меня уже нет, маме с папой привет, вечером увидимся, обещаю быть не поздно! – крикнул он, закрывая дверь.
- И так придёшь рано, - тихо сказала ему вслед сестра, переживая, как у него всё сейчас пройдёт.
А Саша уже летел к автобусной остановке, мысленно подгоняя автобус, не в силах переждать эти несколько минут до встречи со своей любовью. Пока ехал несколько остановок, всё представлял, какое сейчас лицо будет у Лены, когда он неожиданно войдёт в приёмную, где она хозяйка. Но его мысли и представления о сиюминутном счастье оказались далеки от реальности.
Лена, увидев его в дверях приёмной, заметно растерялась, а он подумал, что это она от радости и бросился к ней, раскинув руки. Она быстро вскочила со стула и так холодно посмотрела на Сашу, что он остановился и замер.
Первая мысль, толкнувшаяся в его сознание была о том, как Лена изменилась. Она стояла перед ним красиво одетая, аккуратно причёсанная, очень уверенная в себе и…  холодная. А ещё показавшаяся очень взрослой и чужой, будто это была не его Леночка, а нарядный манекен с лицом любимой.
- Лена, это же я… - тихо сказал он, делая осторожный шаг навстречу.
- Ты не сильно изменился, чтобы я тебя не узнала… - усмехнулась она и, окинув взглядом свой стол, собрала какие-то бумаги в папку, а потом предложила: -  Давай выйдем на улицу, пока начальника нет, поговорим… минут десять у меня есть!
- Десять минут… - Саша всё никак не мог взять в толк её поведение, и просто пошёл следом.
Оказавшись на улице, она утянула его на самую дальнюю скамейку в тени деревьев, где никого не было, да и вообще вокруг никого не было. 
- Саша, я, кажется, выхожу замуж, - сообщила она без всяких эмоций, просто и буднично.
- Что значит кажется… К-к-как это замуж, это что, шутка такая, Лен…
- Нет, Саш, это не шутки, я говорю вполне серьёзно… Я поняла, что не смогу всю жизнь ждать тебя, пока ты будешь в этих своих… плаваниях!
- Леночка, ты что такое говоришь, мы же с тобой… мы же мечтали о семье, о детях…
- Мечтали? – резко спросила она и тут же ответила: - Нет, дорогой Саша, это ты мечтал, а я не мечтаю, я приземлённая и обыкновенная и хочу, чтобы мой любимый мужчина был со мной всегда, а не от плавания к плаванию… Ты слишком много требуешь от меня, я не выдержу этих ожиданий по нескольку месяцев! – нервно высказалась она. 
- Лена, Леночка, это не ты… мы же с тобой…
- Я это, Саш, я…  - перебила она его. -  Это я, та самая Лена, с которой ты дружил все школьные годы, но детство прошло и теперь мы уже совсем другие, я не люблю тебя и не буду с тобой, прощай! – выкрикнула она и, быстро вскочив со скамейки, убежала, оставив Александра одного с разбитым сердцем и опустошённой душой.
Он ещё долго сидел здесь, не понимая, что же произошло, несколько раз намереваясь бежать к любимой, чтобы заглянуть в её глаза и понять, что всё это глупый розыгрыш, но у него почему-то не было сил подняться и сделать хотя бы шаг, будто ноги стали свинцовыми и не желали подчиняться командам мозга.
Сколько прошло времени, Саша не понимал, хотя несколько раз бросал взгляд на наручные часы, но циферблата не видел. Зато увидел, как из двери здания вышла его Лена вместе с каким-то мужчиной. Эта картина заставила Сашу вернуться в реальность и понять – всё, что недавно произошло, является правдой. Горькой, непонятной, неприемлемой, но неоспоримой. Лена, его Лена – девушка, образ которой он хранил и лелеял в своей душе, вдруг стала чужой, в её сердце не было места для его тёплых слов признаний, его любви, она легко отдала его в чужие объятия.
Саша почувствовал ужасный холод, хотя в начале июля в Алма-Ате всегда бывает жарко. Но к погоде это не имело отношения, это был холод одиночества, прокравшийся в душу и заполонивший память, активно вытесняя из неё радость прекрасных моментов. 
Потерянный, разбитый он вернулся домой и ещё какое-то время после этого дня ждал свою Лену. Ждал, что она придёт и скажет, что это была шутка… злая, неуместная, но всё же шутка. Но ничего подобного не происходило, было кое-что другое, угрожающее и неприятное. Несколько раз на Сашиных глазах Лену подвозил домой на машине какой-то мужчина. Саша понял, что это и был её жених, потому что заметил, как они целовались в машине перед тем, как Лена покидала её.
А потом на улице заговорили о скорой свадьбе. Значит, Лена не обманывала, они действительно женятся! Этой пытки Александр уже не выдержал и уехал в Ленинград, не дожидаясь окончания каникул. Его сердце долго не могло смириться с болью, причинённой ему той, которую он любил. Любил беззаветно, преданно, как любят в жизни лишь раз.
Друзья пытались его отвлечь, но Саша не соглашался ни на какие вечеринки, кино или даже прогулки. Он и учёбу забросил в одно время, преподавателям пришлось даже разговаривать с ним и не один раз, пока он вернулся к себе прежнему.
Однажды, дело было уже во время последнего учебного семестра, один из сокурсников Александра уговорил его пойти в выходной вместе прогуляться по городу. Саша согласился, ему и самому уже претило оставаться в затворниках.  В одном из людных мест, а их в Ленинграде предостаточно, они «совершенно случайно» встретились с девушками, одна из которых опять же «абсолютно неожиданно» оказалась двоюродной сестрой того самого приятеля, что утащил Сашу на прогулку.
Поначалу Александр принял это якобы спонтанное знакомство в штыки, хотя скандалить при девчонках не стал, но потом остыл и вообще передумал ругать друга.  Его кузина Анна, с которой Александра намеренно познакомили, оказалась очень милой девушкой - скромной, воспитанной, к тому же довольно эрудированной и очень любящей свой город, а надо заметить, что она родилась и жила в Ленинграде.
Она как-то запросто, без обиняков и экивоков, предложила ему встретиться ещё раз и он согласился.  Анюта с удовольствием знакомила его с известными ей и незнакомыми многим, но тем не менее довольно интересными уголками города на Неве, также достойными внимания, как и известные городские достопримечательности, которые Александр уже видел за годы учёбы здесь.
 А ещё, кроме экскурсий по городу, эта девушка своими разговорами и вниманием отогрела застывшую душу парня, впустив туда свежий весенний бриз. И хотя Саша не испытывал к ней ничего, кроме дружеских чувств, он ловил себя на мысли, что скучает по Ане, если они долго не видятся. Она стала его ласковым лучиком тепла в холодном лабиринте одиночества.
Девушка была необычайно светлой, искренней, всё время куда-то стремящейся и зовущей его за собой. Вместе с ней в его жизнь ворвался некий ветер перемен, которого ему сейчас жизненно не хватало. Саша будто бы ожил и, оглянувшись вокруг, заметил цветной мир вместо серого уныния.
Однажды они разговорились, гуляя по набережной, и из обоих посыпались откровения. Оказалось, что Анну бросил парень, с которым она встречалась со школы, ждала его из армии и думала, что они поженятся. Но он женился на другой, о существовании которой Аня узнала, когда девушка и её любимый подали заявление в ЗАГС. Она была опустошена и сломлена, узнав, что какое-то время парень морочил ей голову, уже встречаясь с другой.
Александр впечатлился схожестью их судеб и после Аниного рассказа замолчал, вновь переживая в душе боль, что причинила ему Лена. А Анна, зная от брата, что Саша недавно расстался с девушкой и глядя сейчас на него, чувствовала, как ранена его душа.
Анюта училась в мединституте и, хотя она готовилась стать врачом общей практики и её не учили врачевать людские души, ей всё же очень хотелось помочь Саше выздороветь морально, и она верила, что это ей удастся, потому что уже знала, что крепко влюбилась в этого неулыбчивого парня. Он ей сразу понравился. Высокий красавец, приятный в общении, с хорошими манерами, при этом совсем не зануда, и самое главное -  без какого-либо намёка на наглость или пошлость. Поэтому, желая хоть как-то облегчить его душевное состояние и приободрить его, она ласково заглянула ему в глаза и сказала:
- Саша, ты не должен быть сильным всегда, ты можешь расстраиваться, даже плакать, ты можешь злиться, рвать и метать, ты можешь кричать и ругаться, ты – обыкновенный человек… Не держи всё в себе… ты можешь рассказать мне, если захочешь, конечно… доверься, как это сделала я… пожалуйста… я всегда тебя выслушаю!
И он рассказал Ане, что у него произошло, рассказал вкратце, не раскрывая подробностей, потому что они всё ещё были болезненны для его сердца. В тот вечер между ними произошло что-то очень важное, трепетное и пронзительно искреннее.
Сашина учёба подошла к концу и он, получив диплом инженера-судоводителя, отправился в своё первое плавание на небольшом судне торгового флота. Конечно, это было не совсем то, что он представлял себе в мечтах, но уже одно то, что он был в море, волновало его так, что первые дни он не мог толком спать от волнения. Со временем восторг первых впечатлений улёгся, Саша втянулся в работу и… подумал об Анне.
Когда судно вернулось в порт, Александр увидел её на пирсе. Она стояла с букетом цветов в руках и лёгкий ветер развевал шарфик, повязанный у неё на шее. Саша вспомнил, как представлял и лелеял в своих мечтах именно эту картинку и подумал с горечью, что на месте Ани должна была быть совершенно другая девушка.
Прошло около года и до него дошли новости из дома о том, что у Лены родился сын. У Александра сдавило грудь, он почувствовал острый укол в сердце, понимая, что их пути разошлись окончательно, но взял себя в руки, сказав себе, что не стоит больше ворошить горькие воспоминания. Ему даже стало как будто легче от такого приказа своему сердцу. А чуть позже, вернувшись из очередного рейса, он сделал Анюте предложение руки и сердца, которое с восторгом и радостью было принято.


Рецензии