Глава 7 О чём не позволили рассказать читателям НА

Глава 7
О чём  не позволили  рассказать читателям  НАО
               
  О героях и антигероях Великой Отечественной Войны
Уважаемые читатели, в преддверии 80-летия Великой Победы ВОВ,  во все СМИ России хлынул поток информации  о героях, освободивших нашу Родину от фашистов  Германии. При этом, я не обнаружил ни одного слова о миллионах без вести  пропавших и о тех, кого трудно, а то и невозможно, назвать героем.
  Поэтому считаю необходимым напомнить Вам, что   отзыв  на  книгу Г. Хабарова «О родителях и родном Севере», который Вы только что прочитали, закончил словами: я  пошел  распространять свою книгу, привычном для меня путем - вручением в качестве памятных подарков.  И дошел до Краевого музея НАО, где вручил свой подарок одной из сотрудниц музея. Не стану называть её имя. В процессе вручения разговорились, Она сказала, что недавно в музей поступили экземпляры книги воспоминаний бывшего советско-партийного  руководителя Округа тов. Т. И. Сядейского. Я ей ответил, что уже прочитал воспоминания Т. И. Сядейского. Затем  попросила  меня написать автограф. Соображая, что написать, я спросил, а книга   Германа Хабарова «О родителях и родном Севере» у вас тоже имеется? К моему великому удивлению, она ответила, кажется, нет. Тогда я взял ручку и написал свой автограф: «Краеведам НАО от автора. Помните, что наше прошлое не только сладкая правда Сядейских, но и горькая правда Хабаровых».
      И добавил, что я тоже из стана Хабаровых: пишу о горькой правде.

 А главу «В.В. Путин  о забвении нашего прошлого»  начал словами,  произнесенными Владимиром Владимировичем на встрече с представителями общественных патриотических и молодёжных организаций: "Народ без памяти не имеет будущего, не зная прошлого,  будущего никогда не будет. Мы будем всё утрачивать, всё то, чем мы дорожим и на основе чего мы развиваемся и идём вперёд...Прошлым жить нельзя, нужно жить сегодняшним днём и смотреть в будущее. Но не бывает будущего без знания прошлого, без понимания того, на какой земле мы живём и благодаря кому мы живём…» Я решил напомнить об этом, потому что ещё в начале пятидесятых годов мне  довелось слушать, как сидя за столом двое друзей — мой дядя Исай Малышев и Борис Кожевин, оба воевавшие на Карельском фронте, вспоминали работу в Шапкино, переезд в Нарьян-Мар. Но главные воспоминания были о тех, с кем  воевали на Карельском фронте, о непростых отношениях в олене - лыжных батальонах между  непосредственно участвовавшими в боевых действиях и теми, кто на оленях подвозил на передовую боеприпасы и продовольствие. Из всего услышанного наибольшее впечатление на меня, двенадцатилетнего подростка, произвел рассказ дяди Исая, как он оказался в окружении и, после ранения командира, взял на себя командование взводом. Он вывел солдат из окружения с оружием в руках, но без боеприпасов, потому что в ящиках, сброшенных им с самолёта, вместо боеприпасов оказалась детская обувь.  И как, после этого рассказа, дядя Исай  призвал своего друга  Бориса Кожевина, предъявить счет Коле по прозвищу Чурвань. Этот Чурвань служил в олене –танспортном батальоне, и был первым, кто на своих олешках встретил группу  Исая, выходящую из окружения. Исай знал, что Чурвань иногда торговал пайками хлеба солдат, которые он им не передал, так как они погибли.   Потому попросил у Чурваня хотя бы одну пайку для своих солдат, которые будучи в окружении несколько суток голодали. Но Чурвань не дал им не крошки, а через некоторое время продал несколько паек другим.     И вот этого Чурваня, торговавшего пайками хлеба погибших, через 75 лет после окончания  ВОВ, в одной из  книг о  ВОВ  назвали   героем олене-траспортного батальона.   
Жителям Нарьян-Мара много пишут о героическом прошлом их земляков – участников ВОВ. Только местный историк Ю.В. Канев опубликовал не одну книгу о них. Но как говорится, идеальных героев в реальной жизни не бывает. В подтверждение своих слов приведу пару примеров.  По случаю  65-летия (или 70-летия) окончания ВОВ, один из участников её в  воспоминаниях  в местной газете с одобрением (а не осуждением)  рассказал, как его бойцы в качестве сувениров забирали кое-что у жителей Латвии, после того, как их освободили.
 А дочь погибшего политрука в воспоминаниях об отце, с гордостью сообщила о посылках с  фронта, которые присылал им отец. Когда они об этом писали, видимо, не знали, что в начале 1944 года, когда наши войска начали освобождать Европу, Сталин был вынужден принимать меры, чтобы остановить стремительно нарастающую волну мародерства в наших войсках.  Иначе, как нравственной глухотой авторов приведенных выше воспоминаний  упоминание о том, что их герои имели отношение к  тому, что еще при жизни Сталина именовалось мародерством,  назвать не могу.
Можно понять бойцов и командиров, которые буквально ошалели, увидев после нищеты в СССР, как жили люди в буржуазных Латвии, Эстонии и в Восточной Пруссии. В результате не могли удержаться и присваивали кое-что из увиденного. Но  не авторов воспоминаний. Хотя и их понять можно, если вспомнить, что  выросли они в стране, одной из любимых песен которой была песня со словами: « и все вокруг мое».
До них не дошло, что бойцы, позарившиеся на безделушки,  политруки, отправляющие посылки с фронта домой, и тем более те, кто как:
- знакомый мне по Каунасу командир дивизии «Катюш», вывезший из Германии столько ящиков  барахла, что  даже в середине 80-х годов не все их распаковал;
-  муж  певицы Руслановой, будучи генерал – лейтенантом Советской армии, отправлял на Родину из Берлина драгоценности и барахло вагонами, если не  эшелонами,
 в той или иной мере уподобились фашистам. Дав тем самым  повод для разжигания  на Западе и в республиках Советской Прибалтики волны русофобии еще в 50-60-е годы прошлого столетия. Эта волна буквально захлестнула меня, прибывшего в 1963 году в центр национализма Советской Прибалтики Каунас в качестве молодого специалиста после окончания Ленинградского университета.   Более подробно о том, как эта русофобия  формировалась в после военные годы, читатель может найти в Интернете, хотя бы, в трудах  Льва Копелева.
  В книге «О жизни в СССР, причинах его развала и последствиях» я  написал,   что одной из основных причин распада СССР явилась подмена  идеологами КПСС  горькой правды о Советской действительности на сладкую ложь. Этой подслащенной  идеологией на продолжении 70 лет  партийное руководство  СССР дезинформировало  население страны, с целью  воспитать молодое поколение в духе верности КПСС.  Но, в результате достигло обратного – полного неверия.  Ещё во времена Хрущева в Ленинграде родилась пословица: мы пережили блокаду, переживем и коммунизм. Я уж не говорю про 80-е годы, когда наиболее продвинутая часть населения СССР смогла  не только слушать западные  радиостанции « Голос Амереки» и  «Свобода», но и видеть по телевидению, как живут на Западе.
Сказанное в равной мере относится к изложению истории о тяжелейших временах и событиях Великой Отечественной войны, когда истинно трагический героизм подменяли на приукрашенный, как в случае с героями-панфиловцами. Либо просто на вымышленный.
Ещё в 2012 году  я написал: Прошло шестьдесят пять лет со дня окончания войны. Более пятидесяти лет нет Сталина. Страна признала: да, среди миллионов без вести пропавших некоторые сдались в плен и даже приняли  участие в войне на стороне Гитлера, но это ; не более нескольких процентов от общего числа безымянных воинов, сложивших головы на полях сражений. Имена большинства из них выявлены соответствующими службами.
Но я не помню, чтобы государство извинилось перед их вдовами, матерями и детьми за необоснованные обвинения их близких и перенесённые ими страдания. По данным «Книги памяти» из 3 317 человек, не вернувшихся с фронта жителей нашего округа,  1095 числятся пропавшими без вести.
В боях за Родину на фронтах войны с Финляндией и Отечественной войны принимали участие все взрослые мужчины из родового дома Чарнышевых: получившие тяжёлые ранения, но оставшиеся в живых  мои двоюродные дяди Тимофей и Яков Перфильевичи, Аким и Василий Петровичи, не вернувшиеся с войны мои отец Иосиф Иванович и старший брат Фёдор Иосифович. 
Погиб в боях за Родину мой двоюродный брат, танкист Ефим Иванович Носов, родной брат известной и уважаемой в Нарьян-Маре учительницы немецкого языка Романенко (Носовой) Александры Ивановны.
   О своих неудачных попытках убедить руководство общества ветеранов войны Нарьян – Мара (сначала по случаю 65-летия, затем 70-летия со дня окончания ВОВ), установить скромный памятник более чем тысяче воинов из Ненецкого округа, до сих пор числящихся «Пропавшими без вести». На мое обращение перед 70-летием со дня окончания ВОВ, направленное Председателю Совета ветеранов труда и войны НАО В.К. Корепанову, содержащие слова:
 - большинство, из «без вести пропавших», это безымянные герои, выполнившие приказ: пошедшие под огонь пулеметов;
 - в народе говорили, что «на миру и смерть красна», а они геройски выполнили свой долг – сложили свои головы не на миру, а один на один с неминуемой смертью;
 - подавляющее большинство из них  не удостоились участи быть по человечески захороненными.
  «Их кости до сих пор омывают дожди».                Потому и числятся они  в списках «без вести пропавших». Так может быть  уже пора  не только извиниться перед ними в газете, но и поставить к 70 - летию Победы им скромный памятник, рядом с памятниками другим героям войны,      
                Вячеслав Кузьмич  Корепанов мне  так и не ответил.                Зато в канун 75-летия со дня Победы, в Нарьян - Маре установили памятник ненцам, ушедшим на фронт в составе  оленно-транспортных эшелонов. Но я ещё мальчишкой  из уст участников тех событий слышал, что ненцы  на оленях в основном подвозили продовольствие, боеприпасы и вывозили раненых. А боевые действия вели, в том числе в тылу врага, подразделения лыжников, сформированные в основном из оседлых русских. В первую очередь за их героические действия,  отдельная 31-я лыжная бригада, в состав которой  были включены оленно-транспортные  подразделения, была удостоена в 1944 году ордена Красного Знамени. Потому я обещал сыну  воина-лыжника, ушедшего на фронт в составе оленно-транспортного эшелона и не вернувшегося с войны, задать  вопрос А.В. Цыбульскому (если  попаду к нему на прием), почему на монументе памяти оленно-транспортных батальонов нашлось место оленеводу, оленю и собаке, но не нашлось места даже для строчки упоминания о лыжниках-воинах?
     Но, на прием к губернатору НАО А.В. Цыбульскому попасть  я не смог. Трех месяцев моего пребывания в Нарьян –Маре не хватило для этого.


Рецензии