История до Ветхового завета
Считается что шумеры относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. Предполагается что они пришли возможно из Азии, преодолев горную местность и сумев овладеть искусством мореплавания (в последствии это помогло финикийцам заниматься торговлей). Свидетельством того, что шумеры пришли с гор является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. В шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. При этом многое говорит о том, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Они появились в устьях рек. В их древнейших верованиях главную роль играл бог Энки, чей «дом» — Абзу — находился на дне океана. Можно предположить что это связано с тем, что они пережили великий потоп. Возможно они долго жили со всех сторон окруженные большой водой, и по мере подъёма её уровня уходили на возвышенность и там обустраивали свою жизнь. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун. Вполне возможно что это была самая высока точка на планете. Но скорее всего их спасительный берег не сохранился. Шла перестройка рельефа планеты, и их остров опустился на дно, когда поднимались другие горы. Судя по тому что в Аркаиме на раскопках обнаружена колесница, поверхность земли на обширных территориях была ровной. И этим объясняется интересная факт расстановки городов. Возможно речь может идти об огромном мире, простиравшемся от Средиземноморья до Северных морей. Около 2900 до Р. Х. Шумер пережил гигантское наводнение, оставшееся в народных преданиях как шестидневный «всемирный потоп». Согласно шумерским сказаниям, заимствованным позже семитами, во время потопа погибло множество людей. «Всё человечество стало глиной» – уцелел лишь правитель города Шуруппака, праведник Зиусудру, он же Заратустра, а в вавилонских сказаниях - Утнапиштим (прообраз библейского Ноя), КОТОРОМУ БОГ МУДРОСТИ Энки (Эа) (он же Энкиду) открыл приближение катастрофы и посоветовал построить ковчег.
На своём ковчеге Зиусудра причалил к высокой горе. Создав библиотеку (а создавал он её тысячу лет) , Ашурбанапал ИЗДАЛ СВОЮ КНИГУ БЫТИЯ о том как Гельгамеш НАУЧИЛ СДЕЛАННОЕ ИЗ ГЛИНЫ ЗВЕРОПОДОБНОЕ СУЩЕСТВО СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. И этот человек стал мудрейшим, предсказавшим великий потоп и построившим ковчег для спасения всех зверей и людей, а имя его Энкиду.
Потоп отмечен во всех шумерских царских списках. Его действительные археологические следы открыты ещё во время раскопок Вулли (начало XX века): толстые слои глины и ила, разделяют городские постройки и относятся как раз к началу III тысячелетия. В литературе шумеров много упоминаний о периоде «до потопа». После потопа возвысился город Киш. Сохранилось предание о кишском царе Этане (XXVIII в. до н. э.). Его преемник Эн-Мебарагеси – первый царь шумерской истории, от которого остались не только легендарные воспоминания, но и вещественные памятники. Сын Эн-Мебарагеси Агга (ок. 2600 г.?) открыл войну с другим шумерским городом, Уруком, где воцарился Гильгамеш. Гильгамеш сделался величайшим героем шумерских исторических сказаний. Мифы повествовали, как он поднялся на высокие Кедровые горы к востоку от Междуречья и убил там врага людей - демона кедров Хумбабу.
Поэма о Гильгамеше это одно из самых древних дошедших до нас литературных произведений (эпос был написан в XXII в. до н.э.), которое ценно еще и тем, что писали его шумеры в течение тысячи лет.
В поэме древними авторами рассказывается о том что Гильгамеш подружился с Энкиду защищающим зверей, и живущего по звериным законам. В сказании написано что хотя и был сделано это существо из глины, но было сильным, как дикий зверь, и своим обличьем напоминало зверя. Его тело было покрыто густой шерстью, а волосы на его голове подымались, подобно спелым колосьям. Лишенное человеческого разума, обладало звериным чутьем. Гильгамеш обучил Энкиду ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ПОВЕДЕНИЮ и помогала в этом Гильгамешу Шамхат (возможно она же Шамаханская царица), служительница самой богини любви Иштар. «И позвал тогда Гильгамеш с собой Энкиду сразиться с великаном кедрового леса высоко в горах». И что интересно друзья сражаются и с великаном и со злобным БЫКОМ (позже получившим в античной мифологии имя Зевс). Бык — это символ народов, обитавших в Южной Италией. Причём быка изображали бодающим римскую Волчицу. Предполагается что это греки называли эту территорию Италией - «страной телят».
Месопотамия распалась более чем на десяток государств. Шумеры были постепенно поглощены семитами и растворились в их массе. Начало II тысячелетия до Р. Х. ознаменовалось концом шумерской истории, хотя юг Двуречья ещё несколько веков сохранял некоторые культурные отличия от центра и севера, составляя особую область «Приморье». После расселения на юге Месопотамии сутиев-амореев доля семитов в местном населении возросла настолько, что шумерский язык перестал употребляться в живой речи, хотя официальная и храмовая документация ещё долго по исторической традиции продолжала вестись на нём.
Считается, что в области Тигра и Евфрата первоначальным центром культуры была южная часть страны - Халдея, где жил в глубокой древности народ, как полагают, желтой расы (туранской ветви), называвшие себя аккадцами. Этот народ уже знал обработку металлов и имел письмена, когда в страну пришли семитические завоеватели, смешавшиеся потом с местным населением и усвоившие его культуру.
После прихода семитов страна долго оставалась разделенною между мелкими царями, под властью которых были отдельные города, в числе которых был Бабилу, позднейший Вавилон, давший впоследствии имя всей стране. Из Халдеи мало-помалу культура распространилась к семитам, занявшим и среднее течение обеих рек - территорию называемую Ассирия. Здесь образовалось несколько отдельных государств, между которыми был город Ниневия.
Египетские фараоны XVIII династии завоевали Ассирию и наложили на нее дань, что не мешало самим ассирийцам подчинять себе соседние страны, на севере Армению, на юге мелкие государства Халдеи.
Из Библии известно, что примерно в XIII в. до Р. X. Ассирия становится большим царством, и что в течение шести столетий Ассирия вела войны со своими соседями и покоряла их земли, жесточайшим образом усмиряя восстания побежденных. О завоеваниях ассирийских царей мы знаем из Библии, так как в числе народов, с которыми они вели войны, были и евреи. И они ассирийцев очень не любили за их воинственный нрав ассирийцев. В 612 г. подвластные ассирийскому царю народы (вавилоняне и мидяне) разрушили Ниневию, угнав почти все население страны в рабство. После этого власть в Передней Азии перешло в Халдее царству Вавилонскому, особенно в правление знаменитого Навуходоносора (605 – 562), при котором Вавилон сделался громадным и великолепным городом, удивлявшим современников, более славным, чем Мемфис и Фивы. (Его описание оставлено греческим историком Геродотом).
Теперь о праведности сутиев-амореев (муж Мари был сутием). Разграбив южную и центральную часть Междуречья, сутии-амореи поначалу расселились по сельским их местностям. Там эти семитские кочевники продолжали заниматься привычным для них скотоводством, поначалу мало проникая в города, а лишь торгуя с их жителями. В первое время сутии признали власть царей Иссина (имя Исса и Иисус присутствуют в Исламе и Христианстве), однако мало-помалу их племенные союзы стали подчинять себе некоторые мелкие города. Часть таких центров стала расти и приобретать сильное политическое значение. Вавилон подчинился сутийскому племени амнану – части племенного союза биниямина, большая часть которого через несколько веков составила еврейское «колено Вениамин».
В 722 г. ассирийский царь Саргон взял столицу Израильского царства Самарию, а в 585 г. под ударами Навуходоносора пало u царство Иудейское, при чем жители были отведены в плен в Вавилон. После падения Вавилона персидский царь Кир позволил иудеям вернуться на родину и вновь отстроить город и храм, но с этого времени над их страною утвердилась власть персидских царей. Таким образом, евреи не имели большого значения в политической истории Востока, но зато в их среде хранилось как они считают самое возвышенное религиозное учение в то время - евреи веровали в единого Бога Иегову.
Сутийские вожди стали усиливаться, и к началу XIX века до Р. Х. Месопотамия распалась более чем десяток государств. Шумеры были постепенно поглощены семитами и растворились в их массе. Начало II тысячелетия до Р. Х. ознаменовалось концом шумерской истории, хотя юг Двуречья ещё несколько веков сохранял некоторые культурные отличия от центра и севера, составляя особую область «Приморье».
На дороге из Египта в область Тигра и Евфрата лежали Сирия, Финикия и Палестина. Из этих трех стран особое значение приобрела по своему географическому положению Финикия, получившая свое название у греков, как страна солнечного божества Финика, появлявшаяся с востока. Это была узкая прибрежная полоса между горным хребтом Ливаном и Средиземным морем, которое у этого берега (и даже севернее и южнее) носило имя Финикийского. Природа соединила здесь на небольшом пространстве все, что только могло содействовать развитию мореплавания. Берег моря представлял собою множество удобных гаваней (в настоящее время совершенно засоренных), а на горах рос превосходный строевой лес – громадные сосны и знаменитые ливанские кедры, что позволяло им строить торговые суда.
При XVIII династии фараонов Финикия подпала под власть Египта, и её жители получили привилегию вести в Египте торговлю, так что в Мемфисе у них даже образовался свой квартал. Торговля, соединенная с морским разбоем, вообще сделалась главным занятием финикийцев. ради торговых целей они стали заводить свои колонии на берегах и островах Средиземного моря. Они овладели Кипром, богатым медью, и некоторыми островами Архипелага, и даже проникали в Черное море, а на западе основывали свои поселения в Сицилии, в Сардинии, в южной Испании, богатой серебром (Кадис), и в северной Африке (Карфаген) и решались выбираться в Атлантический океан к западным берегам Африки и к островам которые сейчас зовутся Британскими, откуда привозили олово. Финикийских купцов упрекали в лживости и коварстве, но они все-таки умели сделать себя необходимыми всем народам так как возили товары на своих кораблях которые делали из растущего именно у них кедра. Они переняли у египтян их письмо, но упростили его, составив азбуку из двух десятков букв, и передали ее евреям, арабам и грекам (у которых в свою очередь заимствовали азбуку римляне). Религия финикийцев, ДОПУСКАВШАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ, была происхождения семитического. Они поклонялись Ваалу и Астарте (считается что это то же, что Бел и Иштар), а в Тире был развит культ Мелькарта, которого греки сравнивали со своим Гераклом. По соседству с финикийцами жили родственные им по происхождению и языку евреи, оставившие о своей истории обширные известия в Библии. Царствование Соломона было мирным и славным, но царь позволил финикийцам строить святилища их богам в самом Иерусалиме и сам приносил им жертвы. По смерти этого царя, государство распалось на два царства – Израильское на севере и Иудейское на юге. Первое образовали десять колен, второе – два, но зато в нем находился Иерусалим. Это разделение между Израилем и Иудой и войны, начавшиеся между ними, позволили народам, которые были покорены евреями, сбросить с себя их владычество. Финикия вошла в число земель Ассиро-Вавилонского царства, а затем досталась персам, в монархии которых играла потом роль главной морской силы.
Ученым, занимающимся сравнительным изучением языков, удалось открыть, что почти все европейские языки имеют общее происхождение и что одного же происхождения с ними были древние языки санскрит и зенд, на которых были написаны священные книги Индии и Ирана. Из родства языков, заключающегося в общих корнях слов и в сходных грамматических формах, ученые вывели то заключение, что индийцы, иранцы, армяне, греки, римляне, кельты, германцы, славяне и литовцы происходят от общих предков, т е. от одного народа, который принято называть арийцами (или праарийцами) по тому, как называли себя древнейшие представители племени, занявшие Индию и Иран. Почти наверное можно сказать, что индийцы и иранцы, одинаково называвшие себя «ариями», ранее других частей отделились от общего корня.
Веды, это четыре древнеиндийские, или, точнее, древнеарийские, книги, в которых излагаются главные основы ведической религии. Начало складывания вед относится к периоду, когда древние арии ещё не переселились в Индию и даже ещё не произошло обособления двух основных ветвей этого народа – индийской и иранской.
Зороастризм, одно из замечательных религиозных учений Востока, выработался в Древнем Иране. Подобно соплеменникам своим, арийцам Древней Индии, иранцы тоже обоготворяли сначала силы природы. Солнце, прогоняющее зимний холод и массы снега на горах; утренняя заря, рассеивающая ночные туманы, вспыхивающий огонь, земной отблеск небесного света, – огонь, который разрастающимся пламенем символически обозначает стремление души человеческой к вечному источнику света, представлялись божествами пастушеским народам Ирана, как и арийцам на Инде. Напротив, сухие ветры, ужасы степи и пустыни, где живут духи ночи и разрушения, внушали им страх, как враждебные демоны. Под улыбающимся небом Индии, где природа показывает себя только с благодетельной стороны своей, выработались понятие о божественной душе мира, от которой исходить все созданное, понятие о благом Провидении; напротив в Иране, где в природе, в климате ощутимы величайшие противоположности, развилось лежащее в основании всякой естественной религии верование в добрых и злых духов, в благодетельные силы света и враждебные силы мрака. Заратуштра постоянно прибегает к образам солнечного света и сияния, видимых им воочию. В Гатах огонь назван принадлежащим Ахура-Мазде. В дальнейшем связь Ахура-Мазды со светом только укреплялась. Солнце стало прямо называться «образом» Ахура-Мазды. Он выступает как жрец — его творение превращается в священнодействие, где он творит посредством священных МАНТР (Y 29.7) (- а это не только УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЯЗЫК, но и созидательные руки) . Его ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА, НАПОЛНЯЮЩАЯ БЫТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛОЙ, описывается как Спента Маинью «Святой Дух» (Y 47).
Как в народных верованиях индийских арийцев первое место поначалу принадлежало Индре, так у иранцев главным божеством был бог солнца – Митра.
Эта естественная религия была приведена в систему мудрецом и основателем религиозного учения Зороастром (Заратустра), все разрозненные понятия и правила собраны им в одну священную книгу – Зенд-Авесту.
О чём говорил Заратустра:
Ахурамазда(также Ахура-Мазда авест, ahura-mazda, груз., др.-перс. ahuramazda, арм. , Aramazd, монг., Хурмаст), др.-греч. — Ор мазд , Ормузд, (пехл. ?whrmzd'), «Бог Мудрый» — авестийское имя божества, которого пророк Зороастра — основатель зороастризма — провозгласил единым богом.
В Авесте Ахура - Мазда — безначальный творец, пребывающий в бесконечном свете],
создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и
властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, называющих себя по-
авестийски mazdayasna, то есть почитаемый почитателями Мазды.
Указанно, что Ахура-Мазда является отцом Аши (праведности-истины) - закона, по которому развивается мир, и покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся с «ложью» — злом и разрушением, происходящими в мире против его воли.
Имя бога в зороастризме образовано от двух древнеиранских слов,
имеющих индоиранские корни:
Ахура (ahura), представляет собой соответствие санскритскому asura, эпитету
Многих богов в Ригведе, прежде всего бога Ва_руны.
Асуры (позволим себе предположить что речь идёт об асирийцах) — в данном случае это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью
человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам».
Асуры в индийской традиции подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме, наоборот, проклинаются дэвы и почитаются ахуры и ахура (по преимуществу — Ахура-Мазда) - вот такое у них общее начало зафиксированное как противопоставление. Мазда (mazda) — образовано из праиндоевропейского «устанавливающий мысль», «осмысливающий», «мудрый». Индийское соответствие medha «разум», «мудрость». Этот более универсальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого
Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования
зороастрийского самоназвания mazdayasna — «почитающий Мазду», «маздеист» (которое
звучит муэдзин в странах Средней Азии) .
Заратуштра осмыслил Ахура-Мазду помыслом и увидел его воочию (Y 31.8; 45.8). Пророк вопрошал, а бог отвечал и наставлял пророка в божественной мудрости. В дальнейшем эта «встреча» (авест. hajamana) послужила основой новой религии почитания Мазды (зороастризма).
В Гатах Заратуштра просит Ахура-Мазду о защите, о наставлении, о даровании знаний, о благополучии в духовной и телесной жизни, о поддержке, которую друг дал бы другу (Y 46.2), и в подтверждение этому он сам приносит дары в виде поклонения и посвящения ему своей жизни и тела (Y 33.14), указано, что Ахура-Мазда был старше всего, но и самый юный, поэтому он возрастает вечно и потому самый могущественный, исамый осведомлённый - знающий. Знает ОШИБКИ, которые составляют прошлое, и зная о них он проектирует будущее. Помимо этого, а может быть поэтому, он всегда теперь следует прямым путём - путём праведности (пра-видя, т.е. помня и не повторяя ошибок предков). Всё это позже это ляжет в основу Христианства в виде принескния в жертву тела и жизни Христа. Но главное - РЕЧЬ ИДЁТ о просьбе ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНАЧАЛЬНОГО ЕДИНСТВА, УТРАЧЕННОГО ИЗ-ЗА ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЙ и ВОЙН. Речь идёт в том числе ж и о единстве поколений.
Ахура-Мазда пребывает в светлой Гародмане — «Доме песнопения», окружённый
свитой сотворённых им благих существ — ахур, во главе с Ашей и Воху Маной - Истинным Законом и Благим Помыслом. С Ашей и Воху Маной называемые в более позднюю эпоху Амешаспандами и Язатами. Здесь есть Мана небесная и язычники. Вавилонские язычники стало быть являются продолжателями эпоса эпохи Ашурбанапала.
Антропоморфные описания в Гатах читается как творение боаноденствия происходит «языком его уст» и «руками». Его язык - язык правды. Он держит дары воздаяния праведным и лживым.
Ахура-Мазда — творец (Datar) бытия (Y 50.11). ТВОРИТ СВОИМ ПОМЫСЛОМ (Y.
31.11), помыслом он СОТВОРИЛ СВЕТЛОЕ ПРОСТРАНСТВО МИРА(Y 31.7), ДАЮЩЕЕ РАДОСТЬ и УМИРОТВОРЕНИЕ.
Он поддерживает в мире Ашу - «Истину». Вероятно имеется ввиду сохранение изложенного на клинописных таблицах , которые археологи называют библиотекой АШ_ УР_БАНАПАЛА о великом потопе и великом спасени - притча о Гильгамеше, который сначала был получеловеком, был больше похож на зверя. Создав библиотеку (а создавал он её тысячу лет) , Ашурбанапал издал свою КНИГУ БЫТИЯ о том как Гельгамеш НАУЧИЛ СДЕЛАННОЕ ИЗ ГЛИНЫ ЗВЕРОПОДОБНОЕ СУЩЕСТВО СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. И этот человек стал мудрейшим, предсказавшим великий потоп и построившим ковчег для спасения всех зверей и людей, а имя его Энкиду. Около 2900 до Р. Х. Шумер пережил гигантское наводнение, оставшееся в народных преданиях как шестидневный «всемирный потоп». Согласно шумерским сказаниям, заимствованным позже семитами, во время потопа погибло множество людей. «Всё человечество стало глиной» – уцелел лишь правитель города Шуруппака, праведник Зиусудру, он же Заратустра, а в вавилонских сказаниях - Утнапиштим (прообраз библейского Ноя), которому БОГ МУДРОСТИ Энки (Эа) (он же Энкиду) открыл приближение катастрофы и посоветовал построить ковчег.
На своём ковчеге Зиусудра причалил к высокой горе.. Вот такая интересная история, ставшая основой появившейся гораздо позже семитской библейской истории.
Заратуштра постоянно прибегает к образам солнечного света и сияния, видимых им воочию. В Гатах огонь назван принадлежащим Ахура-Мазде. В дальнейшем связь Ахура-Мазды со светом только укреплялась. Солнце стало прямо называться «образом» Ахура-Мазды. Он выступает как жрец — его творение превращается в священнодействие, где он творит посредством священных МАНТР (Y 29.7) (- а ВЫШЕ СКАЗАНО ЧТО ЭТО НЕ ТОЛЬКО УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЯЗЫК, НО И РУКИ) . Его ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА, НАПОЛНЯЮЩАЯ БЫТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛОЙ, описывается как Спента Маинью «Святой Дух» (Y 47).
Мифология сохраняющаяся во всех аналогах :
Он поддерживает землю и небо от падения, создал чередование дня и ночи,
проложил дорогу светилам, дал силу ветру (Y 44). Он сотворил скот, растения и воду (Y
48.6; 51.7). Он сотворил людей: их тела и души, — и даровал им свободу воли (Y 31.11;
46.6). Он создаёт блага этого мира и дарует их человечеству (Y 33.11; 48.3).
Хотя Ахура-Мазда велик, он находится в самых близких отношениях с людьми. Любой, кто на его стороне, может чувствовать себя его близким — другом, братом и отцом (Y 45.11).
Он благосклонен ко всем, кто стремится к дружбе с ним (Y 44.17).
Тот, кто поддерживает в мире закон Аши, становится самым желанным союзником Ахура-Мазды, и бог одаривает его благами !!Целостности!! и Бессмертия Y 31.21, 22) - через творение продолженом в будущих поколениях.
По поводу закона и вершения суда:
Ахура-Мазда изначально определил два типа поведения — в соответствии с моральным порядком мира или наперекор ему (Y 46.6)
Человек выбирает между этими двумя путями в соответствии со своей свободной волей, но конец выбравших два разных пути будет различен (Y 48.4). И праведного, и лживого ожидает конечное вознаграждение, исходящее от Ахура-Мазды (Y 43.4, 5) — спасение и всевозможные блага для первых и боль и разрушение для вторых (Y 30.11 и др).
.
Всё что делается НАПЕРЕКОР (чему-либо или кому-либо) РАЗРУШАЕТ любой проект МИРО-ЗДАНИЯ.
.
Свидетельство о публикации №225021001471
заняться ШУМерами, да всё нЕкогда....
1000 ЗГТ на Проза-ру
и 5000 ЗГТ на Стихи-ру.....
Когда-жЖж жить-то после 70-ти?????
Ещё и Хунтаїна оГРЫЗается......,-
17-й или 19-й раз чиню бока хатЫнки..!!!
уууууууууууууууууууууууууу
Ну и ШУМерство с Ветхой Библией,-
всегда ИНТЕРЕСны сопоставления !!
Артур Живаго 20.04.2025 01:12 Заявить о нарушении
Ирина Купцова 20.04.2025 02:57 Заявить о нарушении
Ибо старЇ и времени в обрез !!!
Хунта с НАТО не дрЕмлят,-
крушАт мою родную ГОРловку
подло теперь и сОтнями дронов в день...
Стені домов со стороні Хунтаїны
крепим мы, старики, не лишь себе,
и соседям одиноким, больш бАбцям
не жеЛАЮЩИМ помирать в другом краю,
да чтоб фаш-бандерам НЕ сдаваться !!!
Артур Живаго 20.04.2025 07:31 Заявить о нарушении