Кузя
Спасаясь от нападения, кот летел по какому-то узкому переулку, ловко юркнул под деревянный покосившийся забор и влез на невысокое, но раскидистое дерево, принявшись вылизываться от пережитого волнения. Покрутившись у забора с полчаса и громко полаяв, собаки оставили несчастное животное.
Уже вечером, в слабом свете фонарей, кот осторожно спустился на мартовский снег и робко пошёл в первую попавшуюся сторону. Вокруг были незнакомые места. Горела болью правая передняя лапа, пораненная о кору дерева, а глаза уже гноились от ледяного ветра. В его крохотном сердечке гулким ритмом бились два вопроса:
«Где я?» и «Куда идти?» Дома его звали Кузей, и для своего семилетнего возраста он был смышлёным котом. Долгая жизнь в хорошем доме его многому научила. Крохотным сереньким котёнком с тёмными полосками на боках и лапах он был взят от матери добрым мужчиной и по-особенному любим его сыном — сейчас уже мальчиком-подростком лет четырнадцати, всегда ласкавшим и купавшим любимца в круглой купальне с пушистой пеной, застилавшей его пасть и уши.
Котёнок поначалу фыркал, мяукал и даже рычал, но вскоре привык к этой процедуре и со звонким урчанием распускал красивые когти в ароматной воде, забавно шевеля ушами. Кузя вырос, напоминая осанкой стройную породистую рысь, и вызывал восхищение у хозяев и гостей дома. Там было его отдельное место в кошачьем домике, кормушка и поилка с водой, еловый смолистый брусок в углу прихожей, где он с упоением чесал зудящие когти.
Но больше всего ему нравились лужайка и сад за домом. Там Кузя познавал окружающий мир. С весны до осени вокруг звонко пели птицы, и тогда в жилах кота закипала кровь. Он взлетал на дерево, замирал в густых листьях кроны, готовый к броску на пернатую дичь. Но мир был сложен, а птицы осторожны, и удача пылкому охотнику сопутствовала не всегда. Вскоре он усвоил одно кошачье правило:
«Быть поближе к теплу и кухне и подальше от вредных кошек и собак!»
И вот всего один опрометчивый поступок перевернул его жизнь. Наступала ледяная ночь. По слабому дуновению ветерка кот осторожно пошёл к видневшейся вдали теплотрассе и парившему колодцу, но оказалось, что все тёплые места там давно заняты бродячими кошками и собаками.
Лохматая чёрная собака с лаем бросилась к нему, и он еле-еле успел увернуться от её страшных зубов, чудом в последнее мгновение запрыгнув на крышу ближайшего деревянного сарайчика. Больше он не помышлял спускаться вниз и всю ночь провёл на снежной крыше.
Утро оказалось ещё более безрадостным.
Едва Кузя спрыгнул в сырой снег и на трёх лапах захромал в сторону груды картонных коробок у мусорного контейнера (оттуда тянуло едой), как двое проходящих подростков швырнули в него увесистым обломком кирпича, а следом и сучковатой палкой, чуть не попав в голову. Кот едва успел увернуться и сразу забился под днище стоявшего во дворе старого автомобиля.
Прячась там и жалобно мяукая, он звал кого-нибудь прийти ему на помощь, и та явилась к бедолаге. Пожилая женщина несла мусорное ведро с отходами и, увидев эту сцену, прогнала хулиганивших ребят, а затем стала звать кота к себе. И Кузя, услышав ласковый голос, осторожно высунул из-под днища машины голову. Увидев его, женщина ахнула, всплеснув руками:
— Боже! Какой красавец! Как ты потерялся? Ну выходи, не бойся…
Кузя был настороже и, выбравшись из-под машины, сразу отбежал в сторону на приличное расстояние, протяжно и жалобно мяукая.
— Ну иди, иди ко мне… Не бойся… Чей ты? — приятным грудным голосом звала озябшего голодного кота женщина, и тот робко захромал к своей спасительнице.
Добрый Кузя мягко замурчал, отдавая человеку то единственное, что имелось в его крохотной душе, – свою благодарность. Дал себя погладить, а затем взять на руки и отнести в подъезд дома, где жила сердобольная женщина. Так он оказался там, где ему раньше не приходилось бывать никогда.
* * *
Он стал жить в подвале, где размещалась забитая хозяйственным хламом комната слесаря-сантехника. От насыпного песчаного пола до потолочных бетонных плит она была завалена кусками ржавых труб, сантехническими и строительными отходами, а с потолка капала вода.
У двери стояли железный верстак, шкаф с инструментами и сварочным аппаратом, разбитые стулья и видавший виды ободранный диван. Было сыро и неуютно, не было прежних приятных купаний, кошачьего домика с еловым бруском, таинственного сада и лужайки, где велась упоительная охота на птиц. Однако коту было не холодно и не голодно, сантехники кормили его кусочками колбасы и котлет от своего обеда и не давали в обиду злым собакам, бродившим у дома. Кузя быстро научился охотиться в подвале на мышей и крыс, умело справлялся с ними, хотя они и были ему неприятны. Он далеко не отлучался из мастерской и подолгу сидел у двери подвала, греясь на весеннем солнце.
Вскоре кот разведал во дворе все углы и закоулки. У него появились знакомые кошки и один добрый пёс смолисто-тёмного окраса Шарик, живший на соседнем предприятии. Так прошёл месяц, а затем второй, и явилось наконец волшебное майское тепло. Появилась первая зелёная трава, по которой цветущим покрывалом раскинулись жёлтые одуванчики, раскрылись клейкие листья деревьев и кустарников.
Без былого ухода шерсть кота скомкалась, стала грязной, в ней завелось что-то зудящее и кусающее, и Кузя злобно вычёсывал эти места лапами, дробно кусая их зубами, что мало ему помогало. Приютившие его люди не думали купать и расчёсывать животное, и он привык воспринимать это как должное, а спал на грубой подстилке из тряпок, брошенной в углу сырого подвала.
===============
В тот день было по-особенному тепло. Солнце с раннего утра знойно припекало. Во дворе дома, в густой листве деревьев, звонко пели птицы. Сердце кота заныло от охотничьей тоски, и он решился на то, чего ранее во дворе не делал. Кузя забрался на густое дерево, устраиваясь в засаду на пернатую дичь. Внизу под ним сновали пешеходы, играли дети и подростки, с шумом проезжали автомобили. Не обращая на них внимания, кот прилёг на удобную ветку и наблюдал за щебетавшими птицами. Мельком он заметил под деревом двух идущих мальчиков. Они весело разговаривали, размахивая школьными сумками.
И Кузя оцепенел…
В одном из них кот узнал своего юного хозяина, дом которого потерял. Подростки прошли под ним, стали удаляться, и он, забыв о птичьей охоте и обо всём на свете, закричал. Его мяуканье было громким, очень протяжным и жалобным, похожим на стон. Кот спрыгнул на землю, на мгновение теряя мальчиков из вида, а затем стелющимися прыжками с криком понёсся им вслед.
— Мя-у… мя-у... мя-у!.. — слышался его зов, и люди, увидевшие эту сцену, замерли. Это был горький плач: «Милый хозяин! Я здесь!.. Я хочу к тебе!..»
Подростки обернулись и обомлели. Глаза кота блестели ярким бирюзовым светом, он стоял рядом с ними и, переминаясь с лапы на лапу, продолжал мяукать. Один из мальчиков сразу узнал потерявшегося друга и радостно закричал, подхватывая его на руки:
— Кузенька!.. Родной мой!.. Где ты был?! Я тебя так искал!..
Школьник крепко прижимал к своей груди дорогую пропажу. Кот, чувствуя знакомое тепло и запах хозяина, ласково тянулся к его лицу, щекотал усами его щёку, норовя лизнуть в нос или глаз. А тот, ловко уклоняясь от ласки любимца, беспокойно говорил:
— Не сейчас, не сейчас, Кузя… Ты грязный и больной! Идём скорее домой, тебя нужно купать и лечить… — Мальчик нёс отыскавшееся сокровище, а Кузя гордо и смирно сидел на его руках, осматриваясь по сторонам.
А потом всё было как в сказке! Ароматная кошачья ванна с пенистым шампунем, прививки и лечение любимца, вкусный корм для Кузи, еловый брусок для острых когтей и упоительное мурлыканье четвероногого друга, много испытавшего в этом приключении и всё-таки отыскавшего хозяина. В убогой кошачьей жизни, однако, тоже бывают чудеса.
12 мая 2018 года
Свидетельство о публикации №225021001267