О Гамлете, который старше матери
Снимать фильм, строго следуя тексту первоисточника, при этом не впадая в повторы и реминисценции а-ля Козинцев или Дзеффирелли, дело малоперспективное. Значит, надо что-то менять. Что? Увеличивать затраты на историческую достоверность? Если вспомнить, что для съемок советского «Гамлета» на прибрежном утёсе под Таллином целый год строили декорации замка, похожего на Эльсинор, а у Дзеффирелли вообще основная фишка — костюмы и средневековые интерьеры, плюс голливудская суперзвезда, то видно, что создателям «Гамлета» 2024 всё это явно не по карману. Фильм смотрится как малобюджетный. Нехватка же денег имеет свои ловушки, в которые попасть легче, чем достичь сияющих вершин нового прочтения великого нашего Вильяма, понимаете ли, Шекспира.
Возможностей для сценарных интерпретаций пьесы немало. Лично мне всегда казалось, что сюжет и сцены с призраком отца Гамлета какие-то по-детски картонные, даже в классических театральных постановках. А почему не ввести в сюжет, ничего в пьесе не меняя, факт, что Гамлет не в себе, т. е. не притворяется, а действительно ненормальный? Шизофреники, аутисты и иже с ними нередко наделены даром предвидения. Тогда многие действия и события (явление призрака, догадка, что отца отравили, догадка о содержании сопроводительного письма в Англию) становятся более достоверными и менее театральными. Но это лишь мои домыслы дилетанта. Что же делает Шон Матиас со товарищами-сценаристами? Они, ни слова не меняя в шекспировской пьесе, переносят ее события в помещение современного довольно обшарпанного театра, где и происходит постановка «Гамлета», этакий флакон во флаконе. А если учесть, что в сюжете пьесы есть сцена постановки спектакля «Мышеловка», то получается, что этот эпизод фильма есть не что иное, как пьеса о пьесе в пьесе…
Зачем всё это? Ответ прост: «Оригинально!» Ведь просто шекспировское «Мир — театр, а люди в нем — актеры» нынче чистой воды трюизм. Однако и приемы многослойного отображения мира в произведениях искусства тоже оригинальным назвать нельзя, в редком фильме эти приемы не используются сегодня больше или меньше. Значит, оригинальности в новом «Гамлете» всё равно недостаточно. Зная это, постановщики добавляют перчику: пьесу в пьесе играют актеры не в исторических костюмах, а в современной, причем совершенно разношерстной одежке. Сразу отмечу, что это не столько оригинально, сколько забавно и отвлекает от смыслового восприятия той или иной сцены. Но смысл в манипуляциях с одеждой всё же есть. Например, кто такой Канье Уэст, я понятия не имел, а привез он на церемонию Грэмми голую жену и… теперь знаю, может, даже с его творчеством познакомлюсь. Полагаю, не только я…
Есть в фильме фишки и позабористее. Например, Лаэрта (брата Офелии) играет женщина, причем африканка, причем не трансгендер, а вполне даже с бюстом… Играет, кстати, неплохо. Но всё же, слушая произносимый ею шекспировский текст (дубляж в переводе Пастернака, кажется), невольно думу-думаешь (впадаешь в когнитивный диссонанс, говоря по-модному), а почему брат — женщина и как она в последнем действии будет фехтовать на рапирах в поединке с крутым мужиком Гамлетом… Будут ли шансы у женщины против мужчины? История современных олимпийских игр показывает, что нет. Вспомним хотя бы, как на парижском олимпийском женском турнире по боксу лупил своих соперниц будущий чемпион, получивший неведомо как женский паспорт. Создатели фильма и тут находят оригинальный выход. Гамлету 85 лет! А двадцатипятилетняя спортсменка может уделать восьмидесятипятилетнего мужчину в любых физических экзерсисах, даже если последний еще и не прочь обмакнуть палец в соус…
И тут наступает главный интригующий вопрос фильма, а почему Гамлету 85? Ответ прост. Гамлета играет Иэн МакКлейн. Этот замечательный актер выглядит именно на 85 лет, даже не потому, что в мае 2025 ему исполнится 86. Есть лица, которые в 90 выглядят на 70 или 65, есть лица, которые в 55 выглядят на 75. Всякое бывает. Маккейн лицом выглядит именно на 85, и с этим ничего не поделаешь. Поэтому сцены диалогов Гамлета с матерью выглядят не то что странно, а противоестественно. Ну не может Гертруда-мать, которую играет очень возрастная актриса, быть откровенно моложе сына…
Не могу, однако, не отметить, что играет Маккейн Гамлета замечательно и равноправно встает в ряд исполнителей роли со Смоктуновским и Гибсоном.
РЕЗЮМЕ
В музыке есть такая форма, как концертное исполнение оперы, там певцы в обычной одежде просто стоят на сцене перед симфоническим оркестром и исполняют свои партии. В таком концертном исполнении фильм получился бы неплохим, игра актеров, логика компоновки эпизодов, операторская работа вполне профессиональны, а Маккейн так просто великолепен, но… Шон Матиас в свое рагу набросал овощей, некоторые из которых не захотел мыть и чистить, по какой причине — не берусь судить…
Свидетельство о публикации №225021001098