От организационного к духовному
Чего следует ожидать? После духовного подъема 90-х начался спад. Обусловлен он тем, что страна много лет зажимаемая в тиски государственным атеизмом вырвалась на свободу. Началось возрождение, но многолетний разрыв с традицией лишил это возрождения корня, либо сделал его очень тоненьким и слабым. И дети пришедших к вере в 90-е уже критически относятся к порыву старших, хотя в целом и не отрицают его. Просто это уже теплохладное поколение. Да многие «профессионально » выше своих родителей. Но «профессиональный» верующих относится скорее к насмешке, чем к похвале. Новому поколению мало того, что было у их отцов порыва и пламенной веры. Пришло время для систематического изучения. Смолоду учатся петь и теперь уже профессионально. Интерес к Богословию сместился в историческую сторону. Это хорошо, но не все можно измерить научной меркой. Это означает. что нужно вычеркнуть духовную часть и богословие становится фактически одной из наук. Отсюда скептицизм к свт. Димитрию Ростовскому, русским святым, к юродству и монашескому идеалу. Подвиги никого н привлекают уже и даже вызывают сомнение или насмешку. Самым эффективным средством борьбы с церковь стало потопление ума в потоке информации, чтобы человек не выбирал себе полезную и нужную информацию, а был просто потоплен нагромождением фактов. У врага нашего спасения есть хороший для этого помощник- интернет. Это проблема касается всех людей, но особенно она становится вредной для духовной жизни. Кто более достойный человек для священства, который знает огромное количество фактов, а не приготовленный к принятию сана духовно-покаянной работой. И почему нас двигают по этому пути. Такой перенасыщенный человек может быть просто атеистом. Как в старом семинарском анекдоте: пока человек учиться в семинарии, думает как попасть а хороший приход, когда учиться в академии, то думает верить ли в Бога. В целом знание и вера не находятся в состоянии антагонизма, но чрезмерное увлечение знанием приводит к смерти веры. Да и такое знание по сути является не живым знанием, а складом не нужных для человеческой души товаров.
В любом случае охлаждение приводит к экономическим проблемам — люди меньше жертвуют на церковь. И в первую очередь, это сказывается на благосостоянии простых священников. И у них появляется искушения где-то заработать: или на светской работе, или.. проповедью. То есть фактическим манипулированием богатых людей. Пусть вроде это и представляется не вполне вредным делом, но разделение прихожан на богатых и бедных само по себе ужасно в Церкви. И часто оборачивается тяжелыми последствиями. Такие обеспечение люди начинают думать, что их облапошили, когда чаще всего это бывает и не так и начинают предъявлять священникам правильно или нет. И это вызывает скандалы.
Самым глупым средством борьбы с этим является целибат. Надо понимать, что одной из главных целей прихода является обеспечение духовенства. Обеспечения по среднему. То есть батюшка должен быть на уровне благосостояния среднего прихожанина. А со сребролюбием надо бороться на стадии подготовки к принятию сана. Именно по духовному совершенству в первую очередь надо подбирать кандидатов в священству, а не по обилию знаний. Надо освобождаться от бездуховности. Но как? Где духовники, которые могут руководить этим процессом. Отсутствие святых людей или людей идущим по пути святости — главная проблема. Бюрократия работает. Но кто может управлять благодатью кроме Самого Бога? Человека дано проводить суд, но уж точно не дано право запрещать священнику служить по организационным или каким-то человеческим установкам. Благодать дана и человек должен работать, чтобы оправдать получение такого дара
© Copyright:
Василий Дроздов, 2025
Свидетельство о публикации №225021001242
Рецензии