Игра, которая изменила мою жизнь. 2 глава
Начало пути.
Поезд прибыл рано утром. За окнами еще было темно, морозный воздух вырывался из-под вагона паром. Мы вышли на платформу, огни вокзала мягко светили в предрассветной мгле.
Я глубоко вдохнул холодный воздух. Голова все еще была полна впечатлений от турнира – матчи, разговоры, детский азарт, шорох мячей по деревянному покрытию...
Мы молча прошли через вокзал и направились к автобусной остановке.
Олег посмотрел на меня и усмехнулся:
— Вижу, ты весь под впечатлением?
— Ну да, это совсем не школа… – я покачал головой. – Другое ощущение.
Олег хлопнул меня по плечу:
— Вот и хорошо. Сегодня отдыхай, а завтра приходи пораньше. Познакомлю тебя с директором.
— Конечно, приду.
Мы попрощались, и я направился к своему автобусу. Впереди меня ждал новый этап – первый день в роли тренера.
Подготовка к первому набору
Дома я первым делом перебрал свою спортивную библиотеку и отложил все книги по теннису. Справочники, пособия, методички… Среди них попалась одна книга с углубленной методикой обучения. Хоть она была издана в 70-х, некоторые принципы оставались актуальными.
Я пролистал нужные главы и понял: на начальном этапе важно научить детей ударам с отскока и подаче. Кстати, об этом мне говорил Сергей из Караганды.
Я выписал:
Основные подводящие упражнения для форхенда и бэкхенда.
Комплекс "Школа мяча" – упражнения на координацию и чувство мяча.
Работа с ракеткой без мяча – повороты, хватка, стойка.
Разминку и ОФП я знал со студенческой скамьи – здесь проблем не было.
Теперь у меня был план. Оставалось сделать главное – набрать детей и начать тренировать.
Знакомство с директором комплекса
На следующее утро, позавтракав яичницей и чаем с бутербродами, я быстрым шагом направился в "Локомотив".
Когда я вошел, Олег еще проводил тренировку. Жестами он показал мне подняться на трибуны второго этажа.
Я поднялся и лицом к лицу столкнулся с высоким худощавым мужчиной. Лицо показалось знакомым.
— Доброе утро, — поздоровался я.
— Доброе. К кому? — спросил он.
— К Олегу.
— Ты по поводу работы тренером?
— Да.
— Тогда пошли в кабинет.
— А как же Олег? — удивился я.
— Не переживай. Он мне уже про тебя говорил. Да и тренировка еще минут 15 будет идти.
Мы зашли в просторный, но скромно обставленный кабинет.
— Сергей, — представился я, протягивая руку.
— Андрей Николаевич, — он крепко пожал мою руку и сел в кресло.
Он пристально посмотрел на меня.
— Где-то я тебя видел… Каким спортом занимался?
— Фехтование.
— У Николая Егоровича?
— Да.
Андрей Николаевич кивнул.
— Тогда я спокоен. Скоро Новый год. Давай займись набором детей. С января определимся, как будем работать.
— Конечно! — ответил я.
Тут в дверь постучали. Вошел Олег.
— Ну что, познакомились? — спросил он.
— Конечно, — кивнул Андрей Николаевич. — Объясни ему, что и как, пусть занимается набором.
— Конечно, Николаевич, — сказал Олег, кивая мне. — Пошли.
Я поблагодарил Андрея Николаевича, попрощался и вышел.
Первый настоящий шаг в тренерскую жизнь
Мы зашли в тренерскую. Олег открыл шкафчик, достал ключ и протянул мне.
— Вот, держи ключ от тренерской. Сетка и столбы всегда в зале. Как ставить – научу.
Он достал лист бумаги и ручку.
— Значит так. Дай объявление в газету. Плюс распечатай и расклей на близлежащих домах. Две группы тебе хватит. Человек по 10, возраст – от 8 до 12 лет.
Я внимательно слушал.
— Пока можешь приходить на мои тренировки, — продолжил Олег. — Детей ты уже знаешь, они тебя тоже.
В этот момент закипел чайник. Олег заварил свежий чай, достал вазу с конфетами и печеньем.
Мы молча пили чай.
Я понимал – это не просто чай.
Это был момент, когда я официально стал тренером.
— Ну, с Богом, — сказал Олег, усмехнувшись.
Я улыбнулся, допил чай и пошел заниматься подготовкой к набору детей.
Подготовка к набору детей
Выйдя из спортивного комплекса, я сразу направился подавать объявления в две газеты.
Самой популярной была "ИнфоЦес" – ее читали почти все, поэтому шансов найти учеников было больше. Пункт приема объявлений находился недалеко, а мороз немного спал, так что я быстрым шагом направился туда.
Очередь была небольшой. Я написал короткое объявление, заплатил деньги, и уже через десять минут снова оказался на улице.
"Набор детей в секцию тенниса. Возраст: 8-12 лет. Тренировки в спортивном комплексе "Локомотив". Подробности по телефону: ..."
Я посмотрел на записанный текст и кивнул. Все просто и понятно.
Но этого было мало.
Была еще бесплатная газета, где объявления публиковали без оплаты. Ее пункт приема находился неподалеку. Там вообще не было людей, и я быстро оформил заявку.
— Ну вот, – подумал я, выходя на улицу. – Полдела сделано. Теперь надо распечатать объявления и расклеить их по домам.
Создание объявления и подготовка первых тренировок
Я вернулся домой, включил компьютер и напечатал объявление.
Добавил картинку игрока с ракеткой – так оно выглядело привлекательнее.
Выглядело неплохо!
Но тут возникла проблема – принтера у меня не было.
Тогда я вспомнил о своем друге детства – Александре. Он с друзьями занимался наружной рекламой. Решил позвонить ему.
— Привет, дружище! Как жизнь?
— Привет, нормально!
— Есть просьба. Поможешь распечатать объявление?
— Какое объявление?
— Расскажу при встрече.
— Хорошо, приходи.
— Отлично. После обеда буду у тебя. Бумагу возьму.
— Договорились.
Я взглянул на часы – до обеда оставался час.
Решил использовать это время, чтобы расписать упражнения для первых тренировок.
Создание упражнений: соединяя фехтование и теннис
Я начал с удара справа.
Важно было, чтобы дети усвоили правильную технику.
Исходная позиция теннисиста – обязательный элемент.
"Раскрыться" – развести руки в стороны и шагнуть левой ногой вперед.
Приставные шаги вперед, имитация удара.
Возвращение в позицию готовности.
Вспомнил фехтование. В нем есть обязательный комплекс "шагистика" – шаг, скачок, выпад.
Решил адаптировать:
Позиция готовности.
Шаг правой ногой в сторону – скачок вправо – шаг левой вперед – удар – возврат.
Попробовал сам, без ракетки. Получилось неплохо!
Записал все упражнения:
Два для удара справа.
Два для удара слева.
Пятое – комбинация ударов с переходом в позицию готовности.
Перечитал вчерашний план тренировки и дополнил его:
1. Разминка – 10 минут. 2. Обучение хватке ракетки (справа, слева, подача).
3. Школа мяча – упражнения с ракеткой и мячом.
4. Имитационные упражнения (на месте и в движении).
5. Игра у стенки.
Я отложил ручку и выдохнул. Кажется, план получился.
Поездка к Александру
Супруга позвала к обеду. Я быстро поел, еще немного пролистал книги – вдруг что-то полезное попадется.
Затем взял флешку с объявлением и направился к Александру.
Теперь у меня был четкий план.
Завтра – старт моей тренерской карьеры.
Последние приготовления
Я вышел из дома. Погода заметно улучшилась – мороз ослаб, воздух был свежий, а небо чистое.
До работы Александра было всего две остановки, но я снова решил пройтись пешком. Тем более, что от его офиса до "Локомотива" было рукой подать.
По дороге зашел в магазин канцтоваров и купил клей-карандаш.
Встреча с другом: поддержка и ностальгия
Александр сидел один, без дела, когда я зашел.
— Так что у тебя за объявление? – спросил он, пожимая мне руку.
— Да вот, возвращаюсь в спорт. Иду на тренерскую.
— Опять фехтование?
— Нет, на этот раз теннис.
— А, прикольно! – Александр улыбнулся. – Ты ведь нас всех учил играть. Да и по технике ты тогда всех обошел.
Он вставил флешку в компьютер, открыл файл и кивнул:
— Хорошее объявление. Давай распечатаем.
Пока принтер жужжал, он вспомнил:
— Помню, как у меня подача не шла. Ты мне тогда сказал – "Держи ракетку как молоток, а не как сковородку".
Мы засмеялись.
— Помогло же! – сказал я.
— Да, еще как! – подтвердил Александр.
Через пару минут он передал мне распечатанные листовки.
— Ну, удачи тебе. Думаю, у тебя все получится.
— Спасибо, дружище!
Я вышел на улицу, взял первую листовку и посмотрел на нее. В руках я держал ключ к своей новой жизни.
За полчаса я расклеил объявления на подъездах близлежащих домов.
"Теперь остается ждать звонков…" – подумал я.
Разговор с Олегом: первые тренировки и коммерческий теннис
Я зашел в спорткомплекс. Тренировка еще не началась, так что я поднялся на второй этаж в тренерскую.
Олег уже переоделся и листал книгу.
— Ну, как? – спросил он, взглянув на меня.
— Все путем. Дал объявление в две газеты, распечатал листовки, уже расклеил.
Олег кивнул:
— Молодчина. Короче, бери время – вторник, четверг и суббота. Утренние группы с 9 до 10, вечерние с 15 до 16.
— Понял. А как с оплатой?
Олег усмехнулся:
— Вот и я, когда был два года назад в Алма-Ате на турнире, даже не думал, что буду детей тренировать. Валера тогда сказал мне: "Займись коммерческим теннисом". Я сначала даже не понял, о чем он…
Он сделал паузу, улыбнулся и продолжил:
— Сейчас все коммерсантами стали. Я беру 10 долларов с ребенка в месяц. Конечно, по курсу в тенге. 40% отдаю Николаевичу. С тебя он, скорее всего, будет брать 50%. Потом, если нормально пойдет, скинет до 40, как и мне. Он к деньгам не жадный – все пускает на ремонт и инвентарь.
Я задумался.
— А что с ракетками и мячами?
Олег махнул рукой на угол тренерской:
— Видишь ящик? Там штук 20 ракеток. В основном деревяшки. В коробке – мячи. Валера иногда подгоняет.
Я заглянул в ящик.
Деревянные ракетки – тяжелые, с толстыми ручками. Вспомнилось, как в 80-х все играли такими.
— Сейчас в Москве появляются графитовые ракетки, — добавил Олег. — Можно заказать.
Я взял в руки один из мячей. Он был желтым, как на турнирах, но уже потрепанным.
— Ладно, мне пора, — сказал Олег.
Он хлопнул меня по плечу:
— Давай на балкон, посмотри тренировку. Может, даже мне что-то подскажешь!
Он рассмеялся, и мы вышли из тренерской.
Я внимательно смотрел всю тренировку от начала до конца.
Это была та самая группа детей, которые ездили с нами на соревнования в Экибастуз. Две девочки, четыре мальчика. Среди них – Митька, внук Дмитрия Павловича.
Олег начал с разминки.
Дети бегали, выполняли координационные упражнения, разогревали плечи. Все выглядело четко и организованно – чувствовалась система.
Затем началась работа с мячами.
Дети взяли ракетки и начали выполнять удары.
Сначала – удары с отскока: по линии, по диагонали.
Четверо работали, двое отдыхали.
Олег ходил вдоль корта, делал замечания, поправлял стойку, хватку, движение ног.
Последние 20 минут тренировки – подача и прием подачи.
Олег внимательно следил, подходил то к подающим, то к принимающим, что-то поправлял, показывал руками правильное движение.
В конце тренировки он построил детей, подвел итоги и наметил план на следующую встречу.
Дети пошли переодеваться, а Олег поднялся ко мне.
Разговор с Олегом
— Ну как? – спросил он, садясь рядом.
— Здорово! Чувствуется опыт работы.
Олег усмехнулся.
— Не переживай, у тебя тоже все получится.
— Конечно. Но тебе повезло с Валерой. Иметь такого друга и наставника хотел бы любой тренер.
Олег на секунду задумался, потом кивнул.
— Начнешь тренировать – все будет получаться. По возможности приходи на мои тренировки, читай книги, смотри видео. Сейчас можно найти некоторые записи.
В этот момент я вспомнил одну вещь.
— Точно! Помнишь, в Экибастузе кто-то обещал нам записать уроки Тарпищева?
( Тогда я даже подумать не мог, что спустя каких-то пару лет я увижу и самого Тарпищева, и многих мэтров российского тенниса – и смогу с ними свободно общаться…)
Олег вдруг улыбнулся.
— Ну молодец, что вспомнил.
Он подошел к шкафу, достал видеокассету и протянул мне.
— Вот она.
Я взял ее в руки. Черная коробка, наклейка с фамилией Тарпищева.
— У тебя видак есть?
Я кивнул.
— Тогда перепиши.
К тому моменту Олег уже переоделся. Мы вышли из тренерской и направились каждый в свою сторону.
На днях мне предстояло провести свою первую тренировку.
Свидетельство о публикации №225021001151