Личное

Вот уже через три недели начало Великого поста.
И я нахожусь в радостном ожидании его, хотя прошло всего два месяца, между Рождественским постом и постом Великим. Всего два месяца, но понимаю острую необходимость этого поста, радуюсь приближению его в моей жизни. Радуюсь надежде, которую дает Великий пост.
Всего два месяца, а как много надо исправить, поправить, очистить, избавиться от грехов. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом».  Мф. 17:17
«Пост это всего лишь маленькое доказательство, проверка истинности и силы нашей любви и веры. Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, чтобы избавиться от грехов и страстей для следования воле Божьей. В этом усилии значительное место занимает пост. Он является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе». © Азбука веры.

Два месяца жизни в нашем мире, среди массы событий, среди огромного количества информации, разговоров, переживаний, споров. Два месяца жизни среди окружающих меня людей. Два месяца жизни, иногда находящегося и молящегося в храме. Но большее время на улочках, улицах, в доме, в квартире. В этом мире.
Чем ближе Великий пост, тем яснее понимаю, что язык мой, порой болтался во рту, как на ветру тряпка, совершенно бесполезно издавая какие – то звуки.
И именно в то время, когда нужно было помолчать или послушать, поддержать разговор, а не перебить пустым возгласом. Не спорить, а слушать! Не поучать, а научаться!
А что более страшно, порой и скверное слово вырвется чаяно или нечаянно – это не важно – уже вырвалось. Иоанн Златоуст для нас проповедовал и для меня, грешника, говоря о матерной брани:
«Если человек ругается матерно, в тот день у него уста кровью закипают, горят пеною, и паром скверным смрад исходит из уст его: и тому человеку, пока не раскается, не подобает в церковь Божию входить, ни Евангелия целовать и икон святых, и креста, и причастия давать. Из-за человека, не удержавшегося от проклятого слова матерного, Ангел-хранитель плачет, а диавол радуется. Поэтому, братья и сестры, молю вас, не бранитесь матерно, удерживайте язык свой, от Бога удаляющий злым и неподобным словом».

Слышать и слушать – два совершенно разных действия. Услышал что – то и раздражился, и рот уже было открыл, чтобы ответить. А от чего раздражился, даже не подумал. А от того, что в услышанном есть то, что во мне самом сидит грехом во всю душу. От того и раздражение. Как сказал однажды один священник: «Почему слова жены иногда раздражают, когда она замечание делает? Да потому что она правду говорит, а правда нас всегда раздражает, пока к смирению не придем!». Поэтому надо бы больше слушать, чем слышать. И не слышать какие – то непотребства, чтобы душу свою не засорять. И не говорить какие – то непотребства, чтобы души других не засорять. «Грех заключается не в том только, чтобы злоупотреблять слухом, слушать то, чего не следует, но и в том, когда не слушают того, что следует.»
(Епископ Виссарион).

Да и глаза порой шастают вокруг своим взглядом куда надо и не надо. Смущают самого себя и окружающих. Как говорит преподобный Ефрем Сирин, день памяти которого сегодня, 10 февраля:
«Го;споди, да;руй ми зре;ти моя; прегреше;ния и не осужда;ти бра;та моего;».
Через зрение возбуждаются и питаются нецеломудренные помыслы, о преступности, которых можно судить по словам Христовым: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце» (Мф.5,28).
Путем зрения проникают в душу впечатления от зрелищ, растлевающих душу.
Греховные впечатления зрения получаются, к сожалению, иногда в местах, предназначенных отнюдь не для праздных зрелищ. Так, в самую церковь ходят иные не для участия в богослужении, а чтобы только посмотреть на других и на обстановку богослужения. Слава Тебе Господи, что справляюсь я понемногу с этим, но ожидаю Великий пост, чтоб укрепиться в этом и не грешить более.
Как говорит епископ Виссарион (Нечаев):
«Для избежания исчисленных грехов чувства зрения, должно оберегать душу от всего соблазнительного, могущего войти в нее через зрение, не рассеивать взоров, отвращать их от всего суетного, на предметы и действия священные взирать с благоговением, на видимый мир смотреть с мыслию о Творце. Глаза – это окна души. Должно тщательно охранять их, чтобы не проторглись в них воры и разбойники, ибо как иначе назвать греховные впечатления, окрадывающие и расхищающие душу, в которую вторгаются чрез эти окна?»

Два месяца между двумя постами: Рождественским и Великим! Совсем вроде и не много по времени прошло. А как много произошло в моей жизни того, от чего нахожусь в радостном ожидании Великого поста, как времени очищения от всего греховного, наносного, надуманного, что можно исправить лишь постом и молитвой. Как говорит митрополит Антоний Сурожский:
««Великий пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, – для того, чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны».

Как говорится в Великопостной стихире из Триоди постной:
«Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение этого –истинный пост и благоприятный!».
 
Испове;даю Тебе; Го;споду Бо;гу моему; и Творцу;, во Святе;й Тро;ице Еди;ному, сла;вимому и покланя;емому, Отцу; и Сы;ну и Свято;му Ду;ху, вся; моя; грехи;, я;же соде;ях во вся; дни живота; моего;, и на вся;кий час, и в настоя;щее вре;мя, и в преше;дшия дни и но;щи…

Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй меня грешного!


Рецензии